Конспект урока ОРКСЭ "Заповеди"
план-конспект урока (4 класс)
Основы религиозных культур и светской этики модуль: Основы православной культуры . Урок в 4 классе «Заповеди»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики модуль: Основы православной культуры Урок в 4 классе «Заповеди»
Учитель начальных классов
Кожинова Елена Васильевна
Санкт- Петербург
2020г
Тема: Заповеди
ЦЕЛЬ:
Осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.
ЗАДАЧИ:
Воспитательная: воспитать толерантность, уважение и чуткое отношение друг к другу.
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием «заповеди», предоставить возможность определить своё ценностное отношение к миру, к окружающим людям, самому себе.
Развивающая: развивать умение работать в группах, коммуникативную компетенцию учащихся.
УУД:
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отличат неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного;
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других;
Уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог .
Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила поведения
Оборудование: учебник «Основы православной культуры»», автор А.В. Кураев; понятие «заповедь» из толкового словаря, тексты заповедей, карточки «Работа в парах»; мультимедийный проектор, ноутбук.
Подготовительная работа: электронная презентация
Тип урока: урок открытия нового знания.
План урока
- Организационный момент.
Учитель: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
-Я вижу, что у всех вас хорошее настроение, хочу пожелать вам успехов!
II. 1. Актуализация знаний. (слайд 1)
Учитель: В нашем мире испокон веков противостоят друг другу добро и зло. Давайте с вами определим….
Продолжите мою фразу:
-Человек поступает плохо, если… - Человек поступает хорошо, если…
- обманывает - не врет
- ворует - не берет чужое
- не уважает старших - уважает старших
- убивает - уверен, что убивать нельзя
- завидует - не завидует другим
и т.д.
2. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.
Учитель: Ребята, вам нравиться учиться в школе?
Кто управляет школой?
Ответы детей
Учитель: Давайте поможем директору, придумайте 5 заповедей школьной жизни.
Почему у вас не получается выполнить это задание?
Ответы детей
Учитель: Какое слово вам непонятно? (понятно ли вам значение слова заповеди? А что такое заповеди?)
Ответы детей
Учитель: Как вы думаете, есть ли связь между словами «заповедь», «заповедный», «Заповедник»? почитайте понятия на листочках. Объясните свое мнение. (приложение 1) (слайд 2)
Ответы детей: Это то, что помогает людям в повседневной жизни не совершать плохих поступков.
Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
Ответы детей: Тему нашего урока: «Заповеди ».
Учитель: Какую цель ты поставил для себя на уроке? А ты?
Ответы детей:
Учитель: Цель урока: продолжите мою фразу: узнать, что такое заповеди, какие заповеди даны людям. (слайд 3)
3. Изучение нового материала.
Учитель: (слайд 4) Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его…
Просмотр фрагмента из кинофильма «Сотворение мира».
Учитель: Мы увидели, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея. Как вы считаете, а зачем нужен закон? (слайд 5)
Ответы детей: Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.
Учитель: Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку? (слайд 6)
В конце урока мы должны будем найти ответ на этот вопрос.
Физкультминутка(слайд 7)
Учитель: Проведём физкультминутку.
Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
4. Самостоятельная работа в группах. (Маркировка текста) приложение 2
Учитель: Давайте подробнее познакомимся с заповедями. Прочитайте текст, в чем смысл этой заповеди? Какое предложение главное в тексте? Выделите маркером. На эту работу я даю вам 4 минуты.
Почитай отца твоего и матерь твою. (слайд 8)
Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения («почитания»)?
Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание - это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.
Не убивай. (слайд 9)
Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.
Не прелюбодействуй. (слайд 10)
То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.
Не кради. (слайд 11)
Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.
Не лги. (слайд 12)
Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи.
Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: « нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.
Не завидуй. (слайд 13)
Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая машина – но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.
Учитель: Ребята слушайте друг друга внимательно. От вашего внимания будет зависеть результат следующего задания.
Как называется заповедь?
В чем смысл этой заповеди? Какое предложение главное в тексте?
- Самостоятельная работа в парах.
Учитель: Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 14) Вы со всем согласны? Если вы не согласны найдите мои ошибки исправьте их на своих карточках. Приложение 3
Соотнеси пословицу и заповедь.
Взаимопроверка: поменяйтесь друг с другом карточкой, проверьте друг друга по ключу. (слайд 15) Правильный ответ отметьте слева знаком +.
Работа с ситуацией:
Учитель: Когда-то на землю упала звезда, тогда на нашей планете появился Звездный мальчик. Долгие годы мать искала его…. Фильм 4 мин.
Какую заповедь нарушил главный герой сказки Оскара Уальда?
Ответы детей: Почитай отца твоего и матерь твою.
А как вы думаете, чем могла обернуться эта ситуация для него?
Ответы детей: Он остался один.
Учитель: Но судьба дала ему шанс исправить ошибки.
Ребята для вас сегодня эта заповедь самая главная.
- Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку? (Слайд 16)
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Не только в сказках зло наказывается, а добро побеждает. И в нашей с вами жизни, сделанное кому-то зло всегда возвращается бумерангом, доброе дело не забывается. Творите добро, не забывайте про заповеди.
Какова была цель нашего урока?
Ответы детей: Узнать, что такое заповеди, (слайд 17)
Учитель: Какие заповеди даны людям. Перечислите заповеди.
Ответы детей
Учитель: Ты добился цели, которую ставил в начале урока?
Продолжите фразу: я не ожидал что…
Меня удовлетворило…
Домашнее задание: Ребята, напишите пять заповедей школьной жизни. (слайд 18)
Учитель: Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....