«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_klastera.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»
Слайд 1
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер».
Слайд 2
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Обучение школьников приему составления кластеров
Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:
1) коллективное составление кластера вместе с учителем;
2) составление кластера в группе;
3) создание кластера в паре;
4) индивидуальная работа обучающегося на уроке.
Слайд 3,4,5
При изучении звука, букву создаём Кластер с использованием отдельных картинок вместо записи слов.
Данный кластер мы наполняем отдельными картинками, которые помогают обучающимся при выделении и характеристике нужного звука.
Слайд 6
Для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю обучающимся заселить все квартиры в доме.
Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.
Слайд 7
Блок-схема
Со второго класса использую в работе блок-схемы.
В виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
Слайд 8,9
Кластер с нумерацией слов.
Подобный кластер используем в 3, 4 классе при изучении темы «Предложение». Кластер с нумерацией слов составляется коллективно. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д. Числа можно заменить на цвет.
Слайд 10
Арт-кластер (кластер с картинками)
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Игра «Что было сначала». Составит предложения, рассказ по серии картинок.
Слайд 11
Обратный кластер
Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия. (Дифференциация слов со смягчающим и разделительным мягким знаком. Твёрдые и мягкие согласные. Правописание гласных после шипящих)
Слайд 12
Достоинства и результаты применения этого метода
Применение приёма «кластер»:
-Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
-Вовлекает всех обучающихся в обучающий процесс.
-Деятельность интересна обучающимся
-Обучающиеся открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
Заключение
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и умения работать в коллективе, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи
Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени...
Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основн...
Доклад на ШМО начального звена.Применение коррекционных приёмов обучения на уроках русского языка с обучающимися ЗПР
Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»
- «ИНСЕРТ» - технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.1...