Методическая разработка урока окружающего мира "Разнообразие растений на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока:
- познакомить учащихся с группами растений и их признаками;
- обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разнообразие растений на Земле
Цель урока:
- познакомить учащихся с группами растений и их признаками;
- обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
Задачи урока:
1. Дать понятие о разнообразии растений на Земле.
2. Создать условия для развития УУД:
- Личностные УУД:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД:
- организовать работу по обобщению информации из учебника;
- обучаться умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- формировать способность к саморазвитию, мотивацию к учению и познанию;
- организовывать развитие индивидуально-личностных позиций, социальной компетентности, личностных качеств.
Метапредметные:
- уметь получать информацию из практической деятельности;
- быть толерантным к мнению одноклассников;
- уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Предметные
- знать что такое разнообразие растительного мира на Земле;
- признаки растительного мира в той или иной природной зоне Земли
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- обогащение словарного запаса.
Ход урока
- Организационный этап
- Сегодня в классе нам улыбается солнышко, которое соответствует нашему настроению. А теперь улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"
На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!"
(А. Ефимцев)
-Нам урок начать пора
В добрый путь, мои друзья!
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
-Вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке? ( О растениях)
-Для чего нам нужны растения? ( Ответы детей)
-какие растения вы запомнили? ( Ответы детей).
- Вспомните свое д/з и расскажите нам неизвестные факты об известных растениях. ( Рассказы детей).
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы думаете, смогли ли мы за один урок рассказать о растениях все? ( Нет)
-Как вы думаете, о чем могла бы пойти речь на сегодняшнем уроке? ( О растениях)
-Какова тема нашего урока? ( Разнообразие растений на Земле. Продолжение изучения темы).
-какие цели мы бы могли поставить к сегодняшней теме? ( Продолжить работу по изучению разнообразия растений на Земле).
- Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно прекрасной.
-Для чего нужны растения? ( Ответы детей)
- На какие группы можно разделить растения? ( Ответы детей)
- Почему растения относятся к живым существам? ( Ответы детей)
-Вот мы и повторили с вами наши знания о растениях. Теперь давайте продолжим наше изучение растений, поучаствовав в викторине.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации
-Но перед тем, как начать выполнение нашего задания, я предлагаю вам подумать, а в конце викторины ответить на вопрос, как называются все растения, о которых мы собираемся услышать, одним словом?
Викторина «Лесная аптека»
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? ( Подорожник)
- Какая ягода заменяет лимон? ( Клюква)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? ( Шиповник)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Издавна мать-и-мачеха ценилась, как средство для лечения бронхо-легочных заболеваний, о чем красноречиво говорит латинское название "tussilago", что в переводе означает "устраняющий кашель».)
-Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериана. Ее называют "кошачьей валерианой", потому что коты обожают эту траву и часто валяются в ней. Они выкапывают корень, который "очень похож на кошачий глаз". Любят ее и крысы - до такой степени, что некоторые крысоловы использовали ее в качестве приманки в капканах.)
-Итак, как называются все растения из викторины? ( Лекарственные)
- А к каким растениям отнесем эти растения? ( Работа с учебником стр. 65-67)
- Какие вы знаете правила обращения с ядовитыми растениями? ( Правила с 67)
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
- Итак, мы продолжаем разговор о растениях и сегодня узнаем много нового.
Ученые изучили растения и пришли к выводу, что ни все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп.
- На какие группы разделили ученые все растения? ( Работа с учебником с 59)
- А сейчас мы с вами поговорим немного о каждой группе.
-Для этого я предлагаю вам разбиться на группы и поработать с нашими текстами. Ваша задача - рассказать о своей группе растений так, чтобы все остальные ребята поняли ее главную отличительную особенность.
-Обратите внимание на таблицу - вам ее тоже необходимо будет заполнить.
-Будьте внимательны.
а) Водоросли
- У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. Для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие корней, листьев, стеблей, цветков. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне среды. Морские водоросли используются в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств.
б) Папоротники
- В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник – очень распространенное многолетнее растение. Папоротники никогда не цветут. У них нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами темные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается. Узнать их легко по крупным, сильно рассеченным листьям.
в) Мхи
- Мхи можно встретить во влажном лесу, на болоте, на стволе старого дерева. Они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зеленого цвета. У мха есть только стебель и листья, но нет корней и цветков. Размножаются они спорами. Жизнь мхов сильно зависит от воды. Они впитывают ее как губка. Если воды мало, мхи высыхают и их жизнь приостанавливается. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
г) Хвойные
-Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Класс хвойных включает в себя несколько семейств: сосновые, кипарисовые, араукариевые, подокарповые/ногоплодниковые, тисовые. Иногда выделяют еще семейства головчатотисовых и таксодиевых. Сосновая группа обширна и включает более 120 видов сосны, ель, пихту, кедр, лиственницу, тсугу. К кипарисовой группе относятся сами кипарисы, можжевельник, секвойя и туя, деревья и кустарники с крестообразно противостоящими и мутовчатыми листьями. Араукариевые - это араукария, агатис, воллемия; тисовые - тис, торрея.
д) Цветковые
- Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Они цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих тем и другим.
-Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания.
-Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы?
- По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?
( Дети заполняют карточки)
карточки
| стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена |
цветковые |
|
|
|
|
|
водоросли |
|
|
|
|
|
мхи |
|
|
|
|
|
папоротники |
|
|
|
|
|
хвойные |
|
|
|
|
|
-А теперь обменяйтесь карточками и проверьте работу соседей.
| стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена |
цветковые | + | + | + | + | + |
водоросли |
|
|
|
|
|
мхи | + | + |
|
|
|
папоротники | + | + |
| + |
|
хвойные | + | + |
| + | + |
- А какие виды растений мы с вами сажали на школьном дворе? ( Цветковые)
-Давайте немного вспомним о них, прочитаем наш текст в паре и ответим затем на вопросы, а затем обменяемся своими ответами с соседями и проверим правильность ответов своих и наших соседей.
Пионы
Цветок пион–род травянистых многолетников, единственный в семействе Пионовые.
Виды пионов бывают травянистые, бывают пионы древовидные, а также такие виды, в которых объединены свойства и древовидных, и травянистых пионов – всего около сорока видов.
В природе цветы пионы произрастают в Северной Америке и Евразии.
Культурное разведение пионов началось в Китае в эпоху Хань, более двух тысяч лет назад.
Назван цветок пион в честь легендарного врачевателя Пеана, который спасал и богов, и людей, от полученных в сражениях смертельных ран.
В наших садах выращивается преимущественно пион травянистый, ценимый садоводами за красивые благоухающие бутоны, украшающие клумбу с мая в течение полутора месяцев.
Вопросы:
- Какие виды пионов вы знаете?
- Сколько видов пионов насчитывается?
- Где в природе можно встретить пионы?
- Где и когда началось выведение пионов?
- В честь кого цветок был так назван?
- Сколько времени цветут пионы?
Тюльпаны
Тюльпан –одно из самых популярных весенних садовых растений, выращиваемых как в частных садах, так и в промышленных масштабах.
Родина тюльпанов – Средняя Азия, а название растение получило от персидского слова «тюрбан», форму которого напоминает цветок.
Впервые ввели тюльпан в культуру в Персии, но настоящее поклонение и любовь вызвали тюльпаны в Турции: их во множестве разводили в покоях жены султана, соревнуясь в доказательствах своей к нему любви. Но пика поклонение тюльпанам достигло в такой богатой на то время стране, как Голландия.
В 1630 году увлечение тюльпанами в Нидерландах было повальным: выводились новые сорта, луковицы которых продавались в разные концы света за бешеные деньги.
Венцом триумфа выведения тюльпанов является черный тюльпан.
В середине семнадцатого века появились сорта харлемских тюльпанов темно-фиолетового цвета, и это отобразила художественная литература того времени.
Появление абсолютно черного тюльпана датировано февралем 1986 года, когда на пресс-конференции прозвучало заявление директора института флористики Нидерландов о том, что тюльпан глубокого черного цвета наконец выведен датчанином Гертом Хагеманом.
Потрачено на этот эксперимент было 400 тысяч долларов и три сотни лет...
Вопросы:
- Где находится родина тюльпанов?
- Где впервые вывели тюльпаны?
- В каких странах разводили эти цветы?
- В каком году тюльпаны появились в Голландии? ( Нидерландах)
- Каким на самом деле цветом черный тюльпан?
- Кто его вывел?
- Сколько времени на это было затрачено?
6. Физкультминутка
7. Подведение итогов урока
-На какие группы делится царство растений?( Ответы детей)
- Где растут водоросли? ( Ответы детей)
- Где можно встретить мхи? ( Ответы детей)
- Как узнать папоротники? ( Ответы детей)
- Назовите представителей хвойных растений. ( Ответы детей)
- Какая из групп наиболее разнообразна? ( Ответы детей)
- Прочитайте выражение, как вы его понимаете?
- Растенье — земли украшенье.
- Зелёный наряд радует взгляд.
- Рощи да леса — всему краю краса.
- Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Ребята, в нашей стране много гибнет растений, некоторые исчезают.
- Кто в этом виноват?( Люди)
- Как помочь растениям?( Беречь их).
Б. Дубровин “Красная книга”
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчезаем все океаны,
Исчерпаем все на земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
- Чтобы такого не случилось мы должны природе помочь.
-Это и будет вашим д/з. Подумайте, как дети могли бы помочь сберечь природу. Вы можете написать об этом сочинение, придумать и нарисовать рисунок. Это будет вашим творческим заданием.
9. Рефлексия
Мне удалось сегодня…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"
Урок-исследование по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.
Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»
Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, умение работать в паре...
Методическая разработка урок окружающего мира «Мир растений» 1 класс
Урок окружающего мира«Мир растений»1 класс...
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"
Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...
Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс Тема: Развитие растений из семени.
Методическая разработка урока окружающий мир 3 класс "Развитие растения из семени"....
методическая разработка урока окружающего мира "Листья растений"
Тема: Листья растений.Тип урока: Урок открытия новых знанийТехнологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-диалоговая. Продолжительность:...