Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена
план-конспект урока (4 класс)

Рыбина Наталья Анатольевна
Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств. Задачи: • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. • развивать познавательные и творческие способности детей, • формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах; • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и обычаям народа. Тип урока: комбинированный. Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ. Оборудование: 1. Конспект урока, презентация. 2. Компьютер, телевизор. 3. Сообщения детей. 4. Карточки с заданиями. Прогнозируемый результат: учащиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kursu_azbuka_nravstvennosti.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Азбука нравственности»

 для учащихся 4 класса

Тема: Наши имена

Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств.

  Задачи:

  • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.
  • развивать познавательные и творческие способности  детей,
  • формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;
  • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям  и обычаям  народа.

Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы,  самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование:

  1. Конспект урока, презентация.
  2. Компьютер, телевизор.
  3. Сообщения детей.

           4.  Карточки с заданиями.

Прогнозируемый результат:

учащиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку. 

    Формирование УУД

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Слайд «Счастливый случай»

Под звуки музыки входят ведущие.

 Ведущий 1. Мы приветствуем всех на игре «Счастливый случай».

Приглашаются команды – участницы.

(Команды занимают свои места).

 Ведущий 2. Сегодня игра будет посвящена именам.

А одержать победу поможет вам ум и, конечно же, Счастливый случай. 

Ведущий 1. Мы предлагаем командам представиться.

( Команды представляются)

Позвольте представить членов жюри – это наши уважаемые гости.

 

Начинаем  игру.

Ведущий 2. “Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: в первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт.

Слайд «Древние имена»

1 гейм

«Древние имена»

Ведущий 1. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой человека можно было выделить из семьи.

Ведущий 2. В одних случаях человек характеризовался по внешности, в других – по черте характера, по месту в семье, по отношению к нему членов семьи и т. д.

Внешность

Место в семье

Малёк

Третьяк

Белой

Большак

Кудряш

Второй

Черныш

Меньшак

Черта характера

Место и время рождения

Добрыня

Зима

Молчан

Дорога

Умник

Суббота

Несмеяна

Веснянка

Ответы команд

Ведущий 1.  Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд «Пословицы»

2 гейм

«Пословицы»

Ведущий 1.  Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя? 

Ведущий 2.  В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. За каждую пословицу команда получает 1 балл. Команды соревнуются 2 минуты.

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд  «Заморочки из мешочка»

3 гейм.

«Заморочки из мешочка»

 Ведущий 1. Капитаны команды по очереди достают из мешочка карточки с именами. За 1 минуту предлагается каждой команде назвать все возможные производные формы то имен.

Условие: кто больше назовет производных от имен.

Ведущий 2. Например: Наталия – Наташа, Натулечка, Тата, Таша, Ната, Натали, Натулька, Наташечка и т.д.

 

1 команда: Василий – Василька, Василька, Василюшка, Василек, Васяня, Васюня, Васюша, Васюха, Васяй, Васян, Васяха, Васяша.

 

2 команда: Александра – Александрушка, Алексаня, Саня, Сашуха, Сашуля,

 Сашуха, Сашуня, Шура, Шураня, Алекся, Алексюха, Алексюша.

Ответы команд

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд

легкая разминка «мы, делим апельсин»:

         Мы – обе руки через стороны к груди (показываем)

         Делим – туловище поворачиваем вправо, руки разводим

        Апельсин – туловище прямо, руками описываем перед собой круг (апельсин)

        Много – туловище поворачиваем влево

        Нас – руки в стороны

        А он один - туловище прямо, руками описываем круг.

        Эта долька – правая рука вперед

        Для ежа – руки над головой, пальцы растопырены

        Эта долька – левая рука вперед

        Для чижа – руками «дудим» в дудочку

        Эта долька – правая рука вперед

        Для котят – руки к ушам, ладони раздвинуты как ушки, голова поворачивается то вправо, то влево

        Эта долька – левая рука вперед

        Для бельчат – руки вверх, ладошки как «кисточки» на ушках бельчат.

        Эта долька – правая рука вперед

        Для меня – руки к груди  

Для меня и для тебя – показываем на соседа. 

Слайд   «Что означает ваше имя»

4 гейм

«Что означает ваше имя»

Ведущий 1. Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Ведущий 2. Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

Ведущий 1. Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, часто эгоистичны, талантливы, у них хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Ведущий 2. Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

Ведущий 1. Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Ведущий 2.  Ребята, расскажите о своём имени, а жюри оценит вашу презентацию.

Презентация

Настя  - Кирилл  

Саша  -  Арина  

Катя  -  Герман  

Ваня  -  Лиза

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд «Синквейн»

5 гейм

«Синквейн»

Ведущий 1. Давайте составим синквейн слова “Имя”.

Ведущий 2. Правила написания синквейна вы хорошо знаете, а жюри оценит вашу работу.

переодевание на сценку

( Правила написания синквейна (пятистрочное стихотворение):

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах - именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами;

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.)

Ведущий 1. Просим жюри оценить итоги конкурса

Ведущий 1

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!" –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках....

-  Как можно различить этих девочек?

(По фамилии).

-  А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

Дети отвечают.

Слайд  Дунечки

Сценка «Дунечки»

Слайд  «Семейный портрет»

6 гейм

«Семейный портрет»

 Ведущий 1. Команда – это семья. И вы сейчас сделаете семейный портрет вашей команды.

Ведущий 2.  На ваших столах лежат фигурки детских лиц. Напишите красиво свое имя на этих личиках. Девочки на бантиках, мальчики – на галстуках-бабочках.

Ведущий 1. Раскрасьте его в любимый цвет. Прикрепите фигурки со своими именами на плакат.

Ведущий 2. У вас получится семейный портрет вашей команды. Жюри оценит вашу работу.

Ответы детей

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд - «Русские имена» 

Ведущий 1. Послушайте замечательное  стихотворение Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор "видит" русские имена.

 

Ведущий 2. Когда услышу имя Василиса -

                      В глаза зелёным светом полыхнёт.

                      Листва и травы - сверху и донизу,

                      Луга, леса, цветение болот.

Ведущий 1. А Марью вижу только белым цветом,

                     Пустым, ещё не затканным, холстом,

                     А Катерину - красным, словно летом

                     Глядит полянка ягодным пластом.

Ведущий 2. Как имя  Настя звонко и упруго,

                      Как будто тесто шлёпнулось об стол!..

                      Давно-давно была полна округа

                      Таких имён - да, видно, срок прошёл...

Ведущий 1. Но вот теперь, как к прошлому причастье,

                      Как связь времён, что заново сплелись,

                      Вновь подрастает много Катей, Настей

                      И Марьюшек, и даже Василис.

Ведущий 2. А это значит - гуще станет зелень,

                      И уродится ягода в свой срок,

                      И будет холст для вышивки набелен,

                      И, что ни праздник, выпечен пирог. 

Ведущий 1. Наша небольшая игра подошла к концу, надеюсь, она была занятной, увлекательной и, самое главное, полезной.

Ведущий 2. Просим членов жюри подвести итоги игры.

Слайд  - Аплодисменты

Под звуки музыки члены жюри подводят итоги игры, объявляют победителей, награждают грамотами.

 

Ведущий 1. Вот настал момент прощания,

                      Будет краткой наша речь.

 

Ведущий 2. Говорим вам, до свидания,

                     И до новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: Кошка в нашем доме.

Конспект урока с фотоматериалами: породы кошек, уход за животными....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"

Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Рау...

Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса

Рабочая  программа  по курсу «Азбука нравственности»  для 2 класса...

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.

Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....