РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Музыка и движение»
календарно-тематическое планирование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Музыка и движение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka_i_dvizhenie_4_klass_2_variant.docx | 40.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа-интернат ППП»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании Зам. директора по УР Директор школы:
МО учителей ____Н.С. Камалетдинова ____Л. Б. Писаренко
________________
Протокол №
От « »_____ 2021г.
Рассмотрено
На педагогическом совете
Протокол № 1 от « »____2021г
На заседании ППк
Протокол №1 от « »_____.2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметной области «Искусство»
по предмету «Музыка и движение»
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) 4 класс
Учитель: Воротникова Мария Николаевна, без категории
Количество часов всего 68ч по 2часа в неделю
Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
с.Ижморка-2я,2021г.
Планируемые предметные и личностные результаты
Личностные результаты:
- Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
- Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
- Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
- Владение правилами поведения в учебной ситуации;
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
- Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
- Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
- Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
- Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования
Предметные результаты.
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. |
|
Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. |
|
Содержание учебного предмета
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).
Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.
Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка и движение» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.
На музыкальных уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки:
- ходьба в разном темпе;
- бег по кругу;
- бег с предметом;
- подскоки на месте;
- приседания с поворотами вправо и влево и др.
Музыкальные игрушки, детские самодельные музыкальные инструменты также широко используются на уроках.
Большое значение в ходе уроков придается коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности следует учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида муз деятельности на др. (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся. Мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.
Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Программа по предмету включает три раздела: «Слушание и пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание и пение.
Обучение учащихся пропеванию под музыку своих имен. Обучение слушанию и пропеваниюпопевок, песенок с различной интонацией, динамической окрашенностью, сочетания пение с мимикой и пантомимикой (обыгрывание в движении текста попевки).
Слушание и различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов и т.д.
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Название инструмента.
Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями.
Совместное слушание сказок, записанных на аудиокассеты.
Музыкально-ритмические движения.
Обучение движениям на перестроение в пространстве зала, простейшим движениям, которые выполняются в соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под музыку, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, подпрыгивания, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.
Обучение простейшим музыкально-ритмическим играм, а также хороводные игры, основанные на потешках.
Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок, по следочкам, по сенсорным дорожкам.
Совместные с учащимися музыкальные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.
Обучение учащихся ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация действий хорошо знакомых сказочных персонажей.
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Формирование начальных навыков игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещетках, колокольчиками и др.
Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах движениями, подпеванием и подыгрыванием на барабане, дудочке, маракасе и т.д. Формирование у учащихся навыков игры на самодельных музыкальных инструментах.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Виды, формы | Содержание воспитательного потенциала урока |
1. | Слушание и пение. | 35 | Урок-путешествие. Урок беседа. Дидактическая игра Урок- презентация Театрализация, урок фантазия. Урок практикум | Воспитывается умение общаться в диалоге, учитель – ученик, ученик - ученик. Активизируется познавательная деятельность учащихся, воспитывается умение формулировать и выражать свои мысли. Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. |
2. | Музыкально-ритмические движения. | 20 | Беседа – этическая, игра, Работа в группах (парах). Урок-путешествие. Урок беседа. Дидактическая игра Урок- презентация Театрализация, урок фантазия.Урок практикум | Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение) Формирование нравственности; формирование чувств и эмоций; формирование эстетического отношения к окружающей действительности; формирование волевых качеств личности. Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. |
3. | Игра на музыкальных инструментах. | 13 | Беседа - этическая Работа в группах (парах). Урок-путешествие. Урок беседа. Театрализация. Урок- презентация Урок практикум | Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение) Формирование нравственности; формирование чувств и эмоций; формирование эстетического отношения к окружающей действительности; формирование волевых качеств личности; формирование умения общаться в группе и коллективе. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. часов | Основные виды деятельности | Дата |
1 четверть.(17ч) Слушание и пение (6ч) | ||||
1 2 | Как нас зовут? | 2 | Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого. Обучение пропеванию под музыку своих имен. Слушание музыки. Эмоционально откликаться на музыку, попевать учителю | 02.09 06.09 |
3 4 | Звуки природы | 2 | Обучение узнаванию разнообразных звуков природы (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей) Слушание и узнавание. Уметь различать разнообразные звуки природы .Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого | 09.09 13.09 |
5 6 | Динамические оттенки | 2 | Развитие восприятия средств музыкальной выразительности. Слушание. Уметь различать тихое и громкое звучание музыки Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога. | 16.09 20.09 |
Игры на музыкальных инструментах (6 ч) | ||||
7 8 | Ударные инструменты. Барабан. | 2 | Формирование навыков игры на барабане Музыкально-дидактические игры на музыкальных инструментах Уметь определять на слух звучание барабана и уметь играть на нем Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 23.09 27.09 |
9 10 | Дудочка, свистулька | 2 | Формирование навыков игры с музыкальными игрушками Музыкально-дидактические игры с музыкальным игрушками Уметь играть с дудочкой и свистулькой, узнавать их звучание. Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 30.09 04.10 |
11 12 | Ударно-шумовые инструменты. Бубен. | 2 | Формирование навыка игры с бубном. Игра на музыкальных инструментах Упражнения на создание ритмического рисунка Уметь играть с бубном, узнавать его звучание Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 07.10 11.10 |
Музыкально-ритмические движения (5ч) | ||||
13 14 15 | Заинька, попляши… | 3 | Формирование умений и навыков движения по текстам песенок Игра-импровизация с музыкальным сопровождением Уметь выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами, кружиться, ходить по кругу за учителем) | 14.10 18.10 21.10 |
16 17 | Прогулка под зонтиком | 2 | Формирование умений и навыков движения под музыку. Музыкально-ритмич. упражнения под музыку. Уметь выполнять элементарные движения, под музыку сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 25.10 28.10 |
2 четверть (14ч) Слушание и пение (4) | ||||
18 | Отгадай | 1 | Формирование представления о различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов Слушание аудиокассет Уметь узнавать и выбирать такой же музыкальный инструмент Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 08.11 |
19 | Аудио сказка «Репка» | 1 | Формирование умения слушать аудиозапись Слушание, игра Уметь слушать аудиозаписи Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 11.11 |
20 21 | Песенки для детей | 2 | Формирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками Слушание и подпевание. Развивать желание подпевать учителю Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 15.11 18.11 |
Игры на музыкальных инструментах (4ч) | ||||
22 23 | Громко-тихо | 2 | Формирование навыка игры на самодельных музыкальных инструментах (ложки) Музыкальная игра Уметь стучать ложками то тихо, то громко в такт музыке Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 22.11 25.11 |
24 25 | Веселый паровозик | 2 | Формирование умения создавать ритмический рисунок с помощью «звучащих жестов» Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов» Уметь создавать ритмический рисунок Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 29.11 02.12 |
Музыкально-ритмические движения (6ч) | ||||
26 27 | У оленя дом большой | 2 | Формирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмич. упражнения Выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами, хлопать в ладоши, приседать) в такт музыки Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 06.12 09.12 |
28 29 | Воробьи и автомобили | 2 | Формирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмич. упражнения Выполнять элементарные движения под музыку Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 13.12 16.12 |
30 31 | Танец снежинок | 2 | Формирование умений и навыков движения в такт музыки. Музыкально-ритмические игры. Уметь слушать, подпевать, выполнять движения под музыку с шумовыми игрушками и без них. Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 20.12 23.12 |
3 четверть (20) Слушание и пение (12) | ||||
32 33 | «Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Зимнее утро». | 1 | Формирование умения слушать аудиозапись Слушание, игра Уметь слушать аудиозаписи Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 10.01 |
34 35 | «Г олубые санки» - муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой. | 2 | Формирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками Слушание и подпевание. Развивать желание подпевать учителю Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 13.01 17.01 |
36 | Марш, танец, песня. | 1 | Формирование умения слушать аудиозапись Слушание, игра Уметь слушать аудиозаписи Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 20.01 |
37 38 | «Вальс» муз. Д. Кабалевского. | 2 | Формирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками Слушание и подпевание. Развивать желание подпевать учителю Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 24.01 27.01 |
39 40 | «Всегда найдётся дело» - муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен. | 2 | Формирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками Слушание и подпевание. Развивать желание подпевать учителю Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 31.01 03.02 |
41 42 | «Маленькая полька» - муз. Д. Кабалевского. | 2 | Формирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками Слушание и подпевание. Развивать желание подпевать учителю Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 07.02 10.02 |
43 44 | «Марш» - муз. П. Чайковского. | 2 | Формирование умения слушать и подпевать с разными интонационными и динамическими характеристиками Слушание и подпевание. Развивать желание подпевать учителю Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 14.02 17.02 |
Музыкально-ритмические движения (5ч) | ||||
45 | Приседания с одновременным выставлением ноги вперёд. | 1 | Формирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмич. упражнения Выполнять элементарные движения под музыку (топать ногами, хлопать в ладоши, приседать) в такт музыки Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 21.02 |
46 47 | Упражнения с лентами. | 2 | Формирование умений и навыков движения в такт музыки Музыкально-ритмич. упражнения Выполнять элементарные движения под музыку Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 24.02 28.02 |
48 49 | Танец с колокольчиками. | 2 | Формирование умений и навыков движения в такт музыки. Музыкально-ритмические игры. Уметь слушать, подпевать, выполнять движения под музыку с шумовыми игрушками и без них. Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 03.03 05.03 |
Игры на музыкальных инструментах (3ч) | ||||
50 | Исполнение различных ритмов на бубне и барабане. | 1 | Формирование навыков игры на барабане Музыкально-дидактические игры на музыкальных инструментах Уметь определять на слух звучание барабана и уметь играть на нем Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 10.03 |
51 | Музыкально-дидактическая игра «Узнай и повтори». | 1 | Формирование навыков игры с музыкальными игрушками Музыкально-дидактические игры с музыкальным игрушками Формирование учебного поведения:умение выполнять инструкции педагога | 14.03 |
52 | Музыкально-дидактическая игра «Быстро-медленно». | 1 | Игра на музыкальных инструментах Упражнения на создание ритмического рисунка быстро – медленно. Уметь играть с бубном, узнавать его звучание Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 17.03 |
4 четверть (17ч) Слушание и пение (13ч ) | ||||
53 54 | «Весна-красна» | 2 | Познакомить с музыкальными произведениями по теме «Весна» Слушание музыкальных произведений Уметь слушать, подпевать Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 28.03 31.03 |
55 | Музыка веселая и грустная | 1 | Упражнения на развитие восприятия средств музыкальной выразительности Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 04.04 |
56 | «Веснянка» - укр.н.п., обр. А. Луканина. | 1 | Познакомить с музыкальными произведениями по теме «Весна» Слушание музыкальных произведений Уметь слушать, подпевать Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 07.04 |
57 | «Пёстрый колпачок» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. | 1 | Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 11.04 |
58 | «Вальс» - муз. П. Чайковского. | 1 | Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 14.04 |
59 | «Солнышко» - муз. и сл. О. Красевой. | 1 | Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 18.04 |
60 | «Марш» - муз. П. Чайковского. | 1 | Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 21.04 |
61 | «Ой, бежит ручьём вода» - укр.н.п. | 1 | Слушание и подпевание Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 25.04 |
62 | «Блины» - р.н.п., обр. А. Абрамского. | 1 | Слушание и подпевание. Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 28.04 |
63 | «Кто на чём играет?» - муз. А. Абелян, сл. В. Семернина. | 1 | Слушание и подпевание. Уметь различать музыку веселую и грустную Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 05.05 |
64 | «Теремок» | 1 | Прослушивание сказки в аудиозаписи. Слушание сказок в аудиозаписи Уметь слушать сказку в аудиозаписи Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 12.05 |
65 | «Весенняя песенка» | 1 | Формирование умения подпеванию. Разучивание песенки Уметь подпевать Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 16.05 |
Музыкально-ритмические движения (4ч) | ||||
66 | «Танец гномиков с фонариками» | 1 | Разучивание танцевальных движений с фонариками Движения под музыку Уметь выполнять движения с фонариками в руках под музыку Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 19.05 |
67 | «Вот как мы умеем!» | 1 | Разучивание танцевальных движений с фонариками и подпеванием Движения под музыку Уметь выполнять движения с фонариками в руках под музыку с одновременным подпеванием | 23.05 |
68 | «Здравствуй, лето!» | 2 | Обобщить полученные знания за год Игра Закрепить полученные знания за год Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции педагога | 26.05 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Математика» по предмету «Математические представления»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Математика» по предмету «Математические представления»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Окружающий мир» по предмету «Домоводство»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Окружающий мир» по предмету «Домоводство»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Окружающий мир» по предмету «Окружающий природный мир»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Окружающий мир» по предмету «Окружающий природный мир»...
Рабочая программа предметной области «Искусство» учебного предмета «Рисование» для 4 класса
Разработала и реализую рабочую программу на основе АООП начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант, ГБОУ "Русско-Акташская шк...