Рабочая программа предметной области «Искусство» учебного предмета «Рисование» для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Разработала и реализую рабочую программу на основе АООП начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант, ГБОУ "Русско-Акташская школа-интернат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_risovanie_4_klass.docx53.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУССКО – АКТАШСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО
ШМО 2 уровня (начального общего образования)

______________ 

Протокол №1

от "25" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

______________ 

.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________ 

Приказ № 203
от "29" августа 2022 г.

Рабочая программа

предметной области «Искусство»

учебного предмета «Рисование»

для 4 класса

Составитель: Ушмодина Л.В.

Русский Акташ, 2022 год

  1. Планируемые результаты учебного предмета «Рисование»

Предметные результаты

БУД

Минимальный

уровень

Достаточный

уровень

  • -знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
  •  - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
  • - знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
  • - пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; - знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  • - знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
  • - организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • - следование при выполнении работы инструкциям учителя;
  •  - рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
  •  - осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  •  - владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • - рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
  • - передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
  • - применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
  • - ориентировка в пространстве листа;
  • - размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
  • - узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
  • - знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
  • - знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
  •  - знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  •  - знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
  • - знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
  • - знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
  • - знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  • - нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • - следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; - оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • - использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
  •  - применение разных способов лепки;
  • - рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
  • - рисование по воображению;
  • - различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
  • - различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
  • - различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Личностные

  • - положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
  • - понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

- адекватные представления о собственных возможностях;

  • - осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
  • - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
  • проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • - стремление к творческому досугу на основе предметно- практической и изобразительной деятельности;

- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и

умений по различным видам изобразительной и творческой предметно- практической деятельности.

  • - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • - овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • - элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
  • - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • - сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • - развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
  • Регулятивные:
  • - принятие учебной задачи;
  • - организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • - правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
  • - правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
  • - закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;
  • - проверять работу по образцу с помощью учителя;
  • - формирование умения последовательно выполнять работу с опорой на наглядность.
  • Познавательные:
  • - ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, на плоскости под руководством учителя;
  • - называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), находить общее и различие с помощью учителя;
  • - группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
  • - передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами;
  • - узнавать и различать в репродукциях изображённые предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине. Коммуникативные:
  • - слышать и слушать речь учителя;
  • - соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  • - вступать в контакт с одноклассниками;
  • - оформлять мысли на уровне слова, словосочетания.

  1. Содержание программы учебного предмета «Рисование»

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Обучение композиционной деятельности

Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).

     34

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.

Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями «основные» («главные») цвета - красный, синий, желтый и «составные цвета» (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре. Обучение приемам просветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло - зеленой, серой, светло - коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

Обучение восприятию произведений искусства

Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства. Беседа по плану:

1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.

2. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие.

3. Как художник изображает деревья в разные времена года.

4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.

  1. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Рисование»

№ п/п

         Изучаемый раздел,

                Тема урока

   Кол-во

  часов

Календарные

сроки

     Основные        виды учебной деятельности обучающихся

Модуль воспитательной работы

«Школьный урок»

план

факт

         I ЧЕТВЕРТЬ 8 часов  (9ч)

1

Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием

1

02.09

Знакомиться с выполнением аппликации способом обрывания. Развивать технические навыки и приемы обрывной аппликации.

Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Уметь различать грибы, разные по цвету и форме.

Продолжать учиться рисованию (дорисовыванию).

Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги).

Понимать роль цвета в создании аппликации.

Оценивать свою деятельность.

Овладевать живописными навыками работы в технике обрывной аппликации. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

2

Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах

1

09.09

Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Усвоить понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Рассматривать и сравнивать картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Усвоить понятия «пейзаж», «портрет», «натюрморт».

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

3

Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка

1

16.09

Знать, что такое натура.

Понимать, как рисовать с натуры, по памяти.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Усвоить такие понятия, как натура, натюрморт, портрет.

 Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Овладевать живописными навыками работы цветными карандашами.

Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

4

Листья осенью. Рисование

1

23.09

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Характеризовать особенности красоты осенних листьев, ягод смородины, учитывая их цвет и форму. Изображать дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец. Овладевать живописными навыками работы акварелью по-сырому, используя помощь учителя. Использовать выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки. Овладевать навыками работы в технике акварели по-сырому. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю 

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающегообучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

5

Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование

1

30.09

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в осеннее время года, внимательно слушать рассказ учителя. Изображать веточку с листьями, учитывая особенности их формы.

Изображать живописными  средствами осеннее состояние природы.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Знать и называть основные и составные цвета.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

6

Веточка с листьями в тени. Рисование

1

07.10

Характеризовать красоту, состояние природы.

Характеризовать особенности красоты листьев березы, учитывая их цвет и форму.

Изображать веточку с листьями в тени, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа веточки с листьями березы в тени.

Овладевать навыками работы в технике акварели.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

7

Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием

1

14.10

Уяснить такие понятия, как свет, тень, контраст.

Определять местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции.

Изображать березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием.

Анализировать форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой.

Выполнять рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему.

Применять выразительные графические средства и средства аппликации в работе.

Выполнять творческое задание  согласно условиям.

Выражать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

8

Рассматривание картин художников

1

21.10

Знать определение слова «пейзаж», понимать смысл определения.

 Рассматривать картины, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.)

Различать разные средства художественной выразительности в творчестве художников-пейзажистов.

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения цели — красивого изображения природы.

Знать имена знаменитых  художников-пейзажистов. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

9

Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование

1

28.10

Изображать деревья, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства живописи для создания рисунка деревьев близко и на расстоянии.

Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Усвоить понятия: контур, линия горизонта, передний план, дальний план.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

         II ЧЕТВЕРТЬ 7 часов

1

Нарисуй домики, которые расположены от тебя так же: близко, подальше, далеко. Рисование

1

11.11

Изображать домики, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства живописи для создания рисунка домиков близко и на расстоянии.

Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Усвоить понятия (перспектива, передний план, дальний план, приглушенные цвета).

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

2

Нарисуй картину-пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и  загораживает ее

1

18.11

Рассматривать картины художников-пейзажистов, рассказывать о способах построения рисунка, настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом.

Усвоить понятия «далеко», «близко».

Учиться строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Познакомиться с понятием «перспектива», усвоить.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Развивать навыки работы карандашом и акварелью.

 Оценивать свою деятельность

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

3

Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт

1

25.11

Познакомиться с жанром натюрморта.

Рассматривать живописно-декоративные натюрморты известных художников.

Рассказывать о своих впечатлениях.

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в своих произведениях и какие приемы они используют.

Участвовать в обсуждении  особенностей творческой манеры художников, средств художественной выразительности, придающих натюрмортам декоративный характер. Анализировать цвет как основное выразительное средство живописи, его возможности, роль линии.

Выполнять рисунок композиции декоративного натюрморта в карандаше и в цвете.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к натуре.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

8. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых

исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других

исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

4

Беседа о творчестве художников. Портрет человека

1

02.12

Познакомиться с жанром портрета.

 Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений  художников.

Узнавать знаменитых людей на портретах.

Сравнивать особенности изображения портретов у разных художников.

Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров портрета.

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют разные художники и скульпторы для создания образа известного человека, о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

5

Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки

1

09.12

Учиться внимательно рассматривать картины художников. Знать, как называются части лица человека.

Наблюдать процесс рисования человека.

Понимать, что такое портрет.

Изображать графическими средствами портрет человека, чтобы было похоже.

Изображать части лица, сравнивая работу с оригиналом. Овладевать навыками работы с образцом. Сравнивать свою работу с работами одноклассников

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

6

Портрет моей подруги. Лепка и рисование

1

16.12

Изображать и лепить портрет.

Использовать выразительные средства живописи и возможности пластинографии для создания портрета. Овладевать навыками работы в технике пластинографии. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Усвоить такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Овладевать навыками работы  акварелью и пластилинографии, используя помощь учителя

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

7

Нарисуй свой автопортрет

1

23.12

Понимать, что такое автопортрет.

Изображать живописными средствами автопортрет. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Передавать в изображении характер и настроение.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Развивать навыки работы в технике рисования.

Работать графическими материалами с помощью линий разной толщины.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Анализировать последовательность выполнения рисунка. Создавать композицию рисунка самостоятельно.

Подбирать необходимые цвета для выполнения работы. Сравнивать свою работу с работами одноклассников

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

III ЧЕТВЕРТЬ  11 часов (10 часов)

1

Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление

1

13.01

Понимать и уметь объяснять роль художника в создании поздравительной открытки.

Создавать открытку к определенному событию.

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительный образ Новогоднего праздника.

Передавать с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки.

Выполнять эскизы поздравительной открытки на заданную тему.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

2

Беседа. Художники о тех, кто защищает  Родину

1

20.01

Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником,  наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине.

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усвоить понятие «герой-защитник».

Знать имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

3

Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. Рисование

1

27.01

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Учиться мастерству рисования, глядя на картины известных художников.

Продолжать знакомиться с понятием «форма».

 Анализировать форму предмета.

Развивать наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполнять работу поэтапно.

Овладевать навыками изображения фигуры человека. Выполнять творческое задание согласно условиям.

Подбирать необходимые цвета для выполнения работы. Анализировать последовательность выполнения рисунка, учитывая пропорции.

Создавать композицию рисунка самостоятельно, если трудно, обратиться к учителю

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

4

Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках

1

03.02

Уяснить понятия «злой», «добрый».

 Создавать графическими средствами эмоционально-выразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние  героя сказки и окружающую его действительность. Выполнять рисунок на заданную тему.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою.

Обсуждать и оценивать творческую работу в коллективе

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

5

Необыкновенные деревья в сказках

10.02

Выполнять рисунок на заданную тему. Создавать с помощью разных линий и фигур-завитушек сказочные деревья.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Выражать в творческой работе свое отношение к деревьям (сказочным), которые не видел в природе.

Обсуждать и оценивать творческую работу в коллективе

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

6

Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок

1

17.02

Объяснять, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит».

Знать, как называются разные части тела человека. Закреплять навыки работы от общего к частному.

Выполнять работу последовательно.

Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки,  изображающей соревнующихся детей.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

7

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море

1

24.02

03.03

Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины разных художников-маринистов, рассказывать о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники.

Усвоить понятия «морской пейзаж», «волна», «буря».

Знать имена знаменитых художников-маринистов.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений  художников-маринистов

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

8

Нарисуй море. Рисование

1

03.03

Знакомиться с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги.

Учиться рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность.

Выполнять рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому.

Представлять рисунок и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

9

Беседа. Художники и скульпторы

1

10.03

Понимать, что картина или скульптура — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины разных художникованималистов, созданные ими скульптуры.

Усвоить понятия «анималист», «зарисовка», «поза», «скульптура».

Знать имена художников - анималистов.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников-анималистов

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

10

Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй

1

17.03

Учиться создавать сюжетную композицию — размещать животных на панораме африканской саванны.

Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы и инструменты: акварель, карандаши и простой карандаш и их сочетания, придавая образу большую выразительность и более точное  воплощение замысла.

Изображать и лепить жирафа, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Совершенствовать технические навыки рисования и лепки, используя знакомые приемы изображения и техники, рисовать и лепить в определенной последовательности.

Выполнять работу поэтапно.

Фантазировать, проявлять инициативу, способность вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Учиться формировать навыки сотрудничества, взаимодействия

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

8. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых

исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других

исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

11

Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование

1

24.03

Познакомиться с понятием «зоопарк».

Знать названия зверей жарких стран.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Объяснять, чем внешне отличаются бегемоты от других зверей жарких стран.

Усвоить такие понятия, как зоопарк, жаркие страны, бегемот (гиппопотам).

Анализировать форму частей, при изображении животного, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Овладевать живописными навыками работы в технике акварели.

Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

IV ЧЕТВЕРТЬ 8 часов

1

Насекомые. Стрекоза. Лепка

1

07.04

Видеть в сложной форме (форма насекомого — стрекоза) составляющие — простые формы.

Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю.

Создавать изображения на основе простых и сложных форм.

Следовать в своей работе условиям творческого задания. Лепить стрекозу, глядя на предложенный учителем образец. Использовать выразительные средства и возможности лепки для создания объемного изображения насекомого.

Овладевать навыками работы в технике лепки.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

2

Насекомые. Стрекоза. Рисование

1

14.04

Познакомиться с представителем насекомых — стрекозой. Учиться создавать образ стрекозы карандашами, акварелью, используя графические средства выразительности: цветовое пятно, линию.

Продолжать осваивать технику акварели.

Развивать воображение, фантазию, смелость в изложении собственных замыслов. Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «я»  

Сравнивать свою работу с работой окружающих, критически относиться к своей работе

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

3

Беседа. Народное искусство. Гжель

1

21.04

14.04

Знакомиться с разнообразием русских народных промыслов. Учиться различать изделия, знать характерные особенности Гжели.

Знакомиться с искусством гжельских мастеров.

 Развивать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду «под Гжель».

Познакомиться с профессией гончара.

Знать, кто такие мастера Гжели.

Уяснить, какие три цвета используют в гжельской росписи. Понимать, что такое растительный и геометрический орнаменты.

Любоваться красотой гжельского фарфора

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

4

Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда)

1

28.04

Развивать интерес к истокам русской народной культуры, желание расписывать посуду «под Гжель».

Учиться расписывать чашки,  блюдца, выделять кайму.

Учиться рисовать простейшие цветы из капелек, выделять середину цветком.

Закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Развивать чувство цвета, композиционные умения. Совершенствовать навыки работы с гуашью.

Учиться смешивать краски для получения нового цвета

1. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному

восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности.

2. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

5

Беседа. Улица города. Люди на улице города

1

05.04

Рассматривать картины художников, изображающих улицы города.

Знать имена художников, рассказывающих о жизни города. Развивать навыки составления описательного рассказа по картинке.

Учиться использовать точные слова для обозначения предметов.

Закреплять знания о правилах  поведения пешеходов на улице. Работать по иллюстрациям картин известных художников. Различать изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка

3. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на

уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения.

6

Рисунок по описанию. Улица города

1

12.05

Работать по иллюстрациям картин известных художников. Различать изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка.

Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) фигуры человека в движении для многофигурной композиции. Применять выразительные графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям.

Выражать в творческой работе свое отношение к изображению улиц города.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности

4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

7

Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета

1

19.05

Развивать познавательную активность.

Формировать позитивный взгляд на мир. Эмоционально откликаться на красоту природы.

Знать и называть цветы, растущие летом.

Учиться описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира.

Наблюдать за изменениями в природе.

Уяснить, что такое «дары природы».

Учиться бережному отношению к природе.

Запомнить признаки летнего времени года.

Развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли.

Учиться составлять рассказ по теме, если трудно, обратиться за помощью к учителю

5. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,

которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые

учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися

8

Нарисуй венок из цветов и колосьев

1

26.05

Характеризовать красоту природы, летнее состояние природы. Характеризовать особенности красоты цветов, учитывая их цвет и форму.

Изображать венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.

Использовать выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев.

Выполнять работу поэтапно, соблюдая размер пропорции. Овладевать навыками работы в технике акварель.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

6. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

7. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего

обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Музыка" 4 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, программе...

Рабочая программа и КТП по учебному предмету "Математика", 4 класс, 1 полугодие. (Система РО Л.В. Занкова)

Рабочая программа по математике ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Аргинская, И. И. Математика: учебник для 4 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Корми...

"Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Математика", 2 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного предмета "Математика", 2 класс УМК "Перспектива" поможет учителю начальных классов, особенно молодым специалистам в данной области, в составлении Рабочих...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Математика» по предмету «Математические представления»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Математика» по предмету «Математические представления»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Музыка и движение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Искусство» по предмету «Музыка и движение»...