Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания
материал по теме
выступление на РМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo.docx | 339.72 КБ |
prezent_na_doklad.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени академика К.А.Валиева города Мамадыш»
Выступление на РМО учителей начальных классов.
Тема: « Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания»
Подготовила: учитель начальных классов
Бербасова Людмила Ивановна
Дата: 30 марта 2018г.
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности отношу: (Слайд 1)
- обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности;
- использование на практике современных педагогических технологий;
- создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников;
- осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников.
Как учитель начальных классов считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.
Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий, руководствуюсь следующими критериями: (Слайд 2)
- Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
- Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
- Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
- Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
- Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям относятся: обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения.
Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.
(Слайд 3) . Так что же такое компетентность и компетенция?
Компетентность - это сумма знаний и умений. Она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности.
Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях.
Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс, происходящий в школе, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
(Слайд 4) Компетенция:
- в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач;
- в отличие от навыка – осознана;
- в отличие от умения – совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;
- в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так: (Слайд 5)
искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения
С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций: (Слайд 6)
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Общекультурные и социальные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Как видно из данной классификации, отдельных личностных компетенций нет, они не выделены. Это связано с тем, что личность - это человек, взятый в системе его устойчивых социально - обусловленных психологических характеристик, всё это входит в структуру личности.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.
Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы, портфолио, проекты.
(Слайд 7)
Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
(Слайд 8)
Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
– индивидуально психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
– мотивационно ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);
– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);
– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).
Однако не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий. В этом случае используются малоформализованные методы оценки: метод исследующего (стандартизированного) наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетного опроса.
При разработке таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет в качестве критериев сформированности универсальных учебных действий используются критерии : а) соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям; б) соответствия свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов.
1. Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.
2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.
3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учётом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.
4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.
По результатам оценки личностной компетентности выдаются индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса.
Отмечу ещё один немаловажный момент. При оценке сформированности составляющих личностной компетентности в качестве экспертов выступают учителя и родители обучающихся.
Кроме того, привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет:
- расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни;
- убедить детей на примере их родителей, состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни;
- овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и востребованности к жизни.
Полноценное формирование личностной компетентности школьников и её оценка должны осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения.
Формируя основные группы компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи педагогической деятельности: Цель: создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. Задачи: обеспечение ресурсной базы; использование современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников .
Критерии при выборе образовательных технологий: 1. Организация групповых видов деятельности. 2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений. 3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем. 4. Организация поисковой и исследовательской деятельности. 5. Создание условий для самооценки и взаимооценки .
-это сумма знаний и умений. Компетентность Компетенция -это общая способность. Компетенция является результатом образования в широком смысле слова.
Компетенция позволяет решать целый класс задач. о сознана. совершенствуется по пути интеграции с другими компетенциями. существует в форме деятельности.
Ключевые слова:
Группы ключевых компетенций:
Младший школьник.
Методы оценки личностной компетентности обучающихся Структурные компоненты личностной компетенции 1-4 классы Индивидуально - психологический Психодиагностический метод. Психологическая диагностика личностных особенностей и состояний. Методики «Несуществующее животное», «Лесенка» Мотвационно - ценностный Психодиагностический метод. Методики Т. Нежновой , Н. Лускановой . Деятельностный Метод экспертных оценок. Анализ успеваемости. Коммуникативный Наблюдение за поведением детей. Метод экспертных оценок. Психодиагностический метод.
Расширить круг общения детей с миром взрослых Значимость образования в жизни Овладевать знаниями
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностная компетентность школьника и методы её оценивания"
В статье говорится о развитии личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Личностная компетентность школьника и методы её оценивания
Выступление на ШМО начальных классов. Презентация....
Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»
Развитие личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...
Личностная компетентность школьников и методы её оценивания
Выступление на ШМО...
Личностная компетентность школьника и методы его оценивания
Выступление на семинаре учителей начальных классов...
«Личностная компетентность школьника и методы её оценивания»
В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметны...