Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 10 марта 2009 г. №216).
на основании учебно-методических документов:
- примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
- учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
- формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
- формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
- подготовка школьников к жизни, к общению;
- формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
- развитие мелкой моторики рук и их координирования;
- совершенствование техники письма;
- воспитание интереса к родному языку.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
На изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 102 часа год (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_dlya_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
МАОУ «КСОШ-ДС»
Принято на заседании психолого- педагогического консилиума МАОУ «КСОШ-ДС» протокол №________ от «___»__________ 20___ г. | Удтверждаю: Директор МАОУ «КСОШ-ДС» К. Е. Данилов ________________ от «___»__________ 20___ г. приказ №______________ |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2В класса
Составитель:
Учитель начальных классов:
Шилова С.В.
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 10 марта 2009 г. №216).
на основании учебно-методических документов:
- примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
- учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
- формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
- формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
- подготовка школьников к жизни, к общению;
- формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
- развитие мелкой моторики рук и их координирования;
- совершенствование техники письма;
- воспитание интереса к родному языку.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
На изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 102 часа год (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Список литературы
1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В., Павлова Н.В., 2016г.
2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.
3. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.
4. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.
5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовской Э.В., Павловой Н.В.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ (48 ч.)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
СЛОВО (18 ч.)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
- Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; - нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
- подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
- сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
- согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч.)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
ПОВТОРЕНИЕ (11ч.)
Повторение пройденного за год.
Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку). Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
Повторение. | 15 | |
Звуки и буквы. | 72 | |
Слово. | 28 | |
Предложение. | 9 | |
Повторение | 12 | |
Всего | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Повторение - 10 ч. | |||
Предложение. | |||
Употребление простого предложения. | |||
Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. | |||
Предложение и его схема. | |||
Составление предложения по схеме. | |||
Распространение предложений. | |||
Слово. | |||
Составление предложения с данным словом. | |||
Работа с деформированным предложением. | |||
Входная контрольная работа. | |||
Работа над ошибками. | |||
Слог - часть слова. | |||
Использование словарных слов в предложениях. | |||
Звуки и буквы | |||
Контрольное списывание по теме «Повторение» | |||
Звуки и буквы - 8 ч. | |||
Гласные звуки и буквы. | |||
Согласные звуки и буквы. | |||
Слова, которые различаются одним звуком | |||
Слова, которые различаются количеством звуков | |||
Слова, которые различаются последовательностью звуков | |||
Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой. | |||
Ударение в словах. | |||
Выделение ударного гласного в слове. | |||
Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» | |||
Работа над ошибками | |||
Слог | |||
Деление слов на слоги. | |||
Составление слов из слогов, данных вразбивку. | |||
Гласные в образовании слогов. | |||
Перенос слов по слогам. Картинный диктант. | |||
Деление слов со звуками и-й на слоги | |||
Слова-родственники. | |||
Контрольное списывание по теме «Слог» | |||
Работа над ошибками | |||
Различение согласных Л-Р | |||
Употребление слов с согласными Л-Р | |||
Контрольный диктант | |||
Работа над ошибками | |||
Парные звонкие и глухие согласные. | |||
Различение парных согласных Б — П. | |||
Правописание парных согласных В - Ф | |||
Правописание парных согласных Г – К | |||
Правописание парных согласных Д - Т | |||
Различение при письме и произношении Ж – Ш | |||
Различение парных согласных З-С | |||
Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | |||
Работа над ошибками | |||
Различай звонкие и глухие согласные | |||
Шипящие согласные. | |||
Упражнение в выделении шипящих согласных в слове. | |||
Свистящие согласные. | |||
Упражнение в выделении свистящих согласных в слове | |||
Различение шипящих и свистящих согласных | |||
Буква Е в начале слова. | |||
Упражнение в составлении слов на букву Е. | |||
Буква Ё в начале слова или слога. | |||
Упражнение в составлении слов на букву Ё. | |||
Буква Ю в начале слова или слога. | |||
Упражнение в составлении слов на букву Ю. | |||
Буква Я в начале слова или слога. | |||
Упражнение в составлении слов на букву Я. | |||
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слов или слога. | |||
Упражнение в составлении слов на буквы Е,Ё,Ю.Я | |||
Контрольное списывание по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога» | |||
Работа над ошибками | |||
Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных | |||
Упражнение в составлении слов Ы - И | |||
Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных | |||
Упражнение в составлении слов О-Ё | |||
Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных | |||
Упражнение в составлении слов У-Ю | |||
Гласные А-Я после твердых и мягких согласных | |||
Упражнение в составлении слов А-Я | |||
Гласная Е после мягких согласных | |||
Упражнение в составлении слов Е | |||
Различие твердых и мягких согласные | |||
Закрепление темы Различие твердых и мягких согласные | |||
Контрольная работа | |||
Работа над ошибками | |||
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова | |||
Упражнение в составлении слов с Ь | |||
Письмо слов с мягкими согласными на конце. | |||
Различие твердых и мягких согласных на конце слова. | |||
Упражнения в написании слов твердых и мягких согласных на конце слова. | |||
Различай слова с твердыми и мягкими согласным на конце слов. | |||
Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласным на конце слов. | |||
Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова» | |||
Слово. | |||
Предмет и его название. | |||
Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Употребление слов, обозначающих названия предметов. | |||
Названия частей предмета. Употребление слов, обозначающих названия частей предметов. | |||
Различие сходных предметов и их названий. | |||
Контрольное списывание по теме: « Предмет» | |||
Обобщающее слово для группы однородных предметов. | |||
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | |||
Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы. | |||
Обобщающее слово для группы однородных предметов. | |||
Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Картинный диктант. | |||
Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | |||
Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | |||
Большая буква в именах людей. Употребление имен в предложениях. | |||
Большая буква в именах и фамилиях людейУ. потребление имен и фамилии в предложениях | |||
Большая буква в кличках животных. Употребление кличек животных в предложениях | |||
Контрольная работа по теме « Названия предметов» | |||
Название действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают? | |||
Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подает?» | |||
Кто как передвигается? Подбор нескольких действий к одному предмету. | |||
Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов. Подбор нескольких действий к одному предмету. | |||
Слова, обозначающие действие неодушевлённых предметов. Картинный диктант. | |||
Подбор нескольких действий к одному предмету. | |||
Различие названий предметов и названий действий по вопросам. | |||
Контрольная работа | |||
Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении | |||
Выделение в словах «трудной» гласной. | |||
Написание гласных в словах-родственниках | |||
Употребление слов-родственников в предложениях. Картинный диктант. | |||
Предложение – 9 ч. | |||
Выделение предложения из текста. Разделение сплошного текста на отдельные предложения | |||
Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. Правила записи предложения. | |||
Предложение и его схема. Различие между набором слов и предложением | |||
Порядок слов в предложении | |||
Завершение начатого предложения | |||
Составление предложений и рассказа по предметной картинке | |||
Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке | |||
Предложения-вопросы и предложения-ответы | |||
Контрольное списывание по теме: « Предложение» | |||
Повторение — 11 ч. | |||
Звонкие и глухие согласные. Правописание слов со звонкими и глухими согласными | |||
Твердые и мягкие согласные. Правописание слов с твердыми и мягкими согласными | |||
Мягкий знак на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце слов | |||
Разделительный ь и ъ знаки. | |||
Выделение слов, обозначающих предмет из предложения | |||
Большая буква в именах, фамилия и кличках животных | |||
Упражнения в правописании имен собственных | |||
Итоговая контрольная работа за год | |||
Название действий | |||
Выделение слов, обозначающих действия, из предложений | |||
Игра-путешествие по острову «Грамматика». | |||
Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана на основе на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью программно-методическим материалом « Обуч...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью ...