Конспекты к занятиям "От Звука к Букве" (Колесникова Е.В.)
план-конспект

Гусейнова Улдуз Расимовна

Конспекты к занятиям "От Звука к Букве" (Колесникова Е.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Выявление начального уровня дошкольников. Диагностические задания. Страна Букв и Звуков».

Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия, обследование связной речи, определение уровня развития мелкой моторики, обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию.

План занятия.

1.Организационный момент.

Солнце светит нам в окошко. Улыбнемся мы немножко. Собрались мы здесь опять

Звуки, буквы повторять, Слоги и слова читать, дружно вместе все играть.

П: сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в Страну звуков и букв. Стихотворение о жителях этой страны.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Согласные согласны шелестеть,

Шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Кто живет в этой стране? Чтобы путешествие наше по стране звуков и букв было интересное гласные и согласные приготовили вам задания.

Игра «Найти буквы среди других букв».

Буквы перемешались, назовите эти буквы. Гласные раскрасьте красным цветом, а согласные синим цветом.

Задание 1. Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.

Материал: набор картинок, в названия которых входит заданный звук, картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам, картинки, в названиях которых нет заданного звука. Примерный набор картинок: щука, шкаф, мальчик, бусы, чашка, шишка, жук, ружьё, сова, шапка, карандаш, кошка.

Текст задания: «Называй каждую картинку, если в ее названии есть звук [ш], положи эту картинку вот сюда».

В ходе выполнения ребенком этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребенок инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет, наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в позициях начала, середины и конца слова.

Задание 2. «Серия картинок» Цель: обследование связной речи

Материал: обследование связной речи проводится с помощью серии из четырёх картинок, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сам установить последовательность картинок и составить по ним рассказ.

Текст задания: «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал».

В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:

1. Уточнение задания, если ребенок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «А где картинка, на которой нарисовано продолжение истории?», «Осталась только одна картинка, значит, на ней нарисован конец истории».

«Посмотри еще раз внимательно, все ли ты правильно разложил, и расскажи свою историю».

2. Если ребенок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами картинки и утверждает, что у него все равно ничего не получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в правильном порядке и предложить ребенку составить рассказ.

Задание 3. Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.

Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь стихотворения? Расскажи!»

Задание 4. Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, развития речи.

Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь сказки? Расскажи!»

Задание 5. Цель: определение уровня развития мелкой моторики.

Педагог предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома. Ребенку нужно объяснить, что он должен провести линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Текст задания: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаги; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Азбука -к мудрости ступенька. Звук и буква А.».                                            Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения-красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук «А». Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А. Знакомить с тем, как писать печатную букву А, используя образец.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Найди и обведи»

Игра «Определение место звука в слове»

Игра «Кто внимательный»

Чтение стихотворения: назвать слова, в которых есть звук А

Аист азбуку учил

И пятерку получил.

И сегодня без подсказки

Сам себе читает сказки

Физкультминутка – Игра «Аист»

Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!

Игра «Рисуем матрешек, пишем букву А»

А шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

Нужно ноги ей связать

Игра «Определи место буквы в слове»

3.Итог.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква У.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «У» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «У» в словах. Знакомить детей с тем как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения-красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук «У». Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У. Знакомить с тем, как писать печатную букву У, используя образец.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой У.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Загадки и отгадки»

Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок-

Может крякать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки-беги без оглядки. (Гусь)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Игра «Слово, схема»

Игра «Кто внимательный». Чтение стихотворения Г.Виеру 

Устала утка на пруду
Учить своих утят:
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:
- Ну, что из них получится?                                                                                    

Физкультминутка – игра «Паровоз

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу!

Бежит паровоз-

Далеко -далеко

Ребят он повез.

Игра «Рисуем крючки, и пишем букву «У»

Игра «Соедини правильно»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква О.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «О» в словах. Знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, назвать слова со звуком «О», понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Формировать навык написания печатной буквы «О», используя образец. Объяснить, как соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой О.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Найди и обведи»

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Кто внимательный». Чтение стихотворения З.Александровой и предложите запомнить слова, в которых есть звук «О» 

Вышли волки на охоту. Бродят стаей по болоту. Между прочим, говорят, Волки ягоды едят.

Физкультминутка – игра «Слушай, делай»

Руки в стороны, вперёд.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

Рисуем мячи, пишем букву «О» Стихотворение И.Блюмкина.

Кольцо у мамы на руке,

Обруч гимнастики тоже,

Баранки, бублики-ну все

На букву О похоже.

Игра «Схема, слово»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква ы.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить с условными обозначение гласных звуков-красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения. Формировать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по значению, по и подходящие по смыслу. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать интонационно выделять в словах звук ы. Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы»

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я». Игра «Подскажи словечко»

Игра «Загадки, предметы, схемы»

Физкультминутка – игра «Мы бегаем кругом»

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Пишем букву «Ы»

Кот Васька, как и все коты,

Когда сидит,

Напоминает букву ы.

Игра «Ну-ка , буква ,отзовись»

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (5-6 лет)

Тема1. «Звук и буква Э.»                                            

Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением-красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схему, используя условные обозначения. Познакомить с буквой №Э» как письменным знаком звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы Э, используя образец

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный (демонстрация, показ), практический (упражнения, графические работы).

Материалы и оборудование: набор картинок, сюжетные картинки (4 шт.), Презентация к занятию. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь, Н.Жукова «Букварь»

План занятия.

1.Организационный момент. Работа с букварем Н.Жукова «Букварь». Знакомство с буквой Э.

2.Работа в тетради Е.В.Колесникова «От А до Я».

Игра «Закончи предложение «

Игра «Пишем букву Э» Чтение стихотворения И.Блюмкина

С электричеством, друзья,

Нужно быть осторожным,

Потому что, как змея,

Оно может укусить.

Физкультминутка – игра «Слушай, делай»

Руки в стороны, вперёд.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

Игра «Напиши правильно»

Стихотворение И.Гусевой

Что за звуки-

Словно песни,

Нет преграды на пути.

Голосисты, как артисты,

Ты их в слове назови.

Игра «Кто больше» (Назови слова с заданными звуками А, О, У, Ы, Э)

3.Итог. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения " Звуки б, б" . Буква Б."

Этот урок разработан к учебнику "Азбука" для 1 класса по программе " Школа России"....

Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».

Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...

Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".

Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....

Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Образовательные задачи данного урока: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита "Ф",  "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...

Конспект урока "Согласный звук Ш. Буква Ш"

Конспект урока по обучению грамоте....