методическая разработка урока окружающего мира "Листья растений"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема: Листья растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-диалоговая.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием листьев их функциями.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, расположению на стебле, различать простые и сложные листья;
Развивающая: продолжить развивать воображение, умение моделировать невидимые природные процессы;
Воспитательная: воспитывать интерес к исследовательской и экспериментальной работе; продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку содержит видео ролики | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе,
проведенного учителем начальных классов
Макаровой Мариной Владимировной
Тема: Листья растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-диалоговая.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием листьев их функциями.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, расположению на стебле, различать простые и сложные листья;
Развивающая: продолжить развивать воображение, умение моделировать невидимые природные процессы;
Воспитательная: воспитывать интерес к исследовательской и экспериментальной работе; продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
Познавательные: извлечение информации, представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.
Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Методы обучения на уроке:
методы исследования – целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие тетради; фотографии листьев; текст о листьях.
Описание урока
1. Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2. Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
3. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения. На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
- Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- Стимулирование учащихся к высказываниям;
- Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
4. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения. Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
- своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- чёткая организация учебного труда;
- групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ. Использование ИКТ на данном уроке способствует:
- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
- увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Этап занятия | Ход занятия | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствие, эмоциональный настрой | Учащиеся приветствуют учителя и садятся на свои места. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Организует проверку домашнего задания | В парах проверяют домашнее задание и оценивают друг друга | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника. |
Постановка учебной задачи. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока. | Отгадав загадку, узнаете тему урока: летом зеленеет, осенью желтеет, потом опадает, весной новый вырастает. | Отгадывают, называют тему урока и ставят цели высказывают предположения анализируют, делают выводы наблюдений. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
«Открытие» нового знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения новых знаний | Возмутился Лист: «Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам». Просмотр видео ролика и работа с текстом учебника и ответы на вопросы | попробуют добавить свои соображения о важности листьев для растений, животных и человека. Из чего состоит лист? Какие бывают листья? Как дышит лист? Что защищает лист от высыхания? Виды листьев. Что придаёт листьям форму и прочность? Для чего нужны жилки? Для чего нужны листья? | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
Физминутка. Снятие усталости | Организует выполнение зарядки | Выполняют гимнастику | |
Первичное закрепление | Работа с текстом Отгадайте, от каких частей листа можно услышать такие слова: Я хочу больше захватить солнечного света. (Листовая пластинка.) Я стараюсь предохранить лист от повреждения и высыхания. (Кожица листа.) Я прикрепляю лист к стеблю; во мне проходят трубочки-сосуды, по которым поступает в лист вода и минеральные соли, а от листа к другим органам растения поступают органические вещества. (Черешок.) Мы располагаемся по краям листа и хотим, чтобы листу дышалось легко, было прохладно, когда наступает жаркий день. (Маленькие устьица.) | Удивительные листья – работа в группах Отвечают на вопросы | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме. |
Самостоятельная работа в парах по закреплению изученного материала. Цель: зафиксировать открытые знания в новой ситуации | Разложите листочки на две группы, в одну группу сложные листья, а в другую простые. Листья каких растений вы отнесли к простым? Листья каких растений вы отнесли к сложным? Молодцы! | Работа в парах. Дуб, береза, липа, клен. Каштан, рябина, клевер. | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание урока. Оценить результаты учебной деятельности. Согласовать домашнее задание. | Что нового мы узнали с вами на уроке? Д.з: ПТ № 37-39, У. пересказ с. 90-93 | Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа) | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урок окружающего мира «Мир растений» 1 класс
Урок окружающего мира«Мир растений»1 класс...
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"
Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...
Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс Тема: Развитие растений из семени.
Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс "Развитие растения из семени"....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира "Наши помощники - домашние и культурные растения"
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Наши помощники - домашние животные и культурные растения", 1 класс "Школа 2100"...
Методическая разработка урока окружающего мира "Разнообразие растений на Земле"
Цель урока: познакомить учащихся с группами растений и их признаками;обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле...