Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_1_klass_perspektiva.docx | 93.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письма Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК – 1494/19.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12 2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Примерные программы начального общего образования: письмо Минобрнауки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10» от 1 сентября 2011 г.
«Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период». Письмо МО РФ №408/13-13 от 25.09.2000 г.
Учебный план МБОУ СОШ №24 на 2012-2013 учебный год.
Положение о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ №24.
Примерная основная образовательная программа МБОУ «СОШ №24» с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
Русский язык
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб.для общеобразоват. учреждений.1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 1 класс : метод.пособие/ Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009.
общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
После обучения грамоте начинается изучение русского языка.
Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями:
1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика); грамматика (морфология и синтаксис);
2) орфография и пунктуация;
3) развитие речи.
структура курса
русский язык
В мире общения. Роль слова в общении. Слово и его значение. Имя собственное.
Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению. Группы слов.
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами. Слоги. Перенос слов.
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения. От предложения к тексту.
описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В первом классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.
описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация иобобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивногоотношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культурыи гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Литература для учителя.
1. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : Новая школа, 1994.
2. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя. – М. : 5 за знания, 2007.
3. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – М. : Русский язык, 1993.
4. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
5. Собственные имена в русском языке : Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. :Рольф, 2001.
6. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.
7. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.
8. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :
http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа
:http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :
http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :
http://nachalka.info/about/193
5. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru
6. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа :
http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
3. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью.
3. шкаф для хранения карт.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
тематическое планирование
Номер | Тема урока | Основное | Календарная дата | Виды | Планируемые результаты обучения | Творческая, исследовательская, проектная | |
предметные | универсальные учебные действия | ||||||
1 | В мире общения. Цели и формы общения (учебник, упр. 1–4) | Учебник «Русский язык» – наш новый друг | Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование | Узнают смысл понятия «общение Научатся различать словесные и несловесные средства общения. усвоят лексическое значение понятий в соответствии с изучаемой темой; сделают попытку самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия, участия Познавательные: общеучебные – составление диалогов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя, учащихся; логические – осуществление поиска существенной информации (из материала учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов учителя и одноклассников), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями Личностные: понимают значение знаний для человека | Рассказывание «О чем помогла узнать мне книга… автор)» (по выбору учащихся) | |
2 | В мире общения. Родной язык – средство общения | Цели речевого общения. Родной язык. Собеседник. Слушать – это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом сказанного, стараться его понять. Правила общения. Сведения о существовании разных языков | Рассказывание Описывание ситуаций, изображенных на рисунках, опираясь на поставленные вопросы. Учебная дискуссия с целью разграничения умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Объяснение смысла пословиц | Научатся ценностному отношению к русскому языку как родному, как языку своей Родины, различать понятия устного общения (слушаю, говорю) Уточнят представления о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; ориентироваться в учебнике. Познавательные: составление рассказов о том, с кем любят общаться; описание ситуаций, изображенных Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, участвовать в учебной дискуссии, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения, слушать друг друга. Личностные: соблюдают правила культуры речевого общения; оценивают эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия пословиц | ||
3 | В мире общения. Смысловая сторона русской (учебник, упр. 1–4) | Родной язык. Речевое общение на основе коммуникативно-речевых ситуаций: диалоговая форма общения, собеседники, цель | Развитие умений выразительно читать | Научатся списывать предложение, опираясь на схему, устанавливать порядок слов | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности; определять их причины и пути преодоления. Познавательные: объяснение смысла пословицы; выразительное чтение по ролям; отличие в записи стихотворных строчек и в оформлении предложения; составление предложений; сравнение произношения и написания слова; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: уметь задавать вопросы одноклассникам, участвовать в беседе-рассуждении. Личностные: проявляют интерес к искусству слова; активизируют работу творческого воображения; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Рубрика «Словесное творчество» | |
4 | Слово, его роль в нашей речи (учебник, упр. 6–8) | Значение слова. Язык как средство общения: роль слова и предложения. Текст. Культура речевого общения, речевой этикет | Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, треть его слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение учащихся к их более частому употреблению | Уточнят представление о даре слова как о средстве общения. Научатся внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему, составлять простейшие высказывания (тексты) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений | Регулятивные: участвовать в постановке проблемы урока; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: прогнозирование содержания художественного текста по его названию; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь использовать в речи слова, наполненные ласкательным, нежным, любовным оттенком, участвовать в учебном диалоге, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: проявляют любовь к матери с помощью эмоционально окрашенных слов; умеют внимательно относиться к слову; выражают посредством слова отношение к окружающему; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Чтение стихотворения | |
5– | Слово | Слово как двусторонняя единица языка, значение слова и его звукобуквенной формы Сведения | Сравнение слов Языковые игры. Построение модели слова радуга Закрепление представлений о значении слова и его форме | Научатся различать звучание | Регулятивные: контролировать свои действия по построению модели слова (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью). Познавательные: сравнение слов по звучанию и значению; объяснение смысла пословицы; определение значения слов; определение, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова; подбор слов для обозначения действий предметов, их качеств и свойств; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Личностные: определяют интерес при сравнении слова | ||
7 | Развитие речи. Слово как средство создания образа (учебник, упр. 1–3) | Словарное богатство языка. Выразительность русского языка. Отличие предложения | Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Письмо по памяти. Решение поставленной проблемы через доказательство на конкретных примерах. Списывание с образца первого предложения из рассказа Анализ изобразительных средств сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» на основе составленных словосочетаний | Научатся осуществлять правильный выбор слов для обозначения каждого явления, точно выражать свои мысли, писать заглавные буквы | Регулятивные: ориентироваться в учебнике по заданиям учителя; решать поставленную проблему через доказательство на конкретных примерах; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: анализирование изобразительных средств сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; письмо по памяти; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь организовывать работу | Рубрика «Словесное творчество» | |
8 | Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного | Имя собственное. Каждая кличка животного – это его имя собственное. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы | Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием. Работа в парах. Составление рассказов о своих собаках (или каких-то других домашних животных). Коллективные ответы на вопросы | Научатся различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: осуществление подбора примеров кличек животных; написание и объяснение кличек; составление рассказа о домашних питомцах; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения И. Самоварова, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: проявляют положительное отношение | ||
9 | Имя собственное. Правописание имен собственных (учебник, упр. 1–3) | Клички и прозвища. Человек дает клички в основном домашним животным, с которыми он общается, а диким животным придумывает прозвища Правила списывания | Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести | Научатся соблюдать правила правописании имен собственных, правила переноса слов, наблюдать | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского; осуществление подбора и правильное написание кличек животных; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели. Коммуникативные: уметь принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. Личностные: проявляют положительное отношение | Выполнение задания для любознательных | |
10 | Имя собственное. Правописание имен собственных | Значение имени. Смысловые оттенки имени. Уменьшительно-ласкательное значение имен. Имена, взятые из языков других народов, требуют перевода. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы: кто? что?. Правописание имен собственных | Оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. Стилистический анализ фрагмента сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение диалога героев сказки (по ролям). Сравнение имен героев сказки. Знакомство со словарями-справочниками (Н. Шанского, Л. Успенского) | Познакомятся Научатся проявлять внимание | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: проведение стилистического анализа фрагмента сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; чтение диалога героев сказки по ролям; использование словарей и справочников (Н. Шанского, Л. Успенского);формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели. Коммуникативные: уметь выполнять взаимопроверку в парах, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: оценивают сделанные товарищами рисунки; проявляют познавательный интерес и готовность | Элементы ономастической работы | |
11 | Имя собственное. Правописание имен собственных (учебник, упр. 5) | Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы: кто? что?. Имена собственные. Правописание имен собственных. Смысловые оттенки имени. Уменьшительно-ласкательное значение имен | Чтение заголовка текста, предугадывание его содержания: «Как вы думаете, о ком текст?». Чтение текста выразительно, с подчеркиванием ритма и рифмы. Составление словосочетаний (работа в группах) | Познакомятся | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: составление словосочетаний на заданную тему; определение содержания текста по его заголовку; уточнение смысловых оттенков слова; правописание имен собственных. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: участвуют в творческом, созидательном процессе; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Творческая переменка | |
12 | Слова с несколькими значениями (учебник, упр. 1, 2) | Слова с прямым и переносным значением слова, многозначные слова. Выделение слов с общим значением Толковый словарь | Уточнение значений слова язык. Объяснение значения слова язык | Уточнят понятие Научатся пользоваться толковым словарем с целью расширения и обогащения словарного запаса языка | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: работа с толковым словарем; объяснение значения многозначного слова с опорой на рисунок, смысла пословицы о языке; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий. Личностные: приобретают новые знания; работают | ||
13 | Слова, близкие по значению (синонимы) | Слова с прямым и переносным значением, многозначные слова. Слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт Толковый словарь | Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и – ц – у, нахождение общих элементов и различий. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32) | Уточнят понятие Научатся употреблять в речи слова, близкие по значению. Продолжат знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры | Регулятивные: проводить самоконтроль по моделям слов; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации; работа с моделями слов; составление предложений со словами, близкими по значению; сравнение букв и – ц – у, определение общих элементов и различий; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения. Коммуникативные: уметь использовать в речи синонимы, объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать Личностные: проявляют интерес к себе и окружающему миру, желание работать со словарями синонимов; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками | Знакомство (учебник) | |
14 | Слова, противоположные по значению | Слова с противоположным значением. Слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.) | Рассуждение, почему Г.-X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок», а С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово «аленький», | . Научатся употреблять в речи слова, описывающие и представляющие нравственные характеристики | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: объяснение названия авторских сказок; подбор антонимов; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: формулируют личностные характеристики героев; используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Творческая переменка | |
15 | Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета | Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы: кто? что?. | Упражнения на классификацию слов по группам. Чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Подбор «ключей» как решение задачи | Определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки, классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам, наблюдать за ролью каждой группы слов в речи | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: осуществление классификации слова по группам; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера; формирование логических действий: анализа, сравнения; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь обсуждать сообщение Ивана Самоварова, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге, проявлять самовыражение: монологические высказывания разного типа. Личностные: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) | ||
16 | Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета | Предметность, свойство (качество) и действие | Работа со словом Нахождение слов-названий признаков предметов после прочтения стихов Проведение игры «Кто быстрее?» | Научатся определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: работа с художественным текстом; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели. Коммуникативные: уметь выполнять правила игры, общаться в совместной деятельности, проявляя толерантность. Личностные: проявляют положительное отношение | ||
17 | Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | Предметность, свойство (качество) и действие на основе классификации слов | Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Запись слов, отвечающих на вопрос кто?, в один столбик, а слов, отвечающих на вопрос что?, в другой столбик (работа в парах). Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса». Словесная разминка: игра «Составь пару» | Научатся ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов), раскрывать грамматическое значение предметности за счет слов, обозначающих явления природы | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины Познавательные: деление слова на группы, составление вопросов к словам;формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий. Коммуникативные: уметь соблюдать правила общения в соревнованиях, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Рассказывание сказки «Кот, петух | |
18 | Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками (учебник, упр. 1–2, 6) | Высказывания (тексты) в реальном общении, условном общении | Знакомство со старинными учебниками. Выполнение задания на классификацию. Составление загадок . Работа в паре. Составление простейших высказываний (текстов) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы | Познакомятся | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: получение сведений из старинных книг; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Коммуникативные: уметь участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, работать в паре. Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Творческая переменка: восстановление текста загадки | |
19 | Звуки (учебник, упр. 1–2) | Сведения | Уточнение понятия «звуки речи». Наблюдение, как в художественных текстах изображают звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Звуковой анализ слов. Уточнение представлений о букве как значке звука | Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова, понятие о букве как значке звука | Регулятивные: действовать по плану. Познавательные: переключение внимания с лексического значения слова на его звуковую форму; формулирование вывода по проблеме (совместно с учителем); формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы учителя, участвовать в обсуждении проблемы. Личностные: имеют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
20 | Звуки (учебник, упр. 3–7) | Сведения Звукобуквенная форма слова | Разграничение звуков и букв Работа с загадками, сопровождение сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Упражнения в культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука. Исправление произносительных ошибок | Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова, обобщать понятие о букве как значке звука | Регулятивные: осуществлять самоконтроль в речи. Познавательные: переключение внимания с лексического значения слова на его звуковую форму; наблюдение над смыслоразличительной ролью звука; выполнение логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; рефлексия способов Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: осваивают новые виды деятельности; участвуют в творческом, созидательном процессе; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Творческая переменка | |
21 | Алфавит (учебник, упр. 1–4) | Алфавит как основа письменности | Проверка знания алфавита в игровой форме: «цепочкой», «назови следующую букву после М» и др. Практическая работа: запись имен собственных | Закрепят первоначальные знания | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия. Познавательные: осознание познавательной задачи; чтение и слушание; извлечение информации из сообщения Ивана Самоварова об алфавите; выполнение логических действий: анализа, сравнения; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные:уметь работать в группе, отвечать на вопросы учителя, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Исторические сведения «Кто такие славяне?» | |
22 | Гласные звуки. Обозначение их буквами | Гласные Смыслоразличительная роль звуков. Правила обозначения звуков буквами | Повторения сведений, полученных Расширение сведений о звуках и буквах. Сравнение слов | Научатся распознавать гласные звуки в слове; обозначать | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи, обобщение и вывод; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач. Коммуникативные: уметь участвовать в учебной дискуссии, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Из истории названия города Ярославля | |
23 | Согласные звуки. Обозначение их буквами | Согласные Правила обозначения звуков буквами | Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Звукобуквенный анализ слов карандаш, парта по их моделям. Чтение сведений о языке («Узелки на память»). Упражнения в произношении согласных звуков. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] – гогочет, [х] – хохочет и т. п. | Научатся распознавать согласные звуки по их существенным признакам, работать | Регулятивные: осуществлять самопроверку по данным моделям, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: выполнение звукобуквенного анализа слов по их моделям; осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры; проявляют интерес и уважение к другим народам | ||
24 | Согласные звуки. Обозначение их буквами | Согласные Правила обозначения звуков буквами | Наблюдение над ролью согласных звуков в словесном творчестве. Работа в группах. Выполнение задания «Говори правильно». Практическое употребление словосочетания «много дел» | Научатся распознавать согласные звуки по их существенным признакам, работать | Регулятивные: оценивать свою работу в группе; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: наблюдение над ролью согласных звуков в словесном творчестве; выполнение логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова Коммуникативные: уметь работать в группах и парах, участвовать в учебном диалоге, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания. Личностные: осваивают новые виды деятельности; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности | ||
25 | Слоги (учебник, упр. 1–7) | Сведения Перенос слов | Рассматривание рисунка в учебнике, чтение предложений. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге. Упражнения в делении слов на слоги. Списывание слов на основе орфографического проговаривания | Закрепят представление о слоге как произносительной части слова. Научатся соотносить количество слогов в слове | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: осознание познавательной задачи; извлечение нужной информации, самостоятельное нахождение ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения Ивана Самоварова о слоге. Личностные: проявляют положительное отношение | Рубрика «Словесное творчество» | |
26 | Деление слов (учебник, упр. 1–4) | Сведения Перенос слов | Упражнения в делении слова на слоги, определение | Закрепят представление о слоге как произносительной части слова. Научатся соотносить количество слогов в слове | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: составление рассказа о весне по опорным словам; использование знаково-символичных Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания. Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | Творческая переменка | |
27 | Перенос слов (учебник, упр. 1–2, 6) | Сведения Перенос слов | Чтение рассказа Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров Обсуждение работ, выполненных Аней и Ваней. Исправление ошибок Ктототама. Коллективное составление пословицы, ее запись. Определение односложных и двусложных слов | Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: осознание познавательной задачи; извлечение информации, самостоятельное нахождение её Коммуникативные: уметь участвовать в коллективном чтении и обсуждении сообщения Ивана Самоварова Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; положительное отношение | ||
28 | Перенос слов (учебник, упр. 3–5) | Сведения | Проведение тренировочных упражнений (упр. 3–5) в парах. Выполнение игрового упражнения (устно), придав ему дополнительное произносительное значение (произношение звука [р]) | Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий Личностные: демонстрируют желание учиться; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству | Задание повышенной сложности | |
29 | Ударение (учебник, упр. 1–3) | Сведения | Работа с моделями слов «кру́жки» – «кружки́». Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста. Развитие речи учащихся на основе текста | Научатся находить в слове ударный слог, уточнять представление о правильной постановке знака ударения, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осознают себя как индивидуальность | ||
30 | Ударение (учебник, упр. 8) | Сведения | Работа с орфоэпическим словарем. Контрольное списывание: учитывание орфографической | Научатся находить в слове ударный слог, наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении | Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: работа с орфоэпическим словарем; использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач; выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме. Коммуникативные: уметь участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: демонстрируют желание учиться; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Придумать рифмовки со словами хвóя, щавéль | |
31 | Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно» (учебник, упр. 1–2) | Сведения | Литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака. Сравнение выражений «Спáла с деревьев листва»; «Ах, как долго я спалá!». Работа с текстом | Научатся выполнять упражнения | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: подбор заглавия текста; осознание познавательной задачи; чтение и слушание с извлечением нужной информации; самостоятельное нахождение её в материалах учебника, рабочих тетрадей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса Коммуникативные:уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Личностные: осваивают новые виды деятельности; участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества | Выполнить рисунок, подписать его поэтическими строками | |
32 | Ударные Обозначение их буквами | Словообразование и единообразие написания слов Сведения | Оформление выставки рисунков | Наблюдать за расхождением между произношением и написанием, проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: сопоставление произношения и написания слов; участие в обсуждении сообщения Ивана Самоварова; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь выполнять работу в группах, осуществлять совместную деятельность в парах Личностные: проявляют положительное отношение | Выставка рисунков к есенинским строкам «Солнца луч золотой...». Устные описания изображенного на рисунках | |
33 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме (учебник, упр. 1–6) | Способ обозначения мягкости согласных: с помощью мягкого знака | Работа с моделями слов, сравнение количества звуков | Научатся различать мягкие | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: работа с моделями слов; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться | ||
34 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Способ обозначения мягкости согласных: с помощью мягкого знака | Работа с моделями слов пальцы, пальто. Коллективная запись слов большой, указательный. Сравнение пар слов по значению и звучанию. Составление предложений по вопросам. Каллиграфическое письмо. Игра-соревнование «Кто больше?» | Научатся различать твердые | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: чтение и слушание с извлечением информации, самостоятельное нахождение её в материалах учебника, рабочих тетрадей; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь выполнять правила в игре-соревновании, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осознают себя как индивидуальность | Объяснение истории происхождения слова коньки | |
35 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я | Два способа обозначения мягкости согласных: | Включение в диалог Ани и Вани. Звукобуквенный анализ слов рысь | Научатся различать твердые и мягкие согласные звуки в середине слова, выполнять упражнения в постановке мягкого знака в конце и в середине слова при письме, применять правило переноса слова с мягким знаком, | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач. Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, осуществлять самоопределение и самопознание Личностные: проявляют положительное отношение | Рубрика «Словесное творчество» | |
36 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я (учебник, упр. 1, 4–6) | Два способа обозначения мягкости согласных: | Обобщение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Составление предложений по уточнению смысла употребления слов. Нахождение мягких согласных звуков в словах, их подчеркивание. Объяснение способов обозначения мягкости согласных на письме в словах. Классификация слов. Работа с текстом | Научатся обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я, обобщать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме, обогащать лексический запас, выполнять упражнения в делении текста на предложения | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: уметь участвовать в учебной дискуссии, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют желание учиться | ||
37 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний | Традиционные написания сочетаний: жи – ши, ча – ща, | Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Выполнение характеристики согласных звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] как шипящих. Повторение правил правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Коллективное составление цепочек слов. Изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (устно). Игровые тренировочные упражнения. Чтение и заучивание речевок | Закрепят представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]. Научатся выполнять упражнения | Регулятивные: осуществлять взаимопроверку выполненного задания, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач; выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме. Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности | ||
38 | Повторение правописания буквосочетаний жи – ши, | Традиционные написания сочетаний: жи – ши, ча – ща, | Упражнение в чтении, произношении слов с буквосочетаниями жи–ши, ча– ща, чу – щув связи с их правописанием. . Обучение изложению текста по вопросам: чтение текста, придумывание заглавия («Вот так щука!»). Решение проблемной ситуации: можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта? | Научатся писать изложение текста по вопросам, выполнять упражнения в правописании буквосочетаний жи – ши, | Регулятивные: выполнять самооценку работы на уроке; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: демонстрируют положительное отношение к учению; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | ||
39 | Закрепление правописания буквосочетаний | Традиционные написания сочетаний: жи – ши, ча – ща, | Восприятие текста про Третьяковскую галерею через организацию заочного путешествия. Работа по вопросам: «Кто видел работы художника? Где можно увидеть его картины?». чтение текста. Нахождение в тексте ответов на вопросы, осмысление их, обсуждение прочитанного. Коммуникативно-речевая ситуация: «Представьте, что вы проводите экскурсию по Третьяковской галерее…» | Научатся соблюдать правила правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: чтение и слушание текста с извлечением нужной информации, самостоятельное нахождение её в материалах учебника; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания. Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды | ||
40 | Разделительный мягкий знак (учебник, упр. 1–2, 8) | Разделительный мягкий знак | Сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него: «Коля» – «колья», «семя» – «семья». Чтение сведений рубрики «Узелки на память», слов и противопоставление их по произношению и смыслу: Сочинение шуточного поздравления одноклассникам | Научатся наблюдать за произношением и написанием слов с ъ, списывать и самостоятельно записывать слова с разделительным мягким знаком, обогащать словарный запас | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь составлять поздравление Личностные: признают общепринятые морально-этические нормы; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Рифмованные слова | |
41 | Разделительный мягкий знак (учебник, упр. 4–10) | Разделительный мягкий знак, его употребление | Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Каллиграфическое списывание пословицы | Научатся наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком, списывать слова и писать самостоятельно с разделительным мягким знаком, обогащать словарный запас | Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности | Рубрика «Словесное творчество»: освоение переносного значения выражения «льется песенка» | |
42 | Разделительный твердый знак | Разделительный твердый знак | Практическое усвоение слов с разделительным твердым знаком. Повторение сведений о разделительном твердом знаке. Развитие чувства языка через сопоставление значения приставок. Рассматривание рисунка, чтение отрывка из сказки Э. Успенского, обсуждение текста объявления, который написал дядя Федор. Коллективное обсуждение возможных текстов объявлений | Повторят сведения о разделительном твердом знаке, которые получили в период обучения грамоте. Научатся писать слова с разделительным твердым знаком, составлять текст небольшого объявления | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действии в материализованной и умственной форме; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов. Коммуникативные: уметь составлять текст объявления, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осваивают новые виды деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Знакомство | |
43 | Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами (учебник, | Согласные | Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Развитие творческого воображения | Повторят сведения о звонких Научатся проводить звуковой анализ слова, различать звонкие | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: выполнение звукового анализа слова, учебно-познавательных действий в материализованной Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | Иллю- | |
44– | Правописание парных звонких | Словообразование и единообразие написания слов Сильная | Ознакомление | Познакомятся Научатся правильно писать слова с парными согласными на конце, наблюдать над ролью согласных звуков в художественном тексте | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству | Задание «Расскажи | |
46 | Предложение. Отличие слова от предложения | Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Смысловая связь слов | Сопоставление отдельных слов | Научатся различать слово и предложение, наблюдать над связью слов в предложении, строить предложения, выражающие определенную мысль. Закрепят представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы. Познавательные: сопоставление отдельных слов и предложений; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь строить небольшие монологические высказывания, осуществлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют желание учиться | Рубрика «Словесное творчество» | |
47 | От слова (учебник, упр. 3–5) | Текст как речевое произведение. | Рассказывание | Научатся различать предложения по интонационным особенностям, использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный или восклицательный знак), составлять предложения | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: составление предложений по вопросам к тексту; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: проявляют готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья, познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | Творческая задача | |
48 | Знаки препинания в конце предложения (учебник, упр. 1–2) | Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста | Работа с текстом учебника – учебная дискуссия. Работа по озаглавливанию текста – передать в заголовке ласковое отношение к животному. Формулирование ответа на проблемный вопрос: | Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их | Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: озаглавливание текста; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: проявляют положительное отношение | ||
49 | Текст. Отличие предложения от текста (учебник, упр. 4–5) | Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение | Составление текста записки. Рассуждение по вопросу | Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов. Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, составлять текст записки. Личностные: осознают себя как индивидуальность | ||
50 | Текст. Отличие предложения от текста (учебник, упр. 6–9) | Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста | Раскрытие особенностей письма как текста. Учебный диалог с Ктототамом, Алешей: уточнение имеющихся представлений о том, как писать письмо | Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы. Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: уметь составлять письмо, осуществлять кооперативно-соревновательное общение Личностные: осознают себя как индивидуальность | Творческая переменка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...
Пояснительная записка по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в...
Пояснительная записка по русскому языку по программе Л.В.Занкова
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуни...
Рабочая программа УМК "Школа России" по русскому языку 1 класс (пояснительная записка)
Пояснительная записка к программе русского языка 1 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской пр...