Конспекты к занятиям "От Звука к Букве" (Колесникова Е.В.)
план-конспект
Конспекты к занятиям "От Звука к Букве" (Колесникова Е.В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.vyyavlenie_nachalnogo_urovnya_doshkolnikov.diagnosticheskie_zadaniya.strana_bukv_i_zvukov.docx | 43.32 КБ |
2.azbuka-k_mudrosti_stupenka.zvuk_i_bukva_a.docx | 14.71 КБ |
3.zvuk_i_bukva_u.docx | 15.25 КБ |
4.zvuk_i_bukva_o.docx | 14.75 КБ |
5.zvuk_i_bukva_y.docx | 14.31 КБ |
6.zvuk_i_bukva_e.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)
Тема1. «Выявление начального уровня дошкольников. Диагностические задания. Страна Букв и Звуков».
Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия, обследование связной речи, определение уровня развития мелкой моторики, обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.
Форма занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).
Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию.
План занятия.
1.Организационный момент.
Солнце светит нам в окошко. Улыбнемся мы немножко. Собрались мы здесь опять
Звуки, буквы повторять, Слоги и слова читать, дружно вместе все играть.
П: сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в Страну звуков и букв. Стихотворение о жителях этой страны.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Согласные согласны шелестеть,
Шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Кто живет в этой стране? Чтобы путешествие наше по стране звуков и букв было интересное гласные и согласные приготовили вам задания.
Игра «Найти буквы среди других букв».
Буквы перемешались, назовите эти буквы. Гласные раскрасьте красным цветом, а согласные синим цветом.
Задание 1. Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.
Материал: набор картинок, в названия которых входит заданный звук, картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам, картинки, в названиях которых нет заданного звука. Примерный набор картинок: щука, шкаф, мальчик, бусы, чашка, шишка, жук, ружьё, сова, шапка, карандаш, кошка.
Текст задания: «Называй каждую картинку, если в ее названии есть звук [ш], положи эту картинку вот сюда».
В ходе выполнения ребенком этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребенок инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет, наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в позициях начала, середины и конца слова.
Задание 2. «Серия картинок» Цель: обследование связной речи
Материал: обследование связной речи проводится с помощью серии из четырёх картинок, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сам установить последовательность картинок и составить по ним рассказ.
Текст задания: «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал».
В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:
1. Уточнение задания, если ребенок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «А где картинка, на которой нарисовано продолжение истории?», «Осталась только одна картинка, значит, на ней нарисован конец истории».
«Посмотри еще раз внимательно, все ли ты правильно разложил, и расскажи свою историю».
2. Если ребенок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами картинки и утверждает, что у него все равно ничего не получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в правильном порядке и предложить ребенку составить рассказ.
Задание 3. Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.
Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь стихотворения? Расскажи!»
Задание 4. Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, развития речи.
Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь сказки? Расскажи!»
Задание 5. Цель: определение уровня развития мелкой моторики.
Педагог предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома. Ребенку нужно объяснить, что он должен провести линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Текст задания: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаги; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)
Тема1. «Азбука -к мудрости ступенька. Звук и буква А.». Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения-красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук «А». Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Знакомить с тем, как писать печатную букву А, используя образец.
Форма занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).
Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»
План занятия.
1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой.
2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».
Игра «Найди и обведи»
Игра «Определение место звука в слове»
Игра «Кто внимательный»
Чтение стихотворения: назвать слова, в которых есть звук А
Аист азбуку учил
И пятерку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читает сказки
Физкультминутка – Игра «Аист»
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
Игра «Рисуем матрешек, пишем букву А»
А шагает по дорожке,
Широко расставив ножки.
Буква может убежать,
Нужно ноги ей связать
Игра «Определи место буквы в слове»
3.Итог.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)
Тема1. «Звук и буква У.»
Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «У» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «У» в словах. Знакомить детей с тем как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения-красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук «У». Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Знакомить с тем, как писать печатную букву У, используя образец.
Форма занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).
Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»
План занятия.
1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой У.
2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».
Игра «Загадки и отгадки»
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок-
Может крякать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки-беги без оглядки. (Гусь)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Игра «Слово, схема»
Игра «Кто внимательный». Чтение стихотворения Г.Виеру
Устала утка на пруду
Учить своих утят:
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
- Ну, что из них получится?
Физкультминутка – игра «Паровоз
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз-
Далеко -далеко
Ребят он повез.
Игра «Рисуем крючки, и пишем букву «У»
Игра «Соедини правильно»
3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)
Тема1. «Звук и буква О.»
Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «О» в словах. Знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, назвать слова со звуком «О», понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Формировать навык написания печатной буквы «О», используя образец. Объяснить, как соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Форма занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).
Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»
План занятия.
1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой О.
2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Найди и обведи»
Игра «Определи место звука в слове»
Игра «Кто внимательный». Чтение стихотворения З.Александровой и предложите запомнить слова, в которых есть звук «О»
Вышли волки на охоту. Бродят стаей по болоту. Между прочим, говорят, Волки ягоды едят.
Физкультминутка – игра «Слушай, делай»
Руки в стороны, вперёд.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали,
А потом присели, встали
И на месте побежали.
Рисуем мячи, пишем букву «О» Стихотворение И.Блюмкина.
Кольцо у мамы на руке,
Обруч гимнастики тоже,
Баранки, бублики-ну все
На букву О похоже.
Игра «Схема, слово»
3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)
Тема1. «Звук и буква ы.»
Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить с условными обозначение гласных звуков-красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения. Формировать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по значению, по и подходящие по смыслу. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать интонационно выделять в словах звук ы. Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы»
Форма занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).
Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Подскажи словечко»
Игра «Загадки, предметы, схемы»
Физкультминутка – игра «Мы бегаем кругом»
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Пишем букву «Ы»
Кот Васька, как и все коты,
Когда сидит,
Напоминает букву ы.
Игра «Ну-ка , буква ,отзовись»
3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)
Тема1. «Звук и буква Э.»
Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схему, используя условные обозначения. Познакомить с буквой №Э» как письменным знаком звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы Э, используя образец
Форма занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).
Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»
План занятия.
1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой Э.
2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».
Игра «Закончи предложение «
Игра «Пишем букву Э» Чтение стихотворения И.Блюмкина
С электричеством, друзья,
Нужно быть осторожным,
Потому что, как змея,
Оно может укусить.
Физкультминутка – игра «Слушай, делай»
Руки в стороны, вперёд.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали,
А потом присели, встали
И на месте побежали.
Игра «Напиши правильно»
Стихотворение И.Гусевой
Что за звуки-
Словно песни,
Нет преграды на пути.
Голосисты, как артисты,
Ты их в слове назови.
Игра «Кто больше» (Назови слова с заданными звуками А, О, У, Ы, Э)
3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения " Звуки б, б" . Буква Б."
Этот урок разработан к учебнику "Азбука" для 1 класса по программе " Школа России"....
Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б
Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс. На уроке применяется комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...
Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"
Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...
Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».
Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...
Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".
Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....
Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».
Образовательные задачи данного урока: познакомить детей с новой буквой русского алфавита "Ф", "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...
Конспект урока "Согласный звук Ш. Буква Ш"
Конспект урока по обучению грамоте....