Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-praktich._deystviya.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционных занятий по курсу «Предметно-практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП в варианте 2. Рабочая компилятивная программа "Предметно-практические действия" для 1-4 классов разработана в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, на основе лечебной программы Шаргородской Л. В. "Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях", учебной программы для второго отделения вспомогательной школы «Предметно-практическая деятельность» 1-4 классы, и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ.
Общая характеристика учебного предмета формирования элементарных специфических манипуляции, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель учебного курса — используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часа, 1 часа в неделю, 33 учебные недели,
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
- Формирование и развитие речи.
- Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
- Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами».
2. «Действия с предметами».
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:
1. Формирование временных представлений (утро, день, вечер, ночь).
2. Формирование количественных представлений. Знакомство с числом и цифрой «1».
3. Формирование представлений о величине, противоположные величины «Длинный-короткий».
4. Формирование представлений о форме «Квадрат» (круг (повтор) →квадрат).
5. Формирование пространственных представлений «Середина».
6. Формирование пространственных представлений «Поровну», «Больше-меньше».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1 | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде | |
2 | Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками | |
3 | Количественные представления | |
4 | Представления о форме | |
5 | Представления о форме | |
6 | Представления о величине | |
7 | Пространственные представления | |
8 | Временные представления | |
9 | Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками | |
10 | Количественные представления | |
11 | Представления о форме | |
12 | Представления о величине | |
13 | Пространственные представления | |
14 | Временные представления | |
Всего часов по программе |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Дата | |||||
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия | |||||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | ||||
1 | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде | 1 | Знакомство с кабинетом, выполнение действий на ориентировку в помещении, школе. | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь ориентироваться в помещении. | Развитие восприятия, расширение представления о пространстве кабинета, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять местонахождение кабинетов в школе и иных помещений, устно описывать предмет в помещении. | Развитие восприятия. Узнавать изученные помещения и предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
2-5 | Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками | 4 | Постройки и копирование по инструкции из строительного и дидактического материала. Называние объекта и его свойств. | Простые постройки по образцу вместе с учителем. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
6 | Количественные представления | 1 | Формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много). | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь различать по форме и величине предметы. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
7-8 | Представления о форме | 2 | Формирование умения представления о геометрических формах | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь различать по форме и величине предметы. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
9-10 | Представления о величине | 2 | Формирование умения различать и сравнивать предметы по величине. | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь различать по форме и величине предметы. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
11-14 | Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками | 4 | Постройки и копирование по инструкции из строительного и дидактического материала. Называние объекта и его свойств. | Простые постройки по образцу вместе с учителем. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
15 | Количественные представления | 1 | Формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много). | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь различать по форме и величине предметы. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
16 | Представления о форме | 1 | Формирование умения представления о геометрических формах | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь различать по форме и величине предметы. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ, уметь работать по предложенному образцу. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. | |
17 | Представления о величине | 1 | Формирование умения различать и сравнивать предметы по величине. | Адекватная мотивация к учебной деятельности, формирование личностных качеств, проявление собственных чувств, готовность к сотрудничеству. Уметь различать по форме и величине предметы. | Развитие восприятия, расширение представления о форме и величине, работать с предметами, работа с иллюстрациями, определять форму предметов, устно описывать предмет по величине. | Развитие восприятия. Узнавать изученные предметы, жестом показывать на названный предмет, умение рассматривать иллюстрации. | Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проводить несложный анализ. | Фиксирует взгляд на предмете, объекте, выполняет стереотипную инструкцию или по подражанию, переключает взгляд, узнает предметы и показывает их по заданию, выполняет задание совместно с учителем рука в руке. |
Материально-техническое обеспечение курса
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятии (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятии моментов и др. событии;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображении предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2 Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд.- М: Мозаика-Синтез, 2006.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Позина В.А., Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. Издание 3-е, исправленное и дополненное.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение
Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Русский язык» для индивидуального обучения на дому
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Русский язык» для индивидуального обучения на дому...
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому
Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому...
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...
Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу ""Окружающий социальный мир
Индивидуальная рабочая программа ученика класса по учебному предмету Окружающий социальный мир...
Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Человек"
Индидивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Человек...