Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
1.Пояснительная записка.
2.Планируемые результаты.
3.Содержание .
4.Тематическое планирование.
5.Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по речевой практике.2 класс. | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа села Бахтыбаево
муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ М.М. Шамшиева
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с. Бахтыбаево
_______________ С. П. Андриянов
Рабочая программа
по речевой практике
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
на 2017-2018 учебный год
2 класс
Составила учитель начальных классов
Ванюшкина Нэлли Янчиевна
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей начальных классов
МБОУ СОШ с. Бахтыбаево
Протокол №1 от 28 августа 2017г.
Руководитель ШМО
__________ Калимьянова Э.М.
2017
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов) .
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
- Локальные акты ОУ:
- Учебный план МБОУ СОШ с.Бахтыбаево на 2017-2018 учебный год по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с.Бахтыбаево на 2017-2018 уч. год;
- Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год,
на основании учебно-методических документов:
- адаптированной образовательной программы МБОУ СОШ с.Бахтыбаево
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 г.
- учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Устная речь 2 класс ФГОС ОВЗ / Комарова С.В. - М.: «Просвещение», 2016 г.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи курса предмета «Речевая практика»:
- Расширение представлений об окружающей действительности.
- Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
- Развитие навыков связной устной речи.
- Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
- Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
- Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
- Воспитание культуры речевого общения.
Адаптированная программа «Речевая практика» рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Список литературы
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 г.
- Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М.: Просвещение, 2011.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) сформированность уважительного отношения к иному мнению;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося.
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
10) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Школьная жизнь | 4 |
2. | Игры и игрушки | 3 |
3. | Играем в сказку | 3 |
4. | Я дома | 2 |
5. | Мои товарищи в школе | 2 |
6 | Готовим новогодний праздник | 2 |
7 | Зимняя прогулка | 2 |
8 | Мойдодыр | 5 |
9 | Я за порогом дома | 6 |
10 | Мир природы | 5 |
| Всего | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы на 2017/2018 учебный год
№ | Планируе мая дата проведения | Фактичес кая дата проведения | Тема урока | Примечание | |||
Школьная жизнь – 4 ч | |||||||
1 | 7.09 | Добро пожаловать! | |||||
2 | 14.09 | Кто нас лечит и кормит | |||||
3 | 21.09 | Правила для школьника. | |||||
4 | 28.09 | Ура! Перемена! | |||||
Игры и игрушки – 3ч | |||||||
5 | 5.10 | Игрушки | |||||
6 | 12.10 | Магазин игрушек | |||||
7 | 19.10 | Уложим куклу спать | |||||
Играем в сказку – 3 ч | |||||||
8 | 26.10 | Знакомство со сказкой «Три медведя»и инсценирование | |||||
9 | 9.11 | Знакомство со сказкой «Три поросенка» и инсценирование | |||||
10 | 16.11 | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»и инсценирование | |||||
Я дома – 2 ч | Знакомство со сказкой «Три поросенка» | ||||||
11 | 23.11 | В воскресенье все дома | |||||
12 | 30.11 | Я звоню себе домой | |||||
Мои товарищи в школе - 2 ч | |||||||
13 | 7.12 | Играем во дворе | |||||
14 | 14.12 | Не надо больше ссориться | |||||
Готовим новогодний праздник-2 ч | |||||||
15 | 21.12 | Готовимся к празднику | |||||
16 | 28.12 | Новогодние чудеса | |||||
Зимняя прогулка – 2 ч | |||||||
17 | 18.01 | Зимняя одежда | |||||
18 | 25.01 | Зимние забавы | |||||
Мойдодыр – 5 ч | |||||||
19 | 1.02 | Я умываюсь | |||||
20 | 8.02 | Я чищу зубы | |||||
21 | 15.02 | Режим дня школьника | |||||
22 | 22.02 | Я правильно одеваюсь и обуваюсь | |||||
23 | 1.03 | Я иду на прогулку | |||||
Я за порогом дома-6ч | |||||||
24 | 15.03 | Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | |||||
25 | 22.03 | Мы не знаем, как пройти. Как быть? | |||||
26 | 5.04 | Моя дорога в школу | |||||
27 | 12.04 | За покупками в магазин | |||||
28 | 19.04 | Мы в гостях на день рождении | |||||
29 | 26.04 | День рождения ! Накрываем на стол | |||||
Мир природы – 5 ч | |||||||
30 | 3.05 | «К нам весна шагает…» | |||||
31 | 10.05 | Первоцветы | |||||
32 | 17.05 | Весенняя прогулка. | |||||
33 | 24.05 | Здравствуй, лето! | |||||
34 | 31.05 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс
Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...
Адаптированная рабочая программа по Речевой практике для обучающихся с ОВЗ
Пояснительная записка.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Рече...
Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся ...
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Речевая практика разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...