Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
рабочая программа (2 класс)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №281»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
______________________ Е. В. Юрчикова
«______»_____________________2021 год
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
на 2020-2021 учебный год
(период реализации 1 год)
2М класс
Обучающиеся с ТМНР
Всего 34 часа
1 этап обучения
1 час в неделю
Составитель:
Сазонова Наталья Анатольевна -
учитель-дефектолог
Москва 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)
- Учебный план ГБОУ Школа № 281
Цель коррекционного курса- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основные задачи реализации содержания курса:
- Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
- Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Ожидаемые личностные результаты освоения заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
Действия с материалами
- сминать, разрывать, пересыпать, переливать материал.
Действия с предметами
- захватывать, удерживать, отпускать предмет;
- встряхивать предмет, издающий звук;
- вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.
Содержание коррекционного курса
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает 2 раздела: «Действия с материалами» и «Действия с предметами».
Сущность обучения состоит в следующем:
- первично совершенствовать манипуляторные действия с предметом и ориентировочные операции обследования, что отражает элементарные двигательные и сенсорные возможности руки обучающегося. Далее необходимо ученика знакомить со свойствами материала и предмета (путем сминания, разминания, пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.), что переходит в предметно-специфические операции;
- выполнение ручных действий, используя предмет для достижения цели (палку, сачок и пр.);
- овладение предметно-орудийными действиями, когда рука подчиняется требованиям орудийных приемов (ложкой зачерпывать, ножницами резать, карандашом проводить линии ).
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1. | Диагностика | Диагностика актуального уровня развития обучающихся |
Форма занятия | Групповая Задание дифференцировано для детей. | |
Действия с материалами. | Пластилин: отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина; сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы; Бумага: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора; Нитки: разрывание тонких, непрочных ниток; наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы; Ткань: захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани; Природный материал: сбор природных материалов (поднимание, отрывание) | |
2. | Действия с предметами. | Шарики: захват шариков кистью руки, удержание в ладони; катание шариков; складывание шариков в емкости; Предметы: перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки» прищепки открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку; Строительные материалы: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга; постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда; Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно; Мозаика: плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой произвольно.брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие; |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-2 | Работа с природным материалом. Сбор, сортировка п/м: «Осень к нам пришла» | первичная обработка, размещение на хранение | 2 | Динамическое наблюдение |
3-4 | Составление композиций: «Осенние букеты» | составление букетов из осенних листьев | 2 | |
5. | Работа с бумагой Подвижная аппликация: «Листопад» | подвижная аппликация из сухих листьев (подбрасывание листьев вверх, приклеивание их на заранее намазанный лист бумаги); | 1 | |
6. | Предметная аппликация: «Осеннее дерево» | накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием | 1 | |
7-9. | Работа с пластилином «Дары осени» | рисование пластилином по трафарету | 3 | |
10-11. | Работа с мозаикой Узор из мозаики «Осенняя трава» | выкладывание ряда (рядов) мозаики заданного цвета | 2 | |
12. | Работа с плоскими палочками Выполнение простейших фигур: «Лесные грибочки» | раскатывание колбаски (ножка гриба), раскатывание, сплющивание шарика «шляпка гриба» в ладошки, соединение ножки и шляпки гриба | 1 | |
13-15. | Работа с предметами «Грибочки» «Мячики» «Зонтики» | выбор знакомых предметов среди 2-3 незнакомых | 3 | |
16-20 | Работа с природным материалом. «Осенний лес»Поделки: «Лодочка» «Ежики» | аппликация по контурному изображению | 5 | |
21-24. | Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Фрукты» «Овощи» | приклеивание готовых вырезанных форм на лист бумаги в заданной последовательности | 4 | |
25-28 | Лепка: «Длинные короткие колбаски» «Шарики катятся» «Виноград» Лепка из пластилина: «Грибочки» | раскатывание колбасок разной длины, шариков разной величины в ладонях и на доске | 4 | |
29-30 | Работа со строительными материалами. Постройка: «Башня» «Домики», «Улица» (разные дома) | конструирование башни, дома из 2-4 кубиков, завершение постройки призмой | 2 | |
31. | Работа с бумагой. «Самолетики летают» | складывание листа пополам | 1 | |
32-35 | Работа с пластилином. Лепка: «Вишенки» «Ягоды рябины» | раскатывание в ладошке и на доске колбасок, шариков разной величины, прикрепление их к колбаске | 4 | |
36-38. | Работа с плоскими палочками. «Домики» «Стульчики» «Качели» | выкладывание простейших фигур | 3 | |
39-42. | Работа со строительными материалами. Постройка: «Дорожки» «Ворота» | конструирование из брусков длинных и коротких дорожек, ворот для машинок | 4 | |
43. | Работа с предметами. «Гирлянда на елку» | нанизывание предметов на веревочку | 1 | |
44-45. | «Снег идет» - действие с мозаикой. «Нарядная елочка» - действие с пластилином | 2 | ||
46-51. | Работа с предметами. Разбор-складывание «Пирамидка» «Матрешка» Бусы для мамы» | нанизывание предметов | 6 | |
52-55. | Работа с пластилином. Лепка: «Ком для снеговика» «Снежки» | раскатывание шариков в ладошках и на доске разной величины | 4 | |
56. | Работа с плоскими палочками. «Солнышко» | выкладывание простейших фигур | 1 | |
57-58. | Работа с бумагой. «Снежный домик» «Крыша для домика» | складывание листа пополам | 2 | |
59-60. | Работа с природным материалом. «Елочки в лесу» «Черепашки» | размещение шишек (елочки), ракушек (черепашки) на пластилиновой основе | 2 | |
61-63. | Работа с нитками. «Катушки ниток» «Клубочки» Аппликация: «Солнышко» | наматывание (разматывание) ниток (пряжи) | 3 | |
64-67. | Работа с предметами. «Поварята» «Катятся шарики по дорожке» | перекладывание предметов ложкой в сосуд, катание шариков | 4 | |
68-70 | Работа с пластилином. Лепка: «Котлетки» «Баранки» «Колечки» | раскатывание шарика, расплющивание между ладошками, раскатывание колбасок, соединение концов путем изученных приемов | 3 | |
71-72. | Работа со строительными материалами. Постройки: «Заборчики» «Стол и стулья» | конструирование простых построек из брусков | 2 | |
73-74. | Работа с мозаикой. Выкладывание узоров: «Дорожки для ежика» | выкладывание ряда мозаики заданного цвета и формы | 2 | |
75-78. | Работа с бумагой. Складывание: «Конвертики» «Домики» «Салфетки к празднику» | складывание бумаги треугольником | 4 | |
79-81 | Работа с нитками. Аппликация: «Шарики» «Собачки» | приклеивание готовых вырезанных форм в заданной последовательности | 3 | |
82-85. | Работа с предметами. С прищепками: «Солнышко» «Деревья» «Насекомые» «Животные» | добавление недостающих частей к готовым формам прищепками | 4 | |
86-89. | Работа с плоскими палочками: «Флажки» «Домик с забором» Кораблик» «Елочка» | выкладывание простейших фигур | 4 | |
90-92 | Работа с мозаикой: «Радуга» «Солнышко» Цветочки» | выкладывание узоров | 3 | |
93-95. | Работа с пластилином. «Лесенка» Лепка: «Цепочки из колец» «Пирамидки из колец» | лепка на плоскости | 3 | |
96-100 | Работа с бумагой. «Конфеты» «Подарок» «Волшебная палочка» | обертывание бумагой | 5 | |
101-102. | И/А 1.«Домик с забором» - выкладывание плоскими палочками контурного изображения (работа по образцу) 2. "Катушка" - наматывание ниток на катушку. | 2 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №281»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
______________________ Е. В. Юрчикова
«______»_____________________2021 год
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Сенсорное развитие
на 2021-2022 учебный год
(период реализации 1 год)
2М класс
Обучающиеся с ТМНР
Всего 34 часа
1 этап обучения
1 час в неделю
Составитель:
Сазонова Наталья Анатольевна -
учитель-дефектолог
Москва 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)
Учебный план ГБОУ Школа № 281.
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Ожидаемые личностные результаты освоения программы заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
Зрительное восприятие
- фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете;
- прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом, за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие
- локализовать неподвижный (близко расположенный) и неподвижный (удаленный) источник звука;
- соотносить звук с его источником;
- находить одинаковые по звучанию объекты.
Кинестетическое восприятие
- формировать адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека;
- формировать адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхностей.
Восприятие запаха
- формировать адекватную реакцию на запахи;
- формировать умения узнавать и различать объекты по запаху.
Восприятие вкуса
- формировать адекватную реакцию на продукты питания;
- формировать умения узнавать и различать продукты по вкусу и вкусовым качествам.
Содержание коррекционного курса
Сенсорное развитие происходит поэтапно: от накопления ощущений, к восприятию того или иного свойства (или качества) предмета, затем к дифференциации воспринятого свойства по отношению к другим свойствам (различение свойств и качеств), после чего - создаются условия для овладения словесным обозначением определенного свойства (или качества) предметов.
Содержание программы коррекционного курса состоит из 5 разделов:
"Зрительное восприятие",
"Слуховое восприятие",
"Кинестетическое восприятие",
"Восприятие запаха",
"Восприятие вкуса".
Содержание коррекционного курса реализуется в групповой форме обучения, Занятия с детьми могут проводиться как в кабинете, так и вне классной комнаты (например, на пришкольном участке).
Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые будут способствовать накоплению чувственного и практического опыта, связанного с различными свойствами и качествами предметов.
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1. | Диагностика | Диагностика актуального уровня сенсорного развития обучающихся. Обследование уровня сформированности сенсорных и моторных процессов |
1. | Зрительное восприятие | Плоскостная: квадрат, круг, треугольник. Соотнесение и дифференциация объемных и плоскостных форм. Дифференциация объемных и плоскостных форм. Передача форм в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Складывание форм: матрешка, пирамидка (4 части). Чередование форм. Размер: предметы контрастных размеров (большой и маленький); сериационные ряды по возрастанию (стаканчик). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование) Цвет: предметы одинакового цвета (желтый). Выбор предмета по показу (по образцу или по слову) – из 2-х. одинаковые по цвету предметы (красный, желтый, синий, зеленый); различные по цвету предметы (2-3-4 основных цвета); передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация) (какие поделки?). Элементы нетрадиционного рисования: рисование по мокрому листу, рисование ладошками, штампование, рисование губкой. Лепка: раскатывание шариков, «колбасок», изготовление гусеницы. Аппликация: техника нетрадиционного рисования-заклеивание мелкими кусочками бумаги изображения на листе, «мозаика»). Группировка предметов по одному признаку. |
2. | Слуховое восприятие | Звучащие предметы: дудка, металлофон, барабан; слова – обозначения, соотнесение с звучащим предметом; звуки окружающего мира (животные, транспорт); слова-обозначения звуков окружающего мира (му-му, би-би и др.); тихие и громкие звуки, звукоподражание. Выбор предмета по звуку – из 2-х. Звучащие предметы (колокольчик, звонок, барабан); звукоподражание.Манипуляции (извлечение звука) с предметом (совместно или по показу). |
3. | Кинестетичес-кое восприятие | Умение удерживать в руках предметы разного размера и разного веса; узнавать предмет по форме на ощупь, бросать в цель, катить по прямой, ловить из рук партнера; умение идти (быстро или медленно) по ровной дорожке до цели, умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет, радость, полетели) свои отношения и чувства; понимание названия признака, выполнение действия (Дай большой мяч. Дай маленький мяч. И др.) Умение держать одной рукой игрушку, умение удерживать мячи разного размера, умение катить (бросать) мяч, умение ползти до цели, умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет) свои отношения и чувства; |
4. | Восприятие запаха | Запахи (опыт обонятельных ощущений) (хвоя апельсин, чеснок); умение идентифицировать продукт с соответствующим ему запахом (хвоя апельсин, чеснок). Ароматы (хвоя апельсин, чеснок), расширение обонятельных ощущений. |
5. | Восприятие вкуса | Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый, реакции и проявления на различные вкусовые ощущения (вкусно – улыбка; невкусно – покачивание головой и др.); температурный признак продукта (горячий, холодный) и его словесное (знаковое) обозначение. Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый); умение идентифицировать продукт со свойственным ему вкусом, словесное обозначение вкуса продукта; температурный признак продукта (горячий, холодный, теплый) и его словесное (знаковое) обозначение. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Форма контроля |
1-3 | Зрительное восприятие «Осенние листья» (желтый и зеленый цвета) В гостях у круга» «Большие и маленькие предметы» | Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров; ощупывают предметы круглой формы. По показу и совместными действиями: соотносят цвет предмета с эталоном; выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; классификация предметов по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков друг в друга по размеру; | 3 | Динамическое наблюдение |
4-6 | Слуховое восприятие «Громкие и тихие звуки» «Музыкальные инструменты» «Звуки животных» | Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы издают разные звуки); выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.) | 3 | |
7-9 | Кинестетическое восприятие «Повторяй за мной» «Волшебные дорожки» «Хоровод». | Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом). | 3 | |
10-12 | Восприятие запаха «В мире ароматов» «Как пахнут продукты» «Самый приятный | Реагирование эмоционально и двигательно на запахи предъявляемых продуктов. | 3 | |
13-15 | Восприятие вкуса «Вкусные продукты» «Сладкий стол» «Сладко-горько» | Реагирование эмоционально и двигательно на различные вкусовые ощущения при дегустации продуктов. Исследование разнообразия вкусов различных продуктов (хлеб, фрукты, молоко, чеснок, шоколад и др.) Находят схожий по вкусу продукт. | 3 | |
16-18 | Зрительное восприятие «Цветные кубики» «Квадратные предметы» «В гостях у Матрёшки» | Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров; ощупывают предметы квадратной формы. | 3 | |
19-21 | Слуховое восприятие «Как звучат игрушки» (манипуляции со звучащими игрушками) «Звуки природы» «Музыкальные инструменты» | Совместно с учителем: выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.) Знакомство с характером звучащих предметов (различные предметы издают разные звуки); различают звучание простейших музыкальных инструментов и звуки окружающего мира; называют источник звука и соотносят с картинкой, изображением источника звука; находят одинаково звучащие предм | 3 | |
22-24 | Кинестетическое восприятие «Лесная тропинка» «Игра с мячом» «Ладушки» | Принимают участие в коллективной игре, держатся за руки, проявляют реакции на тактильные раздражители Бросают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия. Выполнят простейшую пальчиковую гимнастику, играют в «Ладушки». | 3 | |
25-27 | Восприятие запаха «Угадай продукт по запаху» «Где живут ароматы» «Мой любимый аромат» | Проявляют реакции на ра Идентифицируют продукт с соответствующим ему запахом.зличные ароматы | 3 | |
28-30 | Восприятие вкуса «Сладкие продукты» «Кисло-сладко» «Что вкуснее» | Проявляют реакции на различные вкусовые ощущения. | 3 | |
31-33 | Зрительное восприятие «Разноцветные бусы» «Домики для фигур» «Кто больше, а кто меньше? | Совместно и по показу: выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; выстраивают предметы демонстрационного материала по возрастанию. | 3 | |
34-36 | Слуховое восприятие «Угадай по звуку инструмент» «Веселый оркестр» «Звуки транспорта» | Совместно с учителем: выполняют простейшие манипуляции с музыкальными инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта». | 3 | |
37-39 | Кинестетическое восприятие «Перешагни через верёвочку» «Дорожка препятствий» «Поймай мячик» | Совместно с учителем: выполняют простые манипуляции с мячиками разной величины. Принимают участие в коллективной игре, взявшись за руки. | 3 | |
40-42 | Восприятие запаха «Угадай продукт по запаху» «Ароматы природы» «Приятные и неприятные запахи» | Знакомятся с ароматами растений (роза, ваниль, хвоя и др.) | 3 | |
43-45 | Восприятие вкуса «Сравнение соленых и сладких продуктов, горьких и кислых» | Проявляют реакции на различные вкусы продуктов при дегустации. | 3 | |
П/А Задание 1 «Разложи фигуры». | Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом( смотрят подходит или не походит). | 1 | ||
П/А Задание 2 «Что звучит?" | Поворачивают голову в сторону звука Выбирают и определяют звучание конкретной игрушки(3 звука). | 1 | ||
46-50 | Зрительное восприятие «Цветная вода» (раскрашиваем воду в разные цвета) «Гусеница» (лепка из пластилина) «Построй домики для животных» (конструирование) «Пирамидка» (аппликация) «Разноцветные воздушные шары» (аппликация) | 5 | ||
51-53 | Слуховое восприятие «Веселая и грустная музыка» «Шумящие коробочки» «Угадай животное по голосу (звуку)»; | Совместно с учителем: манипулируют с кистью на листе бумаги, пластилином (реакции на тактильную стимуляцию). Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления. | 3 | |
54-57 | Кинестетическое восприятие «Шагаем по веревочке» «Будь внимателен!» «Шагаем и танцуем под музыку» «Повторяй за мной!» | Совместно с учителем выполняют движения (руками, ногами, повороты тела и др.) Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом). Ходят по прямой. | 4 | |
58-60 | Восприятие запаха «Ароматные коробочки» «Угадай продукт по запаху» «Съедобное-несъедобное» | Совместными действиями: исследуют различные ароматы (коробочки с ароматами). Определяют съедобное и несъедобное в дидактической игре. Просмотр презентации по теме | 3 | |
61-63 | Восприятие вкуса «У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку») «Угадай по запаху продукт» (пробуем на вкус и называем, показываем на картинке) «Съедобное-несъедобное» (показываем на картинках, называем) | Проявляют реакции на различные вкусовые раздражители и запахи. Совместно с учителем из предъявляемых объектов выбирают съедобные. Совместно и по подражанию действиям учителя: исследуют продукты (вкус, запах), соотносят продукт с соответствующим запахом выделяют съедобное и несъедобное на картинках и реальных объектах. | 3 | |
64-68 | Зрительное восприятие «В гостях у круга и квадрата» (классификация по форме) «Предметы в нашем классе» (называем круглые; квадратные предметы, показываем) «В гости к трём медведям» (называем и показываем маленькие и большие предметы-урок по сказке) «Волшебная поляна» (рисование красками- работа с цветом) «Бусы для Кати» (аппликация из пластилина-цвет и форма) | Совместными действиями: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином. Манипулируют с предметами разной величины и формы. По подражанию действиям учителя: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином. Манипулируют с предметами разной величины и формы. | 5 | |
69-72 | Слуховое восприятие «Громкие и тихие звуки» (показываем и называем в какой коробочке самый тихий или самый громкий звук) «Кто как говорит» (смотрим на картинки или игрушки и произносим звуки животных) «Шумовой оркестр» (играем на игрушечных музыкальных инструментах) «Колокольчики» (играем с колокольчиками разной величины, определяем самый громкий и самый тихий звук) | По подражанию действиям учителя и самостоятельно: манипулируют со звучащими предметами. Соотносят животных с соответствующим им звучанием (му, мяу, ква и др.), Совместными действиями: выполняют простые манипуляции со звучащими предметами | 4 | |
73-75 | Кинестетическое восприятие «Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости) «Встаньте, дети, в круг» (двигаемся по кругу, делаем круг, держась за руки, водим хоровод) «Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши- работа в парах) | Совместными действиям: выполняют движения (держатся за руки, совершают повороты, выполняют простые ритмические манипуляции с предметами; и др.) Маршируют под музыку, двигаются по кругу, перешагивают через препятствия, выполняют движения ладонями, пальцами по инструкции, по показу. | 3 | |
76-78 | Восприятие запаха «Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы, каши, компоты, котлеты) «Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем) | Совместными действиями и по подражанию действиям учителя: соотносят продукт со свойственным ему вкусом. Исследуют запахи готовых блюд. | 3 | |
79-82 | Восприятие вкуса «В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые, сладкие, кислые) «Фрукты и овощи» (сравнение вкуса и запаха) | Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители. Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд. | 4 | |
83-88 | Зрительное восприятие «Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма) «Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме) «Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур-размер и форма) «Милашки-неваляшки» (величина, цвет и форма - аппликация) «Мячики» (лепка из пластилина- цвет, форма. размер) «Домики для зверей» (конструирование) | Выполняют простейшие манипуляции с конструктором, кубиками, пластилином, предметами разной формы, величины, цвета. Классифицируют предметы по форме, размеру, цвету, конструируют из кубиков, мягкого и пластмассового конструктора. Выполняют творческие задания (аппликации, лепку по темам). | 6 | |
89-91 | Слуховое восприятие «Звуки окружающего мира» «Угадай музыкальный инструмент по звуку» «Шумящие коробочки» | Производят манипуляции с шумящими коробочками, поворачивают голову к источнику звука. Выделяют предметы или явления (по звуку), указывают жестом. Соотносят музыкальный инструмент с соответствующим ему звуком. Находят одинаково звучащие коробочки, определяют громко и тихо звучащие коробочки. | 3 | |
92-96 | Кинестетическое восприятие «Как двигаются животные» (имитируем движения животных) «Построение» (строимся по инструкции в шеренгу, парами, выполняем движения по инструкции) «Покажи животное» (имитируем движения животных и угадываем) «Дорожки» (хождение по линиям) «Повторяй за мной» (повторяем за учителем позы тела, ходьбу) | Совместно с учителем выполняю движения руками, ногами, головой, телом. Строятся, выполняют движения по инструкции педагога, ходят по линиям. Имитируют движения животных | 5 | |
97-99 | Восприятие запаха «В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата) «Мои любимые запахи» «Что спрятано в коробочке?» | Проявляют реакции на вкусовые и обонятельные раздражители Выбирают самые приятные ароматы и их источники-(продукты, стеклянные баночки с ароматами) Соотносят запах с соответствующим ему продуктом. | 3 | |
100-102 | Восприятие вкуса «Я-повар» (выбираем продукты для приготовления салата, компота, супа) | Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители. Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса«Предметно – практическая деятельность»Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государствен...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....
Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС...
Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"
Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...