Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся, как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
- развитие интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП
Рабочая программа
по учебному курсу
«Речевая практика»
1 класс
Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся, как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
- развитие интонационной выразительности речи обучающихся, совершен-ствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2016 г.- 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Речевая практика» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Речевая практика» отводится:
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Количество контрольных работ |
1 | 2 часа | 57 часов | - |
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения Речевой практики является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок Речевой практики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения чтения являются:
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;
- Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально- значимых мотивов учебной деятельности;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Результатами изучения курса «Речевая практика»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УУД:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
Коммуникативные УУД:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- Слушать и понимать речь других;
- Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодейство-вать с людьми.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 2
Количество учебных часов в год: 57
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Аудирование | 3 |
2 | Дикция и выразительность речи | 12 |
3 | Подготовка речевой ситуации и организации высказывания | 34 |
4 | Культура общения | 8 |
Итого: | 57 |
Содержание программы учебного курса
1 класс
Аудирование
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их» и т.д.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации.
Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучивае-мых с голоса учителя (по подражанию).
Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое.
Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержа-нием.
Подготовка речевой ситуации и организации высказывания
Школьная жизнь. Игры и игрушки. Играем в сказку. Я дома. Я и мои товарищи. Мойдодыр. Мир природы. Давайте познакомимся. Отгадай, что в моем ранце. Прогулка в машине. Весёлый оркестр. Терем- теремок. Репка. Колобок. Мой адрес.
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по вели-чине.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по форме.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по вкусу.
Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отра-ботанной лексики.
Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка..
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей.
Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или к товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома.
Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока.
Использование, как выразительных средств речи, так и помощников речи.
Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств | % оснащенности |
Литература Основная | ||
1.1 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. | 100 |
1.2 | Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова – М. : Просвещение, 2016 г.- 95 с. | 100 |
Дополнительная: | ||
2.1 | Дидактические игры и материалы: «Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометри-ческих фигур», Наглядные карточки по развитию речи; Наглядный, демонстративный и дидактичес-кий материал по темам: «Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы… Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам. | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального государственного образовател...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного образовательного стандарта нача...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Русский язык» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального...