Конспект урока чтения " Звуки б, б" . Буква Б."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Буцанец Татьяна Николаевна

Этот урок разработан к учебнику "Азбука" для 1 класса по программе " Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  чтению в 1 классе

Тема урока:  Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б'].  

Учитель: Буцанец Татьяна Николаевна, ГБОУ № 409 г. Пушкин

УМК: Школа России.

Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д..  Русская азбука: уче6. для 1 кл./. – 10-е изд. –  М.: Просвещение, 2011.

Цели урока:

  1. образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; осуществление зву кового анализ слов; различение понятий «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса;
  2. развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
  3. воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.

Тип урока: урок изучения нового.

Оборудование урока:

  1. учебник «Русская азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанъко А. Ф., Берестов В.Д., 2011);
  2. детские рисунки;    
  3. набор карточек с буквами и слогами;
  4. наборное полотно;
  5. цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
  6. слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;
  7. компьютер;
  8. проектор;
  9. экран.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте. ребята!

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки , почувствуйте друг друга, посмотрите в глаза и улыбнитесь самой доброй улыбкой.

П. Актуализация знаний.

1. - Прочитайте слова:

МАТЕМАТИКА

ТРУД

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

Правильно, ЧТЕНИЕ.

И сейчас у нас урок чтения.

2.        Работа с лентой букв.

3. Упражнения для развития речевого аппарата.

  1.  Дыхательная гимнастика. Упражнение «33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:

                        Как на горке, на пригорке

                                      Стоят 33 Егорки.

Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:

                    Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка

и так далее пока хватит на бранного воздуха.

(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.)

2)  Артикуляционная разминка. Упражнение «Заведем моторчик».

Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

  1. Работа над дикцией. Скороговорка.  (Презентация – слайд 2)

Бобры добры, бобры бодры.

III. Постановка учебной задачи.

-Сегодня к нам на урок пришел очень известный герой одной из сказок. -Попробуйте составить анаграмму из 1 букв фамилий:

Беляев, Уланова, Растрелли, Ахматова, Толстой, Илличевский, Неелов. Орлов.

БУРАТИНО. ( Презентация – слайд 3)

-А кто знает, чьи это фамилии?

-  Все это известные люди, которые жили в нашем городе, Царском селе.

- А почему именно Буратино пришел к нам в гости?

- Правильно, он поможет нам выучить новую букву, ведь он наш земляк. Алексей Толстой придумал  и написал сказку « Золотой ключик или приключения Буратино» именно в Царском селе.

- Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

IV. Открытие новых знаний.

Посмотрите на выставку рисунков. Что мы рисовали?

  1. -Недавно мы с вами ходили на экскурсию в Екатерининский парк. Какой памятник архитектуры мы видели?

- Башню Руину.

Выделение звука Б, характеристика: звук[б]   согласный, звонкий, твердый.

- Какое животное мы встретили в парке?

- БЕЛКА

Выделение звука[б ,]  , характеристика- согласный, звонкий, мягкий.

  1. Буратино уже устал и хочет с вами поиграть.

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Потопаем, похлопаем».

– Если услышите  в начале слова звук [б] – потопайте, если  услышите

звук [б ,] – похлопайте:

 булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.

  1. Знакомство с буквой.

-Поиграли, отдохнули.

 Ну, а у Буратино к вам вопрос.

 Со звуками[б] [б ,]    мы познакомились.  А что же нам делать, если слово надо записать или прочитать?

Можно звуки записать? Нет? А как же быть?

- Правильно, надо познакомиться с буквой Б.

Эту букву любят гномы,
Книги называют домом,
А она, одевшись в мех,
Прячет под листвой орех.
(Б: Белоснежка, библиотека, белка)

V. Первичное закрепление.

1. Буратино очень любит фантазировать.  И мы сейчас попробуем придумать, на что похожа буква Б.

-Работа в парах, рисуют на листочках, вывешивают на доску.

2. А теперь научимся печатать букву Б б в тетрадочках для печатания.

( Печатают).

3. Буква Б дружит с другими буквами .Научимся читать слоги-слияния .

Чтение слогов разным темпом.  (Презентация – слайд 8)

- Придумайте слова , начинающиеся с этих слогов.

IV. Включение новых знаний в систему знанийи повторения.

–   Сегодня на уроке вы будете читать тексты со словами содержащими буквы Б, б,  составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах.

– У кого из вас есть родственники? Перечислите ваших родственников.

Оказывается, что и у слов есть родственники. Сегодня будем учиться узнавать родственные  слова. 

1. Чтение текста и слов на с. 97 (вверху), наблюдение над словами в столбиках.

–  Чем различаются слова в столбиках?

(написанием – последними буквами, т. е. окончаниями и обозначают разное количество одного и того же названия, предмета)

            – Такие слова называют формами слова.

2. Упражнение в различении форм слова и родственных слов .

                 Формы слова:                           Родственные слова:

                           сосна                                       сосновый

                       у сосны                                      сосенка

                         сосны  

– В каком столбике написаны формы одного слова?

– Сосна, у сосны, сосны - это формы одного слова. Всё что мы говорим, происходит вокруг одного и того же предмета, вокруг одного и того же названия.

– Что общее в написании слов: «сосна», «сосенка», «сосновый»?

– Составьте с этими словами предложения.

–Что ещё общего у этих слов? (Смысл)

Такие слова называют однокоренными.

  1. Чтение текста в учебнике( с. 97).

- А сейчас прочитайте слова, которые написал Буратино.( Слова написаны разным шрифтом.)

Парк, интересно, скакала, брала, белка, сосны, баранка, клетка, липа.  

-О чем будет рассказ? Придумайте название.        

- Давайте хором, но негромко. прочитаем текст на с. 97.

-О ком этот текст?

-Какие деревья растут в парке?

-Кто скакал с ветки на ветку?

-Где она жила?

-Что она брала у детей из рук?

-Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?

-В каких случаях это происходит?

Повторное чтение текста в парах.

 

Физкультминутка.

                                      Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

VIII Творческая работа.

-А сейчас давайте вспомним, как мы ходили в парк. Попробуйте придумать свой рассказ по фотографиям, которые мы сделали на экскурсии.

Работа в группах. Каждой группе раздается набор фотографий.

X. Подведение итогов урока

          1. Работа с лентой букв.

2. Что такое «форма слова»?  

    – А какие слова называются родственными?

3. Словесная оценка деятельности учеников на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

Презентация к уроку чтение: "Звук [с] и буква С, с".

Материал можно использовать на уроках в начальной школе в 1 классе....

конспект урока чтения "Звук и буква Тт"

Конспект урока чтения в 1 классе. знакомство со звуком и буквой Тт...

Конспект урока чтения "Звук и буква "Ч"

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Знакомство с буквой и звуком Ч.ч" в 1 классе коррекционной школы...

Конспект урока чтения "Звук и буква д, Д"

Тема: Звук и буква д, Д.Цель: знакомство учащихся со звуком «д» и буквой Д, д.Задачи:Образовательные: учить соотносить звук с символом и буквой;Коррекционно- развивающие: формировать ...