Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена
план-конспект урока (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_kursu_azbuka_nravstvennosti.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу «Азбука нравственности»
для учащихся 4 класса
Тема: Наши имена
Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств.
Задачи:
- познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.
- развивать познавательные и творческие способности детей,
- формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;
- воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и обычаям народа.
Тип урока: комбинированный.
Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.
Оборудование:
- Конспект урока, презентация.
- Компьютер, телевизор.
- Сообщения детей.
4. Карточки с заданиями.
Прогнозируемый результат:
учащиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение устанавливать аналогии;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке;
формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
Слайд «Счастливый случай»
Под звуки музыки входят ведущие.
Ведущий 1. Мы приветствуем всех на игре «Счастливый случай».
Приглашаются команды – участницы.
(Команды занимают свои места).
Ведущий 2. Сегодня игра будет посвящена именам.
А одержать победу поможет вам ум и, конечно же, Счастливый случай.
Ведущий 1. Мы предлагаем командам представиться.
( Команды представляются)
Позвольте представить членов жюри – это наши уважаемые гости.
Начинаем игру.
Ведущий 2. “Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: в первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт.
Слайд «Древние имена»
1 гейм
«Древние имена»
Ведущий 1. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой человека можно было выделить из семьи.
Ведущий 2. В одних случаях человек характеризовался по внешности, в других – по черте характера, по месту в семье, по отношению к нему членов семьи и т. д.
Внешность | Место в семье |
Малёк | Третьяк |
Белой | Большак |
Кудряш | Второй |
Черныш | Меньшак |
Черта характера | Место и время рождения |
Добрыня | Зима |
Молчан | Дорога |
Умник | Суббота |
Несмеяна | Веснянка |
Ответы команд
Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.
Слайд «Пословицы»
2 гейм
«Пословицы»
Ведущий 1. Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя?
Ведущий 2. В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. За каждую пословицу команда получает 1 балл. Команды соревнуются 2 минуты.
Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.
Слайд «Заморочки из мешочка»
3 гейм.
«Заморочки из мешочка»
Ведущий 1. Капитаны команды по очереди достают из мешочка карточки с именами. За 1 минуту предлагается каждой команде назвать все возможные производные формы то имен.
Условие: кто больше назовет производных от имен.
Ведущий 2. Например: Наталия – Наташа, Натулечка, Тата, Таша, Ната, Натали, Натулька, Наташечка и т.д.
1 команда: Василий – Василька, Василька, Василюшка, Василек, Васяня, Васюня, Васюша, Васюха, Васяй, Васян, Васяха, Васяша.
2 команда: Александра – Александрушка, Алексаня, Саня, Сашуха, Сашуля,
Сашуха, Сашуня, Шура, Шураня, Алекся, Алексюха, Алексюша.
Ответы команд
Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.
Слайд
легкая разминка «мы, делим апельсин»:
Мы – обе руки через стороны к груди (показываем)
Делим – туловище поворачиваем вправо, руки разводим
Апельсин – туловище прямо, руками описываем перед собой круг (апельсин)
Много – туловище поворачиваем влево
Нас – руки в стороны
А он один - туловище прямо, руками описываем круг.
Эта долька – правая рука вперед
Для ежа – руки над головой, пальцы растопырены
Эта долька – левая рука вперед
Для чижа – руками «дудим» в дудочку
Эта долька – правая рука вперед
Для котят – руки к ушам, ладони раздвинуты как ушки, голова поворачивается то вправо, то влево
Эта долька – левая рука вперед
Для бельчат – руки вверх, ладошки как «кисточки» на ушках бельчат.
Эта долька – правая рука вперед
Для меня – руки к груди
Для меня и для тебя – показываем на соседа.
Слайд «Что означает ваше имя»
4 гейм
«Что означает ваше имя»
Ведущий 1. Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.
Ведущий 2. Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.
Ведущий 1. Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, часто эгоистичны, талантливы, у них хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.
Ведущий 2. Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.
Ведущий 1. Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.
Ведущий 2. Ребята, расскажите о своём имени, а жюри оценит вашу презентацию.
Презентация
Настя - Кирилл
Саша - Арина
Катя - Герман
Ваня - Лиза
Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.
Слайд «Синквейн»
5 гейм
«Синквейн»
Ведущий 1. Давайте составим синквейн слова “Имя”.
Ведущий 2. Правила написания синквейна вы хорошо знаете, а жюри оценит вашу работу.
переодевание на сценку
( Правила написания синквейна (пятистрочное стихотворение):
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным;
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах - именами прилагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами;
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.)
Ведущий 1. Просим жюри оценить итоги конкурса
Ведущий 1
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: "Таня, встань!" –
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках....
- Как можно различить этих девочек?
(По фамилии).
- А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?
Дети отвечают.
Слайд Дунечки
Сценка «Дунечки»
Слайд «Семейный портрет»
6 гейм
«Семейный портрет»
Ведущий 1. Команда – это семья. И вы сейчас сделаете семейный портрет вашей команды.
Ведущий 2. На ваших столах лежат фигурки детских лиц. Напишите красиво свое имя на этих личиках. Девочки на бантиках, мальчики – на галстуках-бабочках.
Ведущий 1. Раскрасьте его в любимый цвет. Прикрепите фигурки со своими именами на плакат.
Ведущий 2. У вас получится семейный портрет вашей команды. Жюри оценит вашу работу.
Ответы детей
Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.
Слайд - «Русские имена»
Ведущий 1. Послушайте замечательное стихотворение Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор "видит" русские имена.
Ведущий 2. Когда услышу имя Василиса -
В глаза зелёным светом полыхнёт.
Листва и травы - сверху и донизу,
Луга, леса, цветение болот.
Ведущий 1. А Марью вижу только белым цветом,
Пустым, ещё не затканным, холстом,
А Катерину - красным, словно летом
Глядит полянка ягодным пластом.
Ведущий 2. Как имя Настя звонко и упруго,
Как будто тесто шлёпнулось об стол!..
Давно-давно была полна округа
Таких имён - да, видно, срок прошёл...
Ведущий 1. Но вот теперь, как к прошлому причастье,
Как связь времён, что заново сплелись,
Вновь подрастает много Катей, Настей
И Марьюшек, и даже Василис.
Ведущий 2. А это значит - гуще станет зелень,
И уродится ягода в свой срок,
И будет холст для вышивки набелен,
И, что ни праздник, выпечен пирог.
Ведущий 1. Наша небольшая игра подошла к концу, надеюсь, она была занятной, увлекательной и, самое главное, полезной.
Ведущий 2. Просим членов жюри подвести итоги игры.
Слайд - Аплодисменты
Под звуки музыки члены жюри подводят итоги игры, объявляют победителей, награждают грамотами.
Ведущий 1. Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь.
Ведущий 2. Говорим вам, до свидания,
И до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: Кошка в нашем доме.
Конспект урока с фотоматериалами: породы кошек, уход за животными....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"
Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Рау...
Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса
Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса...
Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.
Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....