Методическая разработка "Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Пешком по Владивостоку» 4 класс"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Пешком по Владивостоку» разработана на 1 год обучения. Программа (34 часа) адресована учащимся 4-х классов вне зависимости от уровня их краеведческой подготовки. Данная программа является пропедевтической: она позволяет школьникам не столько приобрести умения и навыки проведения экскурсий, сколько привлекает их внимание к удивительному свойству городской среды - хранить информацию о прошлом и настоящем, учит «считывать» и рассказывать информацию, сокрытую в памятниках истории и культуры. Главным результатом обучения является возникновение у детей интереса к экскурсоводческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_peshkom_po_vladivostoku_-_kopiya.docx | 61.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11» г. Владивостока
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Дроздова Т.Б._______ «____»_______2021г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Зыкова Е.С.________ «____»_______2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 11» Шаповалова Г.И.____ «___»_______2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по социальному направлению «Пешком по Владивостоку»
класс 4 «А»
учитель Мокровец Ольга Анатольевна, высшая категория
срок реализации 2021-2022 уч. год
г. Владивосток, 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умений и навыков, которые учащиеся приобретают на уроках различных учебных дисциплин. Инструментом интеграции опыта, приобретенного школьниками в рамках урочной работы, может выступать практическая деятельность, связанная с подготовкой и проведением экскурсий по Владивостоку. Разработка и презентация авторских экскурсий по родному городу позволяет ученикам не только «отточить» исследовательские, коммуникативные, проектные, организационные умения, но и увидеть связь «теории с практикой», удовлетворить свои информационные и духовные потребности, успешно социализироваться. Кроме того, экскурсоведение как дисциплина, оформившаяся на стыке социально-гуманитарных наук (истории, культурологии, краеведения, психологии, социологии, экономики, географии и пр.), позволяет интегрировать зачастую разрозненные предметные знания школьников в единую картину мира.
Программа внеурочной деятельности «Пешком по Владивостоку» разработана на 1 год обучения. Программа (34 часа) адресована учащимся 4-х классов вне зависимости от уровня их краеведческой подготовки. Данная программа является пропедевтической: она позволяет школьникам не столько приобрести умения и навыки проведения экскурсий, сколько привлекает их внимание к удивительному свойству городской среды - хранить информацию о прошлом и настоящем, учит «считывать» и рассказывать информацию, сокрытую в памятниках истории и культуры. Главным результатом обучения является возникновение у детей интереса к экскурсоводческой деятельности.
Цель данного курса - создание условий для систематизации, совершенствования и расширения метапредметных умений школьников в процессе разработки и презентации ими авторской пешеходной экскурсии.
Задачи программы:
- формирование основ визуальной культуры школьников (умения смотреть и видеть);
- формирование умения ориентироваться в пространстве города;
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие организационных умений и навыков школьников;
- формирование представлений о сущности экскурсионной деятельности;
- углубление и расширение знаний учащихся о городе;
- содействие в осознании школьниками своей локальной (территориальной) идентичности.
Специфика программы:
- предполагает использование деятельностного подхода в обучении — количество практикумов превышает количество теоретических занятий;
- занятия проводятся не столько аудиторно (в стенах класса), сколько непосредственно в городской среде — в микрорайоне расположения школы;
- в течение года учащиеся создают и реализуют общий (коллективный) проект — «Экскурсия по ближайшим окрестностям», в рамках которого каждый из учеников представляет лишь фрагмент разработанной экскурсии.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса к изучению Владивостока;
- выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Владивостоку, его культурному и природному наследию;
- развитие мотивации и к творчеству, и к самовыражению.
Метапредметные результаты:
- умение планировать свои действия при осмотре памятников наследия, составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
- умение описывать памятники наследия по определенному алгоритму;
- умение планировать этапы самостоятельной работы (от выбора темы экскурсии до ее оформления и защиты);
- умение находить, анализировать и сопоставлять различные источники информации — ресурсы Интернета, карты и планы Владивостока и его отдельных районов, специальную краеведческую литературу, публикации в СМИ, данные статистических опросов, устные рассказы горожан;
- умение систематизировать и обобщать собранный материал, выстраивать и оформлять его в виде текста авторской экскурсии;
- умение презентовать результаты своей индивидуальной исследовательской и проектной деятельности, аргументировать свою позицию, дискутировать, слушать и слышать другого;
- умение работать в команде; выбирать посильные для себя индивидуальные поисковые и творческие задания, связанные с реализацией общего проекта; организовывать свою деятельность в соответствии с выбранным (порученным) заданием; нести ответственность за принятые решения; оказывать поддержку и помощь другим членам команды в реализации совместного проекта.
Предметные результаты:
- представление о городе как феномене культуры, объекте комплексного изучения;
- представление об особенностях организации городского пространства Владивостока;
- владение основными понятиями, связанными с экскурсоведением (экскурсия, экскурсовод, маршрут, объект и пр.);
- расширение представлений об истории и культуре микрорайона расположения школы.
Форма и режим занятий:
Количество учебных часов в год - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут.
Часть занятий проводится аудиторно (в классе), часть — в городском пространстве в виде учебных прогулок, образовательных путешествий и экскурсий.
Результативность:
Методы контроля и формы отчетности предполагают составления учащимися различных памяток (правил, алгоритмов), которые необходимы для организации и проведения экскурсии.
Кроме того, результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе проведения учащимися итогового коллективного проекта - «Экскурсия по ближайшим окрестностям».
Содержание программы
Введение (3 час.)
Понятие «город». Признаки города. Существующие виды городов. Жизнь в городе и вне его. Составные части городской среды. Информация, хранящаяся в городской среде. Язык города и возможности его освоения. Чем привлекательны пешеходные прогулки по Владивостоку?
Обязательное образовательное путешествие: «Известное неизвестное» (путешествие вокруг здания школы).
Тема 1. Как ходить по городу? (7 час.)
Способы ориентирования на улицах города. Названия улиц, нумерация домов: принципы владивостокской топонимики. Природные объекты, высотные доминанты города и уникальные памятники культуры как «точки» ориентировки.
Карта как текст и источник сведений о городе. Правила чтения карты и использования ее при ориентировании.
Правила безопасного и комфортного передвижения по городу. Инструктаж по технике безопасности.
Обязательный городской квест: «Как добраться, как найти?» (поиск необычных объектов, расположенных в пределах микрорайона расположения школы)
Тема 2. Как смотреть город? (10 час.)
Город как «текст». Городской маршрут. Исследование разнообразных объектов городской среды.
Здание как объект осмотра. Выразительные средства архитектуры. Планировка, декоративное оформление фасадов, текстовые элементы оформления (адресные, мемориальные и охранные таблички), технические особенности постройки. Контекст архитектурного объекта: окружающие постройки, памятники, элементы городской инфраструктуры. Утилитарное и символическое в архитектуре.
Памятник как объект осмотра. Выразительные средства скульптуры. Размеры, местоположение, оформление памятника – важнейшие элементы для понимания авторского замысла. Городские памятники: утилитарные, символические, художественные смыслы.
Микрорайон и прилегающая территория - пространство неизведанного. Что бы мы хотели исследовать? Поиск объекта для коллективного исследования. Выбор объектов исследования. Составление порядка (маршрута) их осмотра. Обязательные образовательные путешествия: «Такие разные дома» (дома в пределах микрорайона), «Как разговорить памятник?» (к ближайшему памятнику или памятному знаку).
Тема 3. Как рассказывать о городе? (11 час.)
Экскурсия как форма рассказа о городе.
Сбор необходимой информации об объекте – важнейшее условие составления интересного рассказа. Где и как искать информацию о городе? Виды краеведческих источников. Литература о Владивостоке. Самые известные справочники, энциклопедии, путеводители, серии изданий. Аппарат ориентировки в справочных и энциклопедических изданиях, рассказывающих о городе. Достоинства и недостатки Интернет-ресурсов. Устные источники информации о городе: опросы местных жителей. Как провести социологический опрос?
Составление письменных текстов рассказов о городских объектах, входящих в маршрут коллективной экскурсии.
Позиции экскурсовода как рассказчика: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Формы ораторского искусства экскурсовода: слово и речь, доклад, реферат, лекция, малые формы устной речи. Язык экскурсии. Коммуникация в ходе экскурсии (диалог, стиль общения, организация пространства общения). Импровизация в ходе экскурсии. Требования к языку и речи экскурсовода. Речь внешняя и внутренняя. Речь жестовая. Стиль изложения. Темп и ритм речи экскурсовода. Культура речи; устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Выразительные средства в речи экскурсовода.
Подготовка устных рассказов о городских объектах, входящих в маршрут коллективной экскурсии. Обязательные образовательные путешествия: «Туда, где хранятся книги» (школьная библиотека). Обязательная пешеходная экскурсия по историческому району Владивостока с профессиональным экскурсоводом (цель –понять правила работы экскурсовода).
Итогово-обобщающие занятия (3 час.)
Проведение коллективной экскурсии по городу (для родителей, младшеклассников и пр.). Обсуждение итогов поделанной работы: рефлексия и оценивание.
Понятия «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсоведение». Признаки экскурсии (протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток), наличие экскурсантов (группы или индивидуалов), наличие экскурсовода, проводящего экскурсию, наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения, передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту, целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов). Классификация экскурсий по разным признакам: объектам изучения, целеполаганию, формам освоения пространства, формам предоставления материала и пр. Знания и умения, необходимые экскурсоводу.
Литература
Литература по экскурсоведению для педагога:
- Добрина, Н.А. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. - Москва: Мир, 2015. - 288 c.
- Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. - М.: Феникс, 2015. - 450 c.
- Асухуми Е.А. Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. -, 2010. - 17с.
- Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 2012. -111с.
- Емельянов Б.В. «Экскурсоведение», Москва «Советский спорт» 2010. -231с.
- Емельянов Б. В. Экскурсоведение. --М: ЦРИБ «Турист», 2014. -165 с.
- Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб.пособие. -- М: ЦРИБ «Турист», 2014. -148с.
- Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 2010.- С.30-33.
- Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. - М., 2013.- 23с.
- Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. -- М.: ЦРИБ «Турист», 2010. - 160с.
- Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. -- М.: ЦРИБ «Турист», 2014. - 264с.
Литература по городоведению для педагога:
- Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. - 224 с.: ил.
- Владивосток: Сборник исторических документов (1860 - 1907 гг.)/ ГАПК; гл. ред. А.И. Крушанов.- Владивосток: Прим. кн. изд-во, 1960.- 220с.
- Записки Общества изучения Амурского края. Том. 1 – 41. – Владивосток, 1888 – 2013.
- Ковалева З.А., Плохих С.В. История Дальнего Востока России. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. -244 с.
- Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока 1860-1910 гг. - Владивосток: Изд. "Уссури", 1990. - 216-217 с.
- Стратиевский О.Б., Мизь Н.Г., Авдуевская И.А. «Кто в имени твоем»: улицы города Владивостока. – Владивосток, 2008. - 288 с.
- О.Л. Рублёва. Владивосток в названиях от «А» до «Я»: топонимический лингвострановедческий словарь. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005.
- Рябов Н.С. К истории застройки Владивостока/ ДВПИ им. В.В. Куйбышева; Н.С. Рябов, В.А. Обертас. - Владивосток: Прим. кн. изд-во, 1961. – 47 с.: 26 л. ил.
- Корнилов С. Литературный Владивосток. Владивосток в русской литературе. – Владивосток: ДВФУ, 2012. – 154 с.
- Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. Владивосток. — Москва: Вече, 2010. — 304 с.- ISBN 978-5-9533-4924-6.
- Унтербергер П.Ф. «Приморская область 1856 - 1898 гг.» - С.-Петербург: Изд. ИРГО, 1990. - 296-297с., 311-324 с.
- Хисамутдинов А.А. «Владивосток: этюды к истории старого города». - Владивосток: Изд. ДВГУ, 1992. - 173-180 с.
Техническое оснащение:
компьютер;
экран;
мультимедийный проектор;
выход в Интернет;
собрание книг школьной библиотеки.
Календарно – тематическое планирование:
п/ п | Тема урока | Основные элементы содержания | Контроль | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Планируемые сроки |
1 | Введение. Здравствуй, Владивосток! | Понятие «город». Признаки города. Существующие виды городов. Жизнь в городе и вне его. Составные части городской среды.
|
| Работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге. | сентябрь |
2 | Введение. История школы. | История здания, в котором располагается МБОУ «Школа № 11». История создания. |
| Самостоятельное выделение и формулирование цели.
| сентябрь |
3 | Введение. Символы города. | Понятие «символ». Основные символы Владивостока. |
| Беседа, комментированное чтение. | сентябрь |
4 | «О чем молчат памятники» | Информация, хранящаяся в городской среде. Язык города и возможности его освоения. Чем привлекательны пешеходные прогулки по Владивостоку? |
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи. | сентябрь |
5 | Мы идем на экскурсию. Правила юного экскурсанта. | Правила поведения на экскурсии. Инструктаж по ТБ. |
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи. | октябрь |
6 | «Известное неизвестное» | Образовательное путешествие: (путешествие вокруг здания школы) |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | октябрь |
7 | Культурное наследие, памятники истории подлинные и стилизованные. | Владивосток — город на Дальнем Востоке. Владивостокские памятники отечественного культурного наследия. Каждый владивостокский памятник, является частью нашего наследия, хранит память о своих создателях. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | октябрь |
8 | Основание Владивостока. | Основные даты, события. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | октябрь |
9 | Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский. | «Здесь будет форпост». Основание военного поста Владивосток. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа. | ноябрь |
10 | Яков Семенов. | Первый гражданский поселенец. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ноябрь |
11 | Первая площадь города. | Понятие «площадь». Для чего нужна площадь. Образовательное путешествие. Обзорная экскурсия по Площади Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа. Экскурсия. | ноябрь |
12 | Первая улица. | Первой и главной улицей Владивостока стала улица Светланская. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ноябрь |
13 | Архитектура Владивостока тогда и сейчас. | Первые постройки Владивостока и современные здания. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации. Экскурсия. | декабрь |
14 | Музейный Владивосток. | Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева – первый краеведческий музей. |
| Экскурсия. | декабрь |
15 | Музейный Владивосток. | Дом-музей семьи Сухановых - уют и тепло дореволюционной России. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации. Экскурсия. | декабрь |
16 | Музейный Владивосток. | Федеральный музей-заповедник «Владивостокская крепость». Крепостные сооружения достижения фортификационной науки. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации. Экскурсия. | декабрь |
17 | Театральный Владивосток. | Театр, почему нам необходимо посещать театр. Основные театры Владивостока. Обзор архитектурного убранства и история Приморского краевого академического драматического театра имени Горького, Пушкинского, Мариинского, театров. Виды театров. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации. Экскурсия. | январь |
18 | Театральный Владивосток. | История Приморского краевого театра кукол и Приморского краевого драматического театра молодежи. |
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | январь |
19 | Храмы и соборы Владивостока. | Покровский кафедральный собор Храм с оригинальными 5 колокольнями и древнерусской архитектурой. Понятие «архитектурный стиль». | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | январь | |
20 | Храмы и соборы Владивостока. | Образовательное путешествие в Свято-Никольский кафедральный собор. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Экскурсия. | январь |
21 | Пешком по Корабельной набережной. | 1860 – Стела основателям Владивостока. Понятие слова «мемориал». |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | февраль |
22 | Пешком по набережной Цесаревича. | История приезда во Владивосток цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | февраль |
23 | Набережная Спортивной гавани. | Одно из старейших и любимых мест отдыха владивостокцев. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана | февраль |
24 | Университетская набережная на о. Русском. | Экскурсия по Университетской набережной. Основные достопримечательности. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | февраль |
25 | Торговый дом «Кунст и Альберс». | Универсальный магазин торгового дома «Кунст и Альберс» (Владивостокский ГУМ) — памятник градостроительства и архитектуры Владивостока. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | март |
26 | Железнодорожный вокзал. | История создания, архитектурный стиль, назначение здания, его функциональность. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | март |
27 | Фуникулёр - горный трамвай. | История транспортной системы Владивостока |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана. | март |
28 | Смотровая площадка на сопке Орлиное гнездо | Смотровая площадка на сопке Орлиное гнездо: увидеть Владивосток с высоты птичьего полета. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарѐм. | апрель |
29 | Маяк «Токаревская кошка». | Маяк «Токаревская кошка» – точка, где начинается Тихий океан. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. | апрель |
30 | Мосты Владивостока. | История создания высокотехнологичных сооружений федерального значения (Золотой мост, Русский мост). |
| Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге. | апрель |
31 | Как рассказать о городе. | Экскурсия как форма рассказа о городе. Сбор необходимой информации об объекте – важнейшее условие составления интересного рассказа. Где и как искать информацию о городе? Литература о Владивостоке. Устные источники информации о городе: опросы местных жителей. Как провести социологический опрос? |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | апрель |
32 | Как рассказать о городе. | Язык экскурсии. Коммуникация в ходе экскурсии (диалог, стиль общения, организация пространства общения). Импровизация в ходе экскурсии. Требования к языку и речи экскурсовода. Речь внешняя и внутренняя. Речь жестовая. Стиль изложения. Темп и ритм речи экскурсовода. Культура речи; устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Выразительные средства в речи экскурсовода. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | май |
33 | Как рассказать о городе. | Составление письменных текстов рассказов о городских объектах, входящих в маршрут коллективной экскурсии. Позиции экскурсовода как рассказчика: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер. Формы ораторского искусства экскурсовода: слово и речь, доклад, реферат, лекция, малые формы устной речи. |
| Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана. | май |
34 | Повторительно-обобщающий урок. | Итоговая проверочная работа. |
| Обобщение знаний, навыков, умений. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности Юный краевед- исследователь 1- 4 класс. Социальное направление
Программа «Юный краевед- исследователь» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...