Конспект урока
план-конспект урока (2 класс)
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkr_uroka.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 2-й класс, УМК "Школа России"
Джигунова Зулета Рашидовна учитель начальных классов
Тип урока: Урок – открытие нового знания.
Цели урока:
1.формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши; ча-ща; чу-щу; развивать орфографическую зоркость;
2.уточнение представлений уч-ся о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых;
3. ознакомление учащихся с особенностями написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
4. развитие умения правильно писать эти сочетания;
5.развитие познавательной активности детей, речи учащихся;
наблюдательности, внимания, мышления, умения работать с книгой;
6. воспитание бережного отношения к природе.
Образовательные ресурсы: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, авторская презентация по теме урока, интернет-ресурс.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, записи на доске, предметные картинки, толковый словарь, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, транспорт (игрушечные машинки, спец. машинки), «грибок» - для игры, сигнальные карточки.
Ход урока.
I. Организация класса.
-Ребята, все хорошее в жизни начинается с улыбки. Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свою улыбку!
- Я вам желаю удачи и вы мне пожелайте удачи!
II. Проверка домашнего задания.
- Дети по цепочке читают слова, выделяя орфограммы.
(Д/з. упр.) Прочитайте, выделите сочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
- Повторите правило!
(Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака).
III. Актуализация знаний.
1. Фонетическая минутка
- Ребята, давайте с вами проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи. Слайд 1
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
Ча – ча – ча - вы ждали нашего врача?
Ща – ща – ща – в пруду поймали мы леща.
Чу – чу – чу – посадили алычу.
Щу – щу – щу – зонтик я себе ищу.
2.Минутка чистописания.
- Давайте сначала мы проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - маленький. Слайд 2
Этот пальчик - слабенький.
Этот пальчик - длинненький.
Этот пальчик сильненький.
Этот пальчик - толстячок.
Ну, а вместе - кулачок.
- Пишем число, классная работа и чистописание.
жи ши ча ща Слайд 3
2. Словарная работа.
Загадка.
Пьет бензин как молоко
Может бегать далеко
Носит обувь из резины,
А зовут ее: (машина). Слайд 4
Словарь: машина (поставить ударение, выделить безуд гл., разделить на слоги, выделить орфограмму).
- Установить значение слова. ( Толковый словарь).
-Как вы понимаете значение этого слова? ( Транспорт).
- Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, наземный, водный, подводный, подземный).
- Какие машины бывают? (Грузовые, легковые, специальные, автобусы, гоночные машины). (Заранее подготовила разные виды транспорта. Дать детям потрогать.)
- Составьте предложение со словом машина.
Машина поехала по лесной дороге.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Подчеркните все орфограммы.
- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
- Это распространенное предложение или нераспространенное?
- Что такое распространенное (нераспространенное) предложение.
- Подберите однокоренные слова к словарному слову машина
- Что такое корень слова?
(Корень слова - это самая главная часть слова, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).
Машина, машинка, машинный, машинист.
- Выделите корень слова.
IY.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, мы с вами знаем, что не все буквы дружат между собой.
- Вспомните и соедините эти буквы в «пары дружбы», то есть кто с кем дружит.
Ж ы
и
Ш у
Ч ю
я
Щ а
-Определите тему сегодняшнего урока. Слайд 5
Тема урока:«Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».
- С этой темой первый раз мы познакомились еще в 1 классе. С каждым годом будем приумножать наши знания по этой теме.
- Сегодня будем учиться правильно писать эти сочетания и учить важные правила русского языка.
- Знать и помнить их необходимо, чтобы грамотно писать.
Y. Работа по теме.
-Но вначале давайте вспомним характеристики некоторых звуков русского языка.
[ж] - согл., зв. парн., тверд.,шип.(На письме обозначается буквой жэ).
[ш] - согл., глух. парн., тверд., шипящ. (На письме обозначается буквой ша).
- А теперь, послушаем загадки.
1. С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу… (лыжи) Слайд 6
2. На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стал насос их надувать. (шины)
-_Когда мы произносим слово лыжи – в сочетании жи мы слышим звук [ы].
- Когда мы произносим слово шины, в сочетании ши – мы слышим звук [ы].
- Но есть правило!
Жи и ши такие слоги,
Что к ребятам очень строги
Жи и ши, ши и жи
С буквой и всегда пиши.
- Поэтому, когда будем писать слово лыжи, сочетание жи напишем с буквой и.
- А, когда будем писать слово шины, сочетание ши напишем с буквой и.
-Еще дадим характеристику некоторых звуков русского языка.
[ч] - согл., глух. непарн., мягк., шипящ. ( На письме обозначается буквой че).
[щ]- согл., глух. непарн., мягк., шипящ. ( На письме обозначается буквой ща).
- Ребята, а кто знает значение слова «чаща»? ( Густой, дремучий лес).
- Это слово интересно тем, что в нем сразу два сочетания, написание которых нам нужно запомнить.
Правило!
Сочетанье ча и ща
С буквой а пиши всегда.
- Поэтому, сочетание ча и ща, мы напишем с буквой а.
-Из уроков окружающего мира, мы знаем, что щука - это хищная, речная рыба.
- А, про того человека, которое этого не знает, мы скажем - чудак.
Есть правило!
В наши слоги чу и щу
Всегда вставляйте букву у.
-Ребята, вы должны запомнить эти правила на всю жизнь, чтобы грамотно писать!
YI.Физминутка.«Бабочка».(аудиозапись) Слайд 7
YII. Продолжение работы по теме.
1.Работа с учебником.
- Открыли учебники, прочитайте в рамке правило.
Упражнение 16 на стр. 16. Разобрать упражнение устно!
2.Выборочный диктант.
Лыжная прогулка.
Выпал пушистый снег. Сегодня чудесный день. Малыши взяли лыжи. Они спешат в рощу. За ними бежит пес Рыжик. Хорошо скользят лыжи по мягкому снегу! Радостно кричат ребята.
(Пушистый, чудесный, малыши, лыжи, рощу, бежит, Рыжик, кричат).
Выписать из текста только слова с сочетаниями жи- ши, ча-ща,
Задание 3. (Устно!) Слайд 8
-Замените выделенное слово синонимом с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
- Вспомним! Что такое синонимы?
(Синонимы – это близкие по значению слова.)
Ароматный чай - д_____________ чай,
просторные улицы - ш_____________ улицы,
толстый кот - ж____________ кот,
мохнатые ели - п_____________ ели?
огромные лужи - б ___________ лужи,
красивые цветы - ч___________цветы,
прекрасный малыш - заме____ый малыш.
Задание 4.
Работа по карточкам.
(Один работает у доски, остальные по карточкам. Задания разноуровневые.)
Задание5.
1.Игра «Покажите карточку с буквой - орфограммой».
(Сигнальные карточки).
Пружина, чулки, камыши, чумазый, перчатки, жираф, пушистый, щавель, щурка. Слайд 9
- Кто знает значение слова щурка? (Это маленькая, красивая певчая птица. Перья выкрашены в красный, зеленый, желтый, синий цвета).
- Ребята, какое сейчас время года?
- Как мы должны помогать зимующим птицам зимой?
(Мастерить скворечники, кормушки и подкармливать птиц).
- Ребята, давайте еще раз закрепим сегодняшнюю тему замечательным стихотворением.
2.Стихотворение « Чижи…»
YIII. Рефлексия.
Работа в паре (группе).
- Игра «Грибок». Составить из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
(Снежинка, туча, груши, стучу, прощу, щавель, живет, мыши, лыжи, чаща, смешинка, щука, дача, плачу, встреча, наши, грущу, машина…)
IX. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке?
- Над какой темой работали? Повторите правила!
- Кто испытывал трудности на уроке?
- Ребята, вы молодцы! Я вам благодарна за ваше трудолюбие, старание, стремление к знаниям.
- Не беда, что у кого-то из вас не все получилось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
- Выставить оценки.
X. Домашнее задание. Стр. 16 упр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...