Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
рабочая программа (2 класс)

Сазонова Наталья Анатольевна

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №281»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

______________________ Е. В. Юрчикова

«______»_____________________2021 год

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

на 2020-2021 учебный год

(период реализации 1 год)

2М класс

Обучающиеся с ТМНР

Всего 34 часа

1 этап обучения

1 час в неделю

Составитель:

Сазонова Наталья Анатольевна -

учитель-дефектолог

Москва 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

  • Учебный план ГБОУ Школа № 281

Цель коррекционного курса- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основные задачи реализации содержания курса:

  • Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Ожидаемые личностные результаты освоения заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

Действия с материалами

  • сминать, разрывать, пересыпать, переливать материал.

Действия с предметами

  • захватывать, удерживать, отпускать предмет;
  • встряхивать предмет, издающий звук;
  • вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
  • вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.

Содержание коррекционного курса

Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает 2 раздела: «Действия с материалами» и «Действия с предметами».

Сущность обучения состоит в следующем:

 - первично совершенствовать манипуляторные действия с предметом и ориентировочные операции обследования, что отражает элементарные двигательные и сенсорные возможности руки обучающегося. Далее необходимо ученика знакомить со свойствами материала и предмета (путем сминания, разминания, пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.), что переходит в предметно-специфические операции;

 - выполнение ручных действий, используя предмет для достижения цели (палку, сачок и пр.);

 - овладение предметно-орудийными действиями, когда рука подчиняется требованиям орудийных приемов (ложкой зачерпывать, ножницами резать, карандашом проводить линии ).

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

1.

Диагностика

Диагностика актуального уровня  развития обучающихся

Форма занятия

Групповая 

Задание дифференцировано для детей.

Действия с материалами.

Пластилин: отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина; сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы;

 Бумага: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора;  Нитки: разрывание тонких, непрочных ниток; наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы;

Ткань: захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани; Природный материал: сбор природных материалов (поднимание, отрывание)

2.

Действия с предметами.

Шарики: захват шариков кистью руки, удержание в ладони; катание шариков; складывание шариков в емкости;  

Предметы: перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки» прищепки открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку;  Строительные материалы: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга; постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда;

Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно; Мозаика: плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой произвольно.брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие;

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1-2

Работа с природным материалом. 

Сбор, сортировка п/м: «Осень к нам пришла»

первичная обработка, размещение на хранение

2

Динамическое наблюдение

3-4

Составление композиций: «Осенние букеты»

составление букетов из осенних листьев

2

5.

Работа с бумагой Подвижная аппликация: «Листопад»

подвижная аппликация из сухих листьев (подбрасывание листьев вверх, приклеивание их на заранее намазанный лист бумаги);

1

6.

Предметная аппликация: «Осеннее дерево»

накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием

1

7-9.

Работа с пластилином «Дары осени»

рисование пластилином по трафарету

3

10-11.

Работа с мозаикой Узор из мозаики «Осенняя трава»

выкладывание ряда (рядов) мозаики заданного цвета

2

12.

Работа с плоскими палочками Выполнение простейших фигур: «Лесные грибочки»

раскатывание колбаски (ножка гриба), раскатывание, сплющивание шарика «шляпка гриба» в ладошки, соединение ножки и шляпки гриба

1

13-15.

Работа с предметами «Грибочки» «Мячики» «Зонтики»

выбор знакомых предметов среди 2-3 незнакомых

3

16-20

Работа с природным материалом. «Осенний лес»Поделки: «Лодочка» «Ежики»

аппликация по контурному изображению

5

21-24.

Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Фрукты» «Овощи»

приклеивание готовых вырезанных форм на лист бумаги в заданной последовательности

4

25-28

Лепка: «Длинные короткие колбаски» «Шарики катятся» «Виноград» Лепка из пластилина: «Грибочки»

раскатывание колбасок разной длины, шариков разной величины в ладонях и на доске

4

29-30

 Работа со строительными материалами.

Постройка: «Башня»

«Домики», «Улица» (разные дома)

конструирование башни, дома из 2-4 кубиков, завершение постройки призмой

2

31.

Работа с бумагой. «Самолетики летают»

складывание листа пополам

1

32-35

Работа с пластилином. Лепка: «Вишенки» «Ягоды рябины»

раскатывание в ладошке и на доске колбасок, шариков разной величины, прикрепление их к колбаске

4

36-38.

Работа с плоскими палочками.

 «Домики» «Стульчики» «Качели»

выкладывание простейших фигур

3

39-42.

Работа со строительными материалами. Постройка: «Дорожки» «Ворота»

конструирование из брусков длинных и коротких дорожек, ворот для машинок

4

43.

Работа с предметами. «Гирлянда на елку»

нанизывание предметов на веревочку

1

44-45.

«Снег идет» - действие с мозаикой. «Нарядная елочка» - действие с пластилином

2

46-51.

Работа с предметами. Разбор-складывание

«Пирамидка» «Матрешка» Бусы для мамы»

нанизывание предметов

6

52-55.

Работа с пластилином. Лепка:

«Ком для снеговика» «Снежки»

раскатывание шариков в ладошках и на доске разной величины

4

56.

Работа с плоскими палочками. «Солнышко»

выкладывание простейших фигур

1

57-58.

Работа с бумагой. «Снежный домик» «Крыша для домика»

складывание листа пополам

2

59-60.

Работа с природным материалом. «Елочки в лесу» «Черепашки»

размещение шишек (елочки), ракушек (черепашки) на пластилиновой основе

2

61-63.

Работа с нитками. «Катушки ниток» «Клубочки» Аппликация: «Солнышко»

наматывание (разматывание) ниток (пряжи)

3

64-67.

Работа с предметами. «Поварята» «Катятся шарики по дорожке»

перекладывание предметов ложкой в сосуд, катание шариков

4

68-70

Работа с пластилином. Лепка: «Котлетки» «Баранки» «Колечки»

раскатывание шарика, расплющивание между ладошками, раскатывание колбасок, соединение концов путем изученных приемов

3

71-72.

Работа со строительными материалами. Постройки: «Заборчики» «Стол и стулья»

конструирование простых построек из брусков

2

73-74.

Работа с мозаикой. Выкладывание узоров: «Дорожки для ежика»

выкладывание ряда мозаики заданного цвета и формы

2

75-78.

Работа с бумагой. Складывание: «Конвертики» «Домики» «Салфетки к празднику»

складывание бумаги треугольником

4

79-81

Работа с нитками. Аппликация: «Шарики» «Собачки»

приклеивание готовых вырезанных форм в заданной последовательности

3

82-85.

Работа с предметами. С прищепками: «Солнышко» «Деревья» «Насекомые» «Животные»

добавление недостающих частей к готовым формам прищепками

4

86-89.

Работа с плоскими палочками:

«Флажки» «Домик с забором» Кораблик» «Елочка»

выкладывание простейших фигур

4

90-92

Работа с мозаикой:

 «Радуга» «Солнышко» Цветочки»

выкладывание узоров

3

93-95.

Работа с пластилином. «Лесенка» Лепка:

«Цепочки из колец» «Пирамидки из колец»

лепка на плоскости

3

96-100

Работа с бумагой. «Конфеты» «Подарок» «Волшебная палочка»

обертывание бумагой

5

101-102.

И/А 1.«Домик с забором» - выкладывание плоскими палочками контурного изображения (работа по образцу)

2. "Катушка" - наматывание ниток на катушку.

2



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №281»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

______________________ Е. В. Юрчикова

«______»_____________________2021 год

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие

на 2021-2022 учебный год

              (период реализации 1 год)

2М класс

Обучающиеся с ТМНР

Всего 34 часа

1 этап обучения

1 час в неделю

Составитель:

Сазонова Наталья Анатольевна -

учитель-дефектолог

Москва 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

Учебный план ГБОУ Школа № 281.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  • обогащение чувственного познавательного опыта;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Ожидаемые личностные результаты освоения программы заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты должны отражать:

Зрительное восприятие

  • фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете;
  • прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом, за движущимся удаленным объектом.

Слуховое восприятие

  • локализовать неподвижный (близко расположенный) и неподвижный (удаленный) источник звука;
  • соотносить звук с его источником;
  • находить одинаковые по звучанию объекты.

Кинестетическое восприятие

  • формировать адекватную эмоционально-двигательную реакцию на прикосновения человека;
  • формировать адекватную реакцию на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхностей.

Восприятие запаха

  • формировать адекватную реакцию на запахи;
  • формировать умения узнавать и различать объекты по запаху.

Восприятие вкуса

  • формировать адекватную реакцию на продукты питания;
  • формировать умения узнавать и различать продукты по вкусу и вкусовым качествам.

Содержание коррекционного курса

 Сенсорное развитие происходит поэтапно: от накопления ощущений, к восприятию того или иного свойства (или качества) предмета, затем к дифференциации воспринятого свойства по отношению к другим свойствам (различение свойств и качеств), после чего - создаются условия для овладения словесным обозначением определенного свойства (или качества) предметов.

Содержание программы коррекционного курса состоит из 5 разделов:

"Зрительное восприятие",

"Слуховое восприятие",

"Кинестетическое восприятие",

"Восприятие запаха",

"Восприятие вкуса".

Содержание коррекционного курса реализуется в групповой форме обучения, Занятия с детьми могут проводиться как в  кабинете, так и вне классной комнаты (например, на пришкольном участке).

Курс предполагает использование специального оснащения и дидактического материала, которые будут способствовать накоплению чувственного и практического опыта, связанного с различными свойствами и качествами предметов.

п/п

Название раздела

Содержание раздела

1.

Диагностика

Диагностика актуального уровня сенсорного развития обучающихся. Обследование уровня сформированности сенсорных и моторных процессов

1.

Зрительное восприятие

Плоскостная: квадрат, круг, треугольник.

Соотнесение и дифференциация объемных и плоскостных форм.

Дифференциация объемных и плоскостных форм.

Передача форм в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Складывание форм: матрешка, пирамидка (4 части).

Чередование форм. Размер:

предметы контрастных размеров (большой и маленький);

сериационные ряды по возрастанию (стаканчик).

Передача размеров в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование) Цвет: предметы одинакового цвета (желтый).

Выбор предмета по показу (по образцу или по слову) – из 2-х.

одинаковые по цвету предметы (красный, желтый, синий, зеленый);

различные по цвету предметы (2-3-4 основных цвета);

передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация) (какие поделки?).

Элементы нетрадиционного рисования: рисование по мокрому листу, рисование ладошками, штампование, рисование губкой.

Лепка: раскатывание шариков, «колбасок», изготовление гусеницы.

Аппликация: техника нетрадиционного рисования-заклеивание мелкими кусочками бумаги изображения на листе, «мозаика»).

Группировка предметов по одному признаку.

2.

Слуховое восприятие

Звучащие предметы: дудка, металлофон, барабан;

слова – обозначения, соотнесение с звучащим предметом;

звуки окружающего мира (животные, транспорт);

слова-обозначения звуков окружающего мира (му-му, би-би и др.);

тихие и громкие звуки, звукоподражание.

Выбор предмета по звуку – из 2-х. Звучащие предметы (колокольчик, звонок, барабан); звукоподражание.Манипуляции (извлечение звука) с предметом (совместно или по показу).

3.

Кинестетичес-кое восприятие

Умение удерживать в руках предметы разного размера и разного веса; узнавать предмет по форме на ощупь,

бросать в цель,

катить по прямой, ловить из рук партнера;

умение идти (быстро или медленно) по ровной дорожке до цели,

умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет, радость, полетели) свои отношения и чувства;

понимание названия признака, выполнение действия (Дай большой мяч. Дай маленький мяч. И др.)

Умение держать одной рукой игрушку,

умение удерживать мячи разного размера,

умение катить (бросать) мяч,

умение ползти до цели,

умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет) свои отношения и чувства;

4.

Восприятие запаха

Запахи (опыт обонятельных ощущений) (хвоя апельсин, чеснок); умение идентифицировать продукт с соответствующим ему запахом (хвоя апельсин, чеснок). Ароматы (хвоя апельсин, чеснок),

расширение обонятельных ощущений.

5.

Восприятие вкуса

Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый,

реакции и проявления на различные вкусовые ощущения (вкусно – улыбка; невкусно – покачивание головой и др.);

температурный признак продукта (горячий, холодный) и его словесное (знаковое) обозначение. Вкусовые признаки (горький, сладкий, соленый, кислый);

умение идентифицировать продукт со свойственным ему вкусом,

словесное обозначение вкуса продукта;

температурный признак продукта (горячий, холодный, теплый) и его словесное (знаковое) обозначение.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1-3

Зрительное восприятие «Осенние листья» (желтый и зеленый цвета) В гостях у круга» «Большие и маленькие предметы»

Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров;

ощупывают предметы круглой формы. По показу и совместными действиями: соотносят цвет предмета с эталоном;

выбор предметов определенного цвета по словесной инструкции; классификация предметов по признаку цвета; классификация предметов по размеру(большие-маленькие); распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков друг в друга по размеру;

3

Динамическое наблюдение

4-6

Слуховое восприятие «Громкие и тихие звуки» «Музыкальные инструменты» «Звуки животных»

Знакомство с характером звучащих предметов, животных (различные предметы издают разные звуки); выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.)

3

7-9

Кинестетическое восприятие «Повторяй за мной» «Волшебные дорожки» «Хоровод».

Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

3

10-12

Восприятие запаха «В мире ароматов» «Как пахнут продукты» «Самый приятный

Реагирование эмоционально и двигательно на запахи предъявляемых продуктов.

3

13-15

Восприятие вкуса «Вкусные продукты» «Сладкий стол» «Сладко-горько»

Реагирование эмоционально и двигательно на различные вкусовые ощущения при дегустации продуктов. Исследование разнообразия вкусов различных продуктов (хлеб, фрукты, молоко, чеснок, шоколад и др.)

Находят схожий по вкусу продукт.

3

16-18

Зрительное восприятие

«Цветные кубики»

«Квадратные предметы»

«В гостях у Матрёшки»

Совместно с учителем: манипулируют предметами контрастных цветов, размеров;

ощупывают предметы квадратной формы.

3

19-21

Слуховое восприятие

«Как звучат игрушки» (манипуляции со звучащими игрушками)

«Звуки природы»

«Музыкальные инструменты»

Совместно с учителем: выполнение простейших манипуляций со звучащими предметами (погремушки, колокольчик, барабан и др.) Знакомство с характером звучащих предметов (различные предметы издают разные звуки); различают звучание простейших музыкальных инструментов и звуки окружающего мира;

называют источник звука и соотносят с картинкой, изображением источника звука; находят одинаково звучащие предм

3

22-24

Кинестетическое восприятие

«Лесная тропинка»

«Игра с мячом»

«Ладушки»

Принимают участие в коллективной игре, держатся за руки, проявляют реакции на тактильные раздражители Бросают и ловят мяч, строятся в шеренгу, друг за другом, выполняют перешагивание через препятствия. Выполнят простейшую пальчиковую гимнастику, играют в «Ладушки».

3

25-27

Восприятие запаха

«Угадай продукт по запаху»

«Где живут ароматы»

«Мой любимый аромат»

Проявляют реакции на ра Идентифицируют продукт с соответствующим ему запахом.зличные ароматы

3

28-30

Восприятие вкуса

«Сладкие продукты»

«Кисло-сладко»

«Что вкуснее»

Проявляют реакции на различные вкусовые ощущения.

3

31-33

Зрительное восприятие

«Разноцветные бусы»

«Домики для фигур»

«Кто больше, а кто меньше?

Совместно и по показу: выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; выстраивают предметы демонстрационного материала по возрастанию.

3

34-36

Слуховое восприятие

«Угадай по звуку инструмент»

«Веселый оркестр»

«Звуки транспорта»

Совместно с учителем: выполняют простейшие манипуляции с музыкальными инструментами. Просмотр презентации «Звуки транспорта».

3

37-39

Кинестетическое восприятие

«Перешагни через верёвочку»

«Дорожка препятствий»

«Поймай мячик»

Совместно с учителем: выполняют простые манипуляции с мячиками разной величины. Принимают участие в коллективной игре, взявшись за руки.

3

40-42

Восприятие запаха

«Угадай продукт по запаху»

«Ароматы природы»

«Приятные и неприятные запахи»

Знакомятся с ароматами растений (роза, ваниль, хвоя и др.)

3

43-45

Восприятие вкуса

«Сравнение соленых и сладких продуктов, горьких и кислых»

Проявляют реакции на различные вкусы продуктов при дегустации.

3

П/А Задание 1 «Разложи фигуры».

Раскладывают разные объемные фигурки в соответствии с плоскостным образцом( смотрят подходит или не походит).

1

 П/А Задание 2 «Что звучит?"

Поворачивают голову в сторону звука

Выбирают и определяют звучание конкретной игрушки(3 звука).

1

46-50

Зрительное восприятие

«Цветная вода» (раскрашиваем воду в разные цвета)

«Гусеница» (лепка из пластилина)

«Построй домики для животных» (конструирование)

«Пирамидка» (аппликация)

«Разноцветные воздушные шары» (аппликация)

5

51-53

Слуховое восприятие

«Веселая и грустная музыка»

«Шумящие коробочки»

«Угадай животное по голосу (звуку)»;

Совместно с учителем: манипулируют с кистью на листе бумаги, пластилином (реакции на тактильную стимуляцию). Слушают музыку различной эмоциональной окраски, разные музыкальные направления.

3

54-57

Кинестетическое восприятие

«Шагаем по веревочке»

«Будь внимателен!»

«Шагаем и танцуем под музыку»

«Повторяй за мной!»

Совместно с учителем выполняют движения (руками, ногами, повороты тела и др.) Выполняют подражательные двигательные упражнения (повторение за педагогом).

Ходят по прямой.

4

58-60

Восприятие запаха

«Ароматные коробочки»

«Угадай продукт по запаху»

«Съедобное-несъедобное»

Совместными действиями: исследуют различные ароматы

(коробочки с ароматами). Определяют съедобное и несъедобное в дидактической игре.

Просмотр презентации по теме

3

61-63

Восприятие вкуса

«У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку»)

«Угадай по запаху продукт» (пробуем на вкус и называем, показываем на картинке)

«Съедобное-несъедобное» (показываем на картинках, называем)

Проявляют реакции на различные вкусовые раздражители и запахи.

Совместно с учителем из предъявляемых объектов выбирают съедобные.

Совместно и по подражанию действиям учителя: исследуют продукты (вкус, запах), соотносят продукт с соответствующим запахом выделяют съедобное и несъедобное на картинках и реальных объектах.

3

64-68

Зрительное восприятие

«В гостях у круга и квадрата» (классификация по форме)

«Предметы в нашем классе» (называем круглые; квадратные предметы, показываем)

«В гости к трём медведям» (называем и показываем маленькие и большие предметы-урок по сказке)

«Волшебная поляна» (рисование красками- работа с цветом)

«Бусы для Кати» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

Совместными действиями: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином.

Манипулируют с предметами разной величины и формы.

По подражанию действиям учителя: манипулируют с кистью, краской на листе бумаги, с мягким пластилином.

Манипулируют с предметами разной величины и формы.

5

69-72

Слуховое восприятие

«Громкие и тихие звуки» (показываем и называем в какой коробочке самый тихий или самый громкий звук)

«Кто как говорит» (смотрим на картинки или игрушки и произносим звуки животных)

«Шумовой оркестр» (играем на игрушечных музыкальных инструментах)

«Колокольчики» (играем с колокольчиками разной величины, определяем самый громкий и самый тихий звук)

По подражанию действиям учителя и самостоятельно: манипулируют со звучащими предметами. Соотносят животных с соответствующим им звучанием (му, мяу, ква и др.),

Совместными действиями: выполняют простые манипуляции со звучащими предметами

4

73-75

Кинестетическое восприятие

«Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости)

«Встаньте, дети, в круг» (двигаемся по кругу, делаем круг, держась за руки, водим хоровод)

«Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши- работа в парах)

Совместными действиям: выполняют движения (держатся за руки, совершают повороты, выполняют простые ритмические манипуляции с предметами; и др.)

Маршируют под музыку, двигаются по кругу, перешагивают через препятствия, выполняют движения ладонями, пальцами по инструкции, по показу.

3

76-78

Восприятие запаха

«Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы, каши, компоты, котлеты)

«Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем)

Совместными действиями и по подражанию действиям учителя: соотносят продукт со свойственным ему вкусом. Исследуют запахи готовых блюд.

3

79-82

Восприятие вкуса

«В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые, сладкие, кислые)

«Фрукты и овощи» (сравнение вкуса и запаха)

Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители.

Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд.

4

83-88

Зрительное восприятие

«Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

«Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме)

«Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур-размер и форма)

«Милашки-неваляшки» (величина, цвет и форма - аппликация)

«Мячики» (лепка из пластилина- цвет, форма. размер)

«Домики для зверей» (конструирование)

Выполняют простейшие манипуляции с конструктором, кубиками, пластилином, предметами разной формы, величины, цвета.

Классифицируют предметы по форме, размеру, цвету, конструируют из кубиков, мягкого и пластмассового конструктора. Выполняют творческие задания (аппликации, лепку по темам).

6

89-91

Слуховое восприятие

«Звуки окружающего мира»

«Угадай музыкальный инструмент по звуку»

«Шумящие коробочки»

Производят манипуляции с шумящими коробочками, поворачивают голову к источнику звука.

Выделяют предметы или явления (по звуку), указывают жестом.

 Соотносят музыкальный инструмент с соответствующим ему звуком.

Находят одинаково звучащие коробочки, определяют громко и тихо звучащие коробочки.

3

92-96

Кинестетическое восприятие

«Как двигаются животные» (имитируем движения животных)

«Построение» (строимся по инструкции в шеренгу, парами, выполняем движения по инструкции)

«Покажи животное» (имитируем движения животных и угадываем)

«Дорожки» (хождение по линиям)

«Повторяй за мной» (повторяем за учителем позы тела, ходьбу)

Совместно с учителем выполняю движения руками, ногами, головой, телом.

Строятся, выполняют движения по инструкции педагога, ходят по линиям. Имитируют движения животных

5

97-99

Восприятие запаха

«В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата)

«Мои любимые запахи»

«Что спрятано в коробочке?»

Проявляют реакции на вкусовые и обонятельные раздражители

Выбирают самые приятные ароматы и их источники-(продукты, стеклянные баночки с ароматами) Соотносят запах с соответствующим ему продуктом.

3

100-102

Восприятие вкуса

«Я-повар» (выбираем продукты для приготовления салата, компота, супа)

Проявляют реакцию на различные вкусовые и ароматические раздражители.

Исследуют различные по запаху и вкусу блюда, определяют вкусы готовых блюд.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса«Предметно – практическая деятельность»Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государствен...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.

Рабочая программа  по  коррекционному курсу  "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....

Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  коррекционному курсу  «Предметно- практические действия»    2 КЛАСС...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"

Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

  Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в  формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...