«Речевая практика», 3 класс для обучающихся с ОВЗ
учебно-методическое пособие (3 класс)
Учебно-методическое пособие предмета «Речевая практика» 3 класс для обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_po_razvitiyu_rechi.docx | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно - методическое пособие
Рабочая программа
учебного предмета
«Речевая практика»
для обучающихся 3-А класса
(АООП ФГОС ОО с УО (ИН) – ЛУО)
Санкт - Петербург
2021-2022 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 3 А класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкая умственная отсталость (АООП ФГОС ОО с УО (ИН) – ЛУО).
Общая цель - развитие речевой коммуникации ученика с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности обучающегося на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
В соответствии с АООП ФГОС с УО (ИН) – ЛУО определяются общие задачи предмета:
- Расширение представлений об окружающей действительности.
- Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
- Развитие навыков связной устной речи.
- Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
- Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
- Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
- Воспитание культуры речевого общения.
Содержание программы предмета «Речевая практика» разработано на основе методических пособий, созданных авторами Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы И.М. Бгажноковой, Санкт-Петербург филиал «Просвещение» 2011 г
Место предмета в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю).
Используемые технологии обучения
- технологии развивающего обучения
- игровые
- уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
- личностно – ориентированное обучение
- информационно-коммуникационные
- здоровьесберегающие технологии
Формы организации учебного процесса
Формы обучения
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- повторительно-обобщающий;
- урок-игра;
- урок-исследование.
Методы и приемы обучения
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка;
- взаимопроверка;
- виды работ связанные с анализом текста, с его переработкой;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
- материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Виды деятельности учащихся на уроке
- слушание
- говорение
- чтение
- письмо
Формы текущего контроля знаний
Текущий контроль по речевой практике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Устные работы для текущего контроля проводятся 1 раз в неделю в форме чтения или говорения. Тематический контроль по речевой практике в начальной школе проводится в устной речи. Среди тематических проверочных работ занимают работы, с помощью которых проверятся как учащиеся умеет слушать, говорить, читать и писать.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
- уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Предметные результаты освоения АООП должны отражать:
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие
- стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Темы уроков | Содержание раздела | |
Общение и его значение в жизни 10 часов. | |||
1. | Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я – зритель. Какая сегодня погода? Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня! | Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. | |
Аудирование и понимание речи – 8 часов. | |||
2. | Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я – зритель. Какая сегодня погода? Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня! | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. | |
Дикция и выразительность речи- 13 часов. | |||
3. | Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я – зритель. Какая сегодня погода? Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня! | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания- 12 часов. | |||
4. | Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я – зритель. Какая сегодня погода? Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня! | Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. | |
Примерная тематика речевых ситуаций – 13часов. | |||
5. | Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я – зритель. Какая сегодня погода? Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня! | Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации | |
Культура общения -12 часов. | |||
6. | Снова в школу! Мы собрались поиграть… В библиотеке. Сказки про Машу. Отправляюсь в магазин. Телефонный разговор. Я – зритель. Какая сегодня погода? Снегурочка. Весёлый праздник. Учимся понимать животных. Узнай меня! | Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- С.В. Комарова. Учебник «Речевая практика» 3 класс, Москва «Просвещение» 2018г.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
- Сайты
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.gramota.ru
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....
Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...
Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...