Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» 2 классы
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юный шахматист» предназначена для обучающихся начального общего образования (2 классы). Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_yuny_shahmtst_2kl._23.06.22.docx | 225.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная образовательная программа начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный шахматист»
2 классы
Срок освоения 1 год
ФГОС
Составитель:
Сиренко Олег Ростиславович
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юный шахматист» предназначена для обучающихся начального общего образования (1-4 классы). Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Рабочая программа по курсу «Юный шахматист» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 192 с.), с использованием методических пособий Р.И.Сизовой «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.), Е.Ю.Балашовой «Шахматная азбука» (Балашова Е.Ю. Шахматная азбука: первая ступень / Е.Ю.Балашова. – М.: Издательство «Имидж Принт», 2012. – 144 с.)
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности но основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442;
- «Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности» Министерства образования и науки РФ № 09-1672 от 18.08.2017 г.
- Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»);
- санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21); 1432031/2021-13835(4)
- Распоряжением Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году»;
- Устава ГБОУ № 511 Пушкинского района Санкт- Петербурга;
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов ГБОУ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга;
- Положение о рабочей программе
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель курса:
- трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка посредством приобщения к игре в шахматы.
ЗАДАЧИ курса:
- воспитать взаимопомощь, трудолюбие и толерантность;
- сформировать представление о влиянии физических нагрузок на организм;
- сформировать желание в выборе здорового образа жизни;
- привить ребёнку любовь к шахматной игре (шахматы – прежде всего, средство развития ребёнка);
- воспитание дисциплины, уважение партнеров (товарищей);
- совершенствование мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
- выявить задатки и способности к игре в шахматы;
- приобрести необходимый соревновательный опыт;
- обучение детей правилам шахматной игры, практической игре и через это, развивать их грамотность в целом, навыки чтения письма, счёта, словарный запас;
- развитие памяти детей, их способности концентрировать внимание на решении шахматных задач, логической и творческой способности мыслить;
- овладение правилами игры в шахматы;
- дать возможность ребёнку проявить себя через игру, создать условия для интересного и содержательного досуга;
- расширить кругозор учащихся, воспитать характер, помочь выбрать увлечение в жизни;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование культуры мыслительных способностей, деятельности и личности в целом;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- укрепление психического здоровья детей;
- приобретение соревновательного опыта посредством участия в соревнованиях;
- ознакомиться с правилами соревнований.
Ключевой идеей курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – на занятиях, с помощью учителя, и самостоятельно усваивать и систематизировать новые знания, применять их в практической игре.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Образовательная программа «Юный шахматист» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Данная образовательная программа реализуется с целью развития интеллектуальных способностей школьников посредством популяризации шахмат, как прекрасного вида досуга и возможности проявить свой интеллектуальный потенциал.
Образовательная деятельность по программе дает возможность учащимся расширить свой кругозор, развивает мыслительные способности и умственный потенциал школьников.
В ходе овладения программой учащиеся усваивают краткую историю игры в шахматы, шахматную азбуку, тактику и психологию игры, шахматную этику. Обязательным является систематическое личное участие каждого ребенка в соревнованиях по шахматам соответствующих уровней.
В программе заложена возможность ребёнку реализовать себя через игру. Кроме того, созданы условия для интересного и содержательного досуга школьников.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Возраст учащихся: 8-9 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» рассчитана на 136 учебных часов, из расчета 4 часа в неделю.
В случае возникшей необходимости (карантин, погодные условия, предотвращение распространения инфекции и др.) с целью защиты здоровья детей, возможен переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий на период действия ограничений.
Дистанционные образовательные технологии применяются в целях:
- предоставления обучающимся возможности осваивать образовательную программу независимо от местонахождения и времени;
- повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и дистанционных образовательных технологий;
Дистанционные образовательные технологии, реализуются, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов.
При реализации образовательных программ начального общего образования, с применением дистанционных образовательных технологий вносятся соответствующие корректировки в рабочие программы в части форм обучения.
Освоение обучающимися образовательной программы или её частей в указанный период осуществляется в следующих формах и режимах:
- организация занятий в режиме офлайн путем предоставления учебных материалов и заданий с использованием электронной почты, платформы ZOOM, программы Skype и мессенджера WhatsApp.
- комбинированное использование онлайн и офлайн режимов.
В обучении с применением ДОТ используются организационные формы учебной деятельности: консультация, практическое занятие, практическая работа. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: просмотр видеозанятий, выполнение заданий учителя, тренировка в выполнении учебных упражнений, решение шахматных задач, изучение печатных и других учебных материалов и др. В период длительного отсутствия очных занятий (объявленного в связи с эпидемиологической обстановкой карантина, других причин) учащиеся имеют возможность получать консультации учителей по соответствующему предмету через электронную почту, программу WhatsApp, Zoom, и др., используя для этого различные каналы выхода в Интернет.
Учитель, обеспечивает учебно-методическое сопровождение учебного процесса обучения с использованием ДОТ, которое должно включать организацию самостоятельной работы обучающегося, обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации ДО, заполняют журнал успеваемости.
Таким образом, практическая сторона программы начального общего образования по курсу «Юный шахматист» связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Новизна. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами знаний игры в шахматы. Необходимость разработки программы внеурочной деятельности начальной школы связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, при переходе на которые, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на формировании всесторонне развитой личности, формирование общего интеллектуального уровня ребёнка уже в младших классах.
Программа современна и актуальна, поскольку, не только обучает школьников правилам игры в шахматы, но и развивает мыслительные способности и интеллектуальный потенциал, воспитывает у детей навыки волевой регуляции характера; способствует повышению уровня общей образованности, развивает их грамотность в целом, навыки чтения письма, счёта, словарный запас, учит логически и творчески мыслить.
Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Программа интегрирована с учетом школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Содержание обучения позволяет получить представление об основном содержании, смысле, целях игры в шахматы, обеспечивает предметность, яркость процесса обучения и обращает внимание учащихся на события, происходящие в шахматном мире.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков по программе «Юный шахматист» предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 136 часов из расчета 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Изучение курса ведется в виде систематических внеурочных занятий с использованием современных технических средств обучения, инвентаря и оборудования материально-технической базы.
Программа занятий предполагает создание последовательной и оптимальной системы восприятия на основе усложнения деятельности учащихся. В систему программы положены 2 принципа: учет специфики данного вида спорта и постепенное усложнение приемов обучения. Обучение игре в шахматы учащихся строится по принципу от простого к сложному, учащиеся обучаются выполнению учебных упражнений по этому же принципу, решению шахматных задач, которые предусматривают развитие индивидуальных способностей обучающегося с применением знаний, постоянно пополняемых в течение всего времени обучения. В процессе обучения чаще всего используется комбинированная форма занятий, состоящая из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть занятия включает в себя рассказ, беседу по изучаемой теме. Практическая часть – это выполнение заданий, учебных упражнений, предусмотренных программой, практическая игра в шахматы.
Освоение программы сопровождается турнирами, открытыми занятиями.
Условия набора и формирования групп
На обучение принимаются дети в возрасте 7-8 лет.
Наполняемость учебных групп: 8-15 человек
Набор и формирование группы происходит по желанию на свободной основе. Принимаются желающие на основании заявления родителей и не имеющие противопоказаний к занятиям.
Формы организации познавательной деятельности детей
- Групповая – используется при изучении правил игры, выполнении учебных упражнений, решении шахматных задач, при проведении турниров и открытых занятий.
- Индивидуальная – используется при выполнении самостоятельных работ, решении шахматных задач. Дети выполняют индивидуальные задания, пользуясь консультацией и помощью педагога.
- Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимися.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- Потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;
- Работа с часто болеющими учащимися;
- Работа с учащимися во время актированных дней, карантина и эпидемии;
- Работа с одаренными детьми;
- Увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.)
- Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях и т.д.
- Повышение качества обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.
Методы организации деятельности:
- Словесные: беседа, объяснение, рассказ, инструктаж;
- Наглядные: демонстрация образцов, объектов, демонстрация просмотр видеоматериалов, работа по образцу;
- Практические: наблюдение, тренинг, выполнение упражнений, игровые технологии, тестирование учащихся, тренировка.
В состав учебно-методического комплекта к программе входят:
- учебные и методические пособия;
- видео- и аудиоматериалы;
- компьютерная поддержка программы;
- подборка журналов, других материалов из средств массовой информации по направлению шахмат;
- материалы, отражающие достижения обучающихся;
- оборудование рабочего места.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Ценность истины – это ценность познания нового, как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы, как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты:
Образовательные результаты внеурочной деятельности делятся на три уровня.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о цели игры в шахматы, устройстве шахматной доски, наименовании фигур, они научаться сравнивать шахматные фигуры и их действия на шахматной доске, находить общее и различие, выучат основные правила игры, научаться определять последовательность изучения материала в сотрудничестве с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителем, как значимым для него носителем знания и опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. смогут излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; при этом предполагается сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре: установление и соблюдение очерёдности действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; будут соблюдать правила игры, проявлять творческий подход в игре, быть выдержанным; учащиеся должны научиться относиться внимательно к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; будут знать правила безопасного поведения в школе и в общественных местах. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, при этом учащиеся смогут участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, научаться адекватно воспринимать оценку педагога, научатся решать шахматные задачи, узнают историю шахмат, овладеют нормами шахматного этикета и культуры поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Итоги реализации программы могут быть представлены через проведение открытого урока, участия в соревнованиях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- формировать личностный смысл обучения;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формировать интеллектуальные ценности, потребности;
- развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- осознавать необходимость ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
- соблюдать правила игры, проявлять творческий подход в игре;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
- безопасного поведения на занятиях в школе, в общественных местах;
- адекватно воспринимать оценку педагога.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Овладевать способностью принимать и осознавать цели и задачи учебной деятельности, средств ее осуществления;
- Осваивать способы решения проблем спортивного и творческого характера;
- Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Развивать навыки смыслового чтения специальных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские модели;
- Читать и пересказывать текст.
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Формы и виды контроля
Текущий: индивидуальная работа, ответы на вопросы по положениям начальных знаний игры в шахматы, тренинги в выполнении, соответствующих изученному материалу, практических упражнений, контроль выполнения правил игры на практических занятиях.
Итоговый: тест-контроль изученного за учебный год материала, практические соревнования.
Методическое обеспечение
Форма организации деятельности - обучение игре в шахматы ведется в составе учебной группы и индивидуально.
Форма организации занятий
- Изучение правил игры (групповая).
- Отработка учебных упражнений разных уровней сложности (двухсторонняя).
- Практическая игра в шахматы (двухсторонняя).
- Сеансы одновременной игры.
- Решение шахматных задач.
- Самостоятельная работа (игра и решение задач дома).
- Проведение и участие в шахматных турнирах.
- Встречи с мастерами шахмат.
Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (рассказ, показ, в том числе, с использованием демонстрационной доски, учебная игра) и практическую часть (практические партии, их анализ, решение шахматных задач, участие в турнирах).
Содержание занятий.
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теория – 1ч.: Знакомство с группой, инструктаж о правилах поведения и требованиях безопасности на занятиях. Ознакомление с программой, расписанием, учебно-материальной базой.
Практическое занятие 1 ч. Знакомство с фигурами.
2. Что нужно для игры в шахматы – 8ч.
Теоретическое – 4 часа: Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия; шахматные часы. Бланки для ведения записи игры. Демонстрационная доска.
Практическое – 4 часа: Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия. Шахматные часы; бланки для ведения записи игры. Демонстрационная доска.
3. История шахмат - 8 ч.
Теоретическое – 8 ч: Шахматы в древности. Шахматы в России. Шахматы в настоящее время. Выдающиеся шахматисты. Многообразие игры в шахматы в XXI веке.
4. Правила игры в шахматы – 36 ч.
Теоретическое – 12 ч.: Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». Учет времени игры. Порядок записи игры. Шахматные упражнения и задачи.
Практическое – 24 ч.: Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат). Шахматные упражнения и задачи.
5. Выполнение учебных упражнений – 25ч.
Теоретическое – 4 ч. Пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй, матование одинокого короля королём и двумя слонами.
Практическое – 21 ч. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй, матование одинокого короля королём и двумя слонами.
6 Игра в шахматы – 40 ч.
Теоретическое – 4 ч.: Дебюты (правила дебюта, виды задач, способы решения). Середина шахматной партии (миттельшпиль); окончание партии (эндшпиль).
Практическое – 36 ч.: Дебюты (виды задач, способы решения). Развитие шахматной партии с целью получения материального и позиционного преимущества. Середина шахматной партии (миттельшпиль); шахматные комбинации. Окончание партии (эндшпиль). Реализация материального и позиционного преимущества. Игра в шахматы. Учет фактора времени, результат игры по времени. Цейтнот.
7. Шахматный анализ (цели, способы, задачи) - 4 ч.
Теоретическое – 2 ч. Материальное и позиционное преимущество. Критерии оценки позиции.
Практическое – 2 ч. Реализация преимущества (способы, этапы).
8. Турниры - 12 ч.
Теоретическое – 2 ч. Условия проведения турнира.
Практическое – 10 ч. Шахматный турнир.
9. Итоговое занятие - 1час.
Теоретические – 1час:Подведение итогов, рекомендации по игре в шахматы на каникулы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Педагог может изменить планирование в зависимости от планов школьных и районных мероприятий, включать в процесс работы творческие задания и менять темы местами, сохраняя при этом объем знаний заложенных в программу.
Коли-чество часов | Номер и тема урока | Планируе-мый срок проведения | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | 1. Знакомство с группой, инструктаж о правилах поведения и требованиях безопасности на занятиях. Ознакомление с программой, расписанием, учебно-материальной базой. | 1.09.2022 | беседа | |
1 | 2. Знакомство с фигурами. | 1.09.2022 | беседа, игра | |
1 | 3. История шахмат. Шахматы в древности. Шахматы в России. | 5.09.2022 | беседа | |
1 | 4. Что нужно для игры в шахматы. Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия | 5.09.2022 | беседа игра | |
1 | 5. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 8.09.2022 | беседа игра | |
1 | 6. Выполнение учебных упражнений. Пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем. | 8.09.2021 | игра | |
1 | 7. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 12.09.2021 | беседа игра | |
1 | 8. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 12.09.2021 | игра | |
1 | 9. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 15.09.2021 | беседа игра | |
1 | 10. Игра в шахматы. Дебюты (правила дебюта, виды задач, способы решения). Середина шахматной партии (миттельшпиль); окончание партии (эндшпиль) | 15.09.2021 | беседа игра | |
1 | 11. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 19.09.2021 | беседа игра | |
1 | 12. Выполнение учебных упражнений. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 19.09.2021 | игра | |
1 | 13. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 22.09.2021 | беседа игра | |
1 | 14. Игра в шахматы. Дебюты (правила дебюта, виды задач, способы решения). Середина шахматной партии (миттельшпиль); окончание партии (эндшпиль). | 22.09.2021 | беседа игра | |
1 | 15. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 26.09.2021 | беседа игра | |
1 | 16. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем | 26.09.2021 | игра | |
1 | 17. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 29.09.2021 | беседа игра | |
1 | 18. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 29.09.2021 | беседа игра | |
1 | 19. История шахмат. Шахматы в древности. Шахматы в России. | 3.10.2022 | беседа | |
1 | 20. Что нужно для игры в шахматы. Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия. Демонстрационная доска. | 3.10.2022 | беседа игра | |
1 | 21. Игра в шахматы. | 6.10.2022 | игра | |
1 | 22. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 6.10.2022 | беседа игра | |
1 | 23. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 10.10.2022 | игра | |
1 | 24. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 10.10.2022 | игра | |
1 | 25. Игра в шахматы. | 13.10.2022 | игра | |
1 | 26. Правила игры в шахматы. Терминология. Ознакомление с шахматным полем, фигурами, их первоначальной расстановкой на шахматной доске. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 13.10.2022 | беседа игра | |
1 | 27. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 17.10.2022 | игра | |
1 | 28. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 17.10.2022 | игра | |
1 | 29. Правила игры в шахматы. Терминология. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 20.10.2022 | беседа игра | |
1 | 30. Игра в шахматы. | 20.10.2022 | игра | |
1 | 31. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 24.10.2022 | игра | |
1 | 32. Правила игры в шахматы. Терминология. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Цель шахматной игры (шах и мат). «Взялся – ходи», «Отпустил руку – ход сделан». | 24.10.2022 | игра | |
1 | 33. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 27.10.2022 | игра | |
1 | 34. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 27.10.2022 | беседа игра | |
1 | 35. История шахмат. Шахматы в древности. Шахматы в России. | 7.11.2022 | беседа | |
1 | 36. Что нужно для игры в шахматы. Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия. Демонстрационная доска. | 7.11.2022 | беседа игра | |
1 | 37. Выполнение учебных упражнений. Пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 10.11.2022 | игра | |
1 | 38. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 10.11.2022 | беседа игра | |
1 | 39. Игра в шахматы. Дебюты (правила дебюта, виды задач, способы решения). Середина шахматной партии (миттельшпиль); окончание партии (эндшпиль) | 14.11.2022 | игра | |
1 | 40. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 14.11.2022 | игра | |
1 | 41. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 17.11.2022 | игра | |
1 | 42. Игра в шахматы. | 17.11.2022 | игра | |
1 | 43. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 21.11.2022 | игра | |
1 | 44. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 21.11.2022 | беседа игра | |
1 | 45. Игра в шахматы. | 24.11.2022 | игра | |
1 | 46. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 24.11.2022 | игра | |
1 | 47. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 28.11.2022 | игра | |
1 | 48. Игра в шахматы. | 28.11.2022 | игра | |
1 | 49. История шахмат. Шахматы в древности. Шахматы в России. Шахматы в настоящее время. Выдающиеся шахматисты. | 1.12.2022 | беседа | |
1 | 50. Что нужно для игры в шахматы. Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия. Демонстрационная доска. | 1.12.2022 | беседа игра | |
1 | 51. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 5.12.2022 | игра | |
1 | 52. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 5.12.2022 | игра | |
1 | 53. Игра в шахматы. | 8.12.2022 | игра | |
1 | 54. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 8.12.2022 | беседа игра | |
1 | 55. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 12.12.2022 | игра | |
1 | 56. Игра в шахматы. | 12.12.2022 | игра | |
1 | 57. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 15.12.2022 | игра | |
1 | 58. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 15.12.2022 | игра | |
1 | 59. Игра в шахматы. | 19.12.2022 | игра | |
1 | 60. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 19.12.2022 | беседа игра | |
1 | 61. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 22.12.2022 | игра | |
1 | 62. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 22.12.2022 | игра | |
1 | 63. Игра в шахматы. | 26.12.2022 | игра | |
1 | 64. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем. | 26.12.2022 | игра | |
1 | 65. Что нужно для игры в шахматы. Шахматная доска; шахматные фигуры, их названия; шахматные часы. | 9.01.2023 | беседа игра | |
1 | 66. История шахмат. Шахматы в древности. Шахматы в России. Шахматы в настоящее время. Выдающиеся шахматисты. | 9.01.2023 | беседа игра | |
1 | 67. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 12.01.2023 | беседа | |
1 | 68. Выполнение учебных упражнений. Пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 12.01.2023 | игра | |
1 | 69. Игра в шахматы. Дебюты (правила дебюта, виды задач, способы решения). Середина шахматной партии (миттельшпиль); окончание партии (эндшпиль). | 16.01.2023 | беседа игра | |
1 | 70. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 16.01.2023 | игра | |
1 | 71. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: пешечный бой, проходная пешка, взятие на проходе, матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 19.01.2023 | игра | |
1 | 72. Игра в шахматы. | 19.01.2023 | игра | |
1 | 73. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 23.01.2023 | игра | |
1 | 74. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 23.01.2023 | игра | |
1 | 75. Игра в шахматы. | 26.01.2023 | игра | |
1 | 76. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 26.01.2023 | беседа игра | |
1 | 77. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 30.01.2023 | игра | |
1 | 78. Игра в шахматы. | 30.01.2023 | игра | |
1 | 79. История шахмат. Шахматы в древности. Шахматы в России. Шахматы в настоящее время. Выдающиеся шахматисты. | 2.02.2023 | беседа | |
1 | 80. Что нужно для игры в шахматы. Шахматная доска; шахматные фигуры, шахматные часы. Демонстрационная доска. | 2.02.2023 | игра | |
1 | 81. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 6.02.2023 | игра | |
1 | 82. Шахматный анализ (цели, способы, задачи). Материальное и позиционное преимущество. | 6.02.2023 | беседа игра | |
1 | 83. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 9.02.2023 | игра | |
1 | 84. Игра в шахматы. | 9.02.2023 | игра | |
1 | 85. Турниры. Условия проведения шахматных турниров. | 13.02.2023 | игра | |
1 | 86.Турниры. Шахматный турнир. | 13.02.2023 | игра | |
1 | 87.Турниры. Шахматный турнир. | 16.02.2023 | игра | |
1 | 88.Турниры. Шахматный турнир. | 16.02.2023 | игра | |
1 | 89.Турниры. Шахматный турнир. | 20.02.2023 | игра | |
1 | 90.Турниры. Шахматный турнир. | 20.02.2023 | игра | |
1 | 91. Правила игры в шахматы. Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 27.02.2023 | беседа игра | |
1 | 92. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля ладьёй и ферзем, матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй. | 27.02.2023 | игра | |
1 | 93. История шахмат. Шахматы в настоящее время. Выдающиеся шахматисты. Многообразие игры в шахматы в XXI веке. | 2.03.2023 | беседа | |
1 | 94. Что нужно для игры в шахматы. шахматные часы. Бланки для ведения записи игры. Демонстрационная доска. | 2.03.2023 | игра | |
1 | 95. Правила игры в шахматы. Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 6.03.2023 | игра | |
1 | 96. Игра в шахматы. | 6.03.2023 | игра | |
1 | 97. Игра в шахматы. | 9.03.2023 | игра | |
1 | 98. Правила игры в шахматы. Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 9.03.2023 | игра | |
1 | 99. Игра в шахматы. | 13.03.2023 | игра | |
1 | 100. Игра в шахматы. | 13.03.2023 | игра | |
1 | 101. Игра в шахматы. | 16.03.2023 | игра | |
1 | 102. Правила игры в шахматы. Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. Цель шахматной игры (шах и мат) | 16.03.2023 | беседа игра | |
1 | 103. Игра в шахматы. | 20.03.2023 | игра | |
1 | 104. Правила игры в шахматы. Ходы шахматных фигур (ходы, взятие, рокировка, взятие на проходе). Применение и контроль применения правил игры. Учет времени игры. Порядок записи игры. | 20.03.2023 | игра | |
1 | 105. Игра в шахматы. | 23.03.2023 | игра | |
1 | 106. Игра в шахматы. | 23.03.2023 | игра | |
1 | 107. История шахмат. Шахматы в настоящее время. Выдающиеся шахматисты. Многообразие игры в шахматы в XXI веке. | 3.04.2023 | беседа | |
1 | 108. Что нужно для игры в шахматы. шахматные часы. Бланки для ведения записи игры. | 3.04.2023 | игра | |
1 | 109. Выполнение учебных упражнений. Матование одинокого короля королём и ладьёй, матование одинокого короля королём и двумя слонами. | 6.04.2023 | игра | |
1 | 110. Игра в шахматы. | 6.04.2023 | игра | |
1 | 111. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля королём и ферзем, матование одинокого короля королём и ладьёй, матование одинокого короля королём и двумя слонами. | 10.04.2023 | игра | |
1 | 112. Игра в шахматы. | 10.04.2023 | игра | |
1 | 113. Шахматный анализ (цели, способы, задачи). Материальное и позиционное преимущество. Критерии оценки позиции. | 13.04.2023 | беседа игра | |
1 | 114. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля королём и ладьёй, матование одинокого короля королём и двумя слонами. | 13.04.2023 | игра | |
1 | 115. Игра в шахматы. | 17.04.2023 | игра | |
1 | 116. Шахматный анализ (цели, способы, задачи). Материальное и позиционное преимущество. Критерии оценки позиции. Реализация преимущества (способы, этапы) | 17.04.2023 | беседа игра | |
1 | 117. Игра в шахматы. | 20.04.2023 | игра | |
1 | 118. Выполнение учебных упражнений. Практическое выполнение упражнений: матование одинокого короля королём и ладьёй, матование одинокого короля королём и двумя слонами. | 20.04.2023 | игра | |
1 | 119. Шахматный анализ (цели, способы, задачи). Материальное и позиционное преимущество. Критерии оценки позиции. Реализация преимущества (способы, этапы) | 24.04.2023 | беседа игра | |
1 | 120. Игра в шахматы. | 24.04.2023 | игра | |
1 | 121. Турниры. Условия проведения шахматных турниров. | 27.04.2023 | игра | |
1 | 122. Турниры. Шахматный турнир. | 27.04.2023 | игра | |
1 | 123. Турниры. Шахматный турнир. | 4.05.2023 | игра | |
1 | 124. Турниры. Шахматный турнир. | 4.05.2023 | игра | |
1 | 125. Турниры. Шахматный турнир. | 8.05.2023 | игра | |
1 | 126. Турниры. Шахматный турнир. | 8.05.2023 | игра | |
1 | 127. Игра в шахматы. | 11.05.2023 | игра | |
1 | 128. Игра в шахматы. | 11.05.2023 | игра | |
1 | 129. Игра в шахматы. | 15.05.2023 | игра | |
1 | 130. Игра в шахматы. | 15.05.2023 | игра | |
1 | 131. Игра в шахматы. | 18.05.2023 | игра | |
1 | 132. Игра в шахматы. | 18.05.2023 | игра | |
1 | 133. Игра в шахматы. | 22.05.2023 | игра | |
1 | 134. Игра в шахматы. | 22.05.2023 | игра | |
1 | 135. Игра в шахматы. | 25.05.2023 | игра | |
1 | 136. Итоговое занятие. Подведение итогов, рекомендации по игре в шахматы на каникулы. | 25.05.2023 | беседа |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1) Наличие кабинета с хорошим освещением.
2) Столов и стульев по количеству детей, размерами по возрасту.
3) Демонстрационная доска.
4) Доска.
5) Комплекты шахмат по количеству учащихся.
Список литературы:
1) Авербах Ю.Л. Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
- Веселы Инна, Веселы Иржи. Шахматный букварь.- М.: Просвещение, 1983;
- Длуголенский Я., Зак В. Люди и шахматы. – Лениздат, 1988.
- Зак В. Пути совершенствования. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Зак В., Длуголенский Я. Играю в шахматы. – Ленинград: Детская литература, 1980;
- Эйве М. Учебник шахматной игры. – М.: Терра Спорт, 2003.
- Под ред. Злотника Б. Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990.
- Ивонин В.А. Шахматы. Спорт. Легенды, ложь и правда. – М.: Человек, 2008;
- Калиниченко А. В лабиринте шахматной стратегии. – М.: Олимпия Пресс, 2005;
- Кмох Г. Защита в шахматной партии. – М.: Олимпия Пресс, 2005;
- Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. – М.: Терра Спорт, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный лингвист" 4 класс
Данная рабочая программа разработана для учеников, изучающих немецкий язык...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный математик» 4 класса
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и составлена на основе программы Г.В.Керовой «Нестандартные задач...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный книголюб" 1 класс
Программа будет полезна учителям 1 классов. На данный курс отводится 2 часа в неделю. Курс предназначен для привития любви к чтению у младших школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный спасатель" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"...