Методическая разработка занятия: "Рост и развитие растений"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия: "Рост и развитие растений"
Цель: сформировать представления обуч-ся об основных физических процессах: роста и развития растений.
Задачи:
- изучить особенности роста и развития растительного организма, раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном растения; продолжать формирование умений умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать.
- создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения; реализовывать систему мер по здоровьесбережения обуч-ся.
- обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем её представителям
Тип урока: комбинированный.
Содержание этапа урока
Организационный момент
Слайд 1. Подготовка учащихся к работе на уроке:
- взаимное приветствие;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)
Ход урока
Слайд 2 Учитель: - Здравствуйте! Садитесь. Сегодня наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.
Проверка домашнего задания
Учитель: - Ребята, начнем урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы изучили тему «Бесполое размножение». Давайте проверим как вы подготовились.
Я вас на столах карточки с заданием, вы постарайтесь внимательно ответить на все вопросы, задание выполняем в тетради. Выполнить задание нужно за три минуты.
Проверка задания по слайду. (учащиеся выполняют задания у доски). Молодцы!
Изучение нового материала
Слайд Учитель: отгадайте загадку.
– Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Постановка познавательной задачи.
Слайд Учитель: - Что означает поговорка, объясните. « Весенний день — год кормит».
Учитель: Почему урок начинаем с этой поговорки?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы)
Слайд Тема урока: Рост и развитие растений. (записывают тему в тетрадь)
Учитель. Цели и задачи урока: изучить особенности роста и развития растительного организма, раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном растения.
Учитель: Как вы бы продолжили этот ряд? Что в нем перечисляется?
ответ: Этот ряд можно продолжить следующим образом: размножение, дыхание, питание, раздражимость и т. д. То есть здесь перечисляются основные признаки живого
Учитель: Что такое « рост?» Что значит «растение выросло»?
Как это можно определить? (ответы)
Учитель: Можем ли мы сказать, что слова “рост” и “развитие” являются синонимами, обозначают одно явление? Попробуйте охарактеризовать развитие растения.
– Давайте запишем пояснения к тем терминам, «рост» и «развитие», с которыми будем работать на уроке.
– Записывают определения.
ответ Вместе с ростом растение развивается.! Это разные процессы, но они взаимосвязаны.
Слайд . Учитель: Рост – это процесс увеличения массы тела организма, его размеров. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.
Развитие - необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
Рост-размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.
Развитие растений тесно связано с их ростом, но это не одно и то же.
Примером развития служит образование цветка.
Учитель: Хорошо. А как вы понимаете «индивидуальное развитие организма»?
ответ: – Это, вероятно, особенности развития отдельного организма, одной особи.
Слайд Индивидуальное развитие, иначе называется онтогенез, – развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
Индивид (лат. индивидуум – неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду, к которому организм принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.
Учитель: – Индивидуальное развитие, или онтогенез, подразделяется на этапы.
– Что будет являться начальным этапом онтогенеза у цветковых растений?
Найдите ответ в тексте учебника (в § ) и запишем последовательность в тетрадь.
Работают с текстом учебника.
Составляют схему в тетради.
Учитель: С чего начинается развитие любого организма?
ответ (С оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы)
Слайд 1.Оплодотворение яйцеклетки
↓
2.образование зиготы
↓
3.многократное деление
↓
4.формирование зародыша
↓
5.образование семени
Работают с текстом.
Делают записи в тетрадях.
Учитель:– Что же такое семя? Почему семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции?
Слайд .Учитель: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.
(работа таблицами)
Учитель: -Вспомним строение семени однодольных и двудольных растений.
Да, семена защищены, имеют покровы, содержат запас питательных веществ, чтобы сохранилась целостность зародыша.
Поэтому семенное размножение цветковых растений имеют преимущества в ходе эволюции.
Слайд (эксперимент семенами). Вы видите прорастание семян в разных условиях. Давайте выясним, какие условия необходимы для прорастания семян?
Учитель:- Ребята, давайте отдохнем и посмотрим видеофрагмент
на тему «Рост и цветение растения».
Учитель: -Теперь рассмотрим преимуществ семенного размножения.
Слайд Преимущества семенного
размножения
1. Защитные покровы – защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды.
2. Запас питательных веществ – обеспечивает зародыш на первых порах питанием.
3. Приспособления к распространению – способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.
4. Плотная оболочка – позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.
Учитель. – Поговорим о способах распространения семян.
Слайды -Загадки.
В устных ответах называют способы распространения семян и приводят примеры.
Поясняют наличие приспособлений у разных растений
Способы распространения плодов и семян
1. Сочный плод – привлекает животных в качестве пищи.
2. Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.
3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).
4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).
5. Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).
6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).
7. Специальные приспособления для самозарывания
_____________________________________________________________________
Закрепление пройденного материала
Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн на тему Растения.
Пример синквейна.
Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!
Домашнее задание: парараф учебника, записать преимущества семенного размножения
Резерв
Тест по теме: «Рост и развитие растений»
- Семя имеет ...
- 1.только запас питательных веществ
- 2. зародыш с запасом питательных веществ
- 3. зародышевый стебелёк и почечку с листочками
- Семя - это ...
- 1.орган семенного размножения
- 2.новое поколение
- 3.плод
3.Можно ли хранить семена без доступа воздуха ...
- 1.да
- 2.нет
- 3.нет разницы
4.Плоды и семена имеющие пушистые волоски распространяются ...
- 1.ветром
- 2.водой
- 3.саморазбрасыванием
- Какие условия нужны для прорастания семян
1. тепло
2. воздух 3. холод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»
В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...
методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"
Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...
Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...
Методическая разработка урок окружающего мира «Мир растений» 1 класс
Урок окружающего мира«Мир растений»1 класс...
Методическая разработка « Принципы и методы развития речи»
Методическая разработка « Принципы и методы развития речи»...
методическая разработка урока окружающего мира "Листья растений"
Тема: Листья растений.Тип урока: Урок открытия новых знанийТехнологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-диалоговая. Продолжительность:...
Методическая разработка урока окружающего мира "Разнообразие растений на Земле"
Цель урока: познакомить учащихся с группами растений и их признаками;обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле...