Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи
статья по русскому языку (4 класс) на тему
Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение частей речи в 4 классе. | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования приёмов фантазирования при изучении частей речи.
Седова Надежда Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №47 имени Д.С.Лихачёва Петроградского района города Санкт-Петербурга.
Русский язык - это один из самых трудных школьных предметов. Основной задачей уроков русского языка является обучение языковым средствам для успешного, целесообразного и правильного выражения своих мыслей. Нет необходимости доказывать важность и необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной - в жизни современного человека. Бесспорно, это норма для современного образованного человека. Но в данном случае речь идет о младшем школьнике. Понимает ли он эту «важность и необходимость высокой культуры речи»? В связи с этим одной немаловажной задачей уроков русского языка является воспитание любви к нему, а это, прежде всего, воспитание интереса к предмету, другими словами, формирование познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу, процессу изучения русского языка. Однако на практике данная задача в большинстве случаев не реализуется в процессе обучения. Это, по-видимому, связано с тем, что большинство учителей придерживается мнения о том, что обучение не обязательно должно быть интересным, так как обучение- это серьёзный труд.
Несомненно – урок остаётся основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Чтобы сделать процесс обучения ценностно- значимым для самих учащихся, необходимо вовлечь их в творческую деятельность, не выходя из рамок учебной деятельности.
Кроме того, новые стандарты ориентируют на освоение учащимися способов решения проблем творческого и поискового характера, а также на развитие творческого потенциала учащихся, формировании у них познавательных мотивов в учебной деятельности.
Следует отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение поставленных «стандартами образования» задач путем развития творческих способностей в учебной деятельности. Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классов должна быть направлена на формирование навыков чтения, но и на развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.
В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.
Эти затрудения связаны также и с тем, что учебники для начальной школы, хоть и содержат задания творческого характера, однако, в основном относятся к «условно-творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки и поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ. Предложенные задания предполагают использование преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах: метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и т.д.
Таким образом, следует сделать вывод, что в качестве дополнения к образовательной программе, необходим инструментарий, который бы позволил, учитывая возрастные особенности учащихся, требования новых стандартов, не меняя коренным образом саму образовательную программу, усилить развивающий компонент обучения и повысить мотивационную сферу обучения. На сегодняшний день такие инструменты есть, и они широко используются в ТРИЗ педагогике.
ТРИЗ педагогика – это инновационное педагогическое направление, описанное Г.К.Селевко, как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако, преимущество тризовских методов, состоит в том, что при их использовании перед учащимися не только ставятся проблемы, но и предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.
В своей работе я использую систему творческих заданий, разработанную на материале учебников Соловейчик по разделу «Изучение частей речи», построенных с использованием методов и приёмов, используемых в ТРИЗ-педагогике.
В четвертом классе завершается знакомство с частями речи. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи.
Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.
На раздел «Словосочетание» в соответствии с планированием по программе отводится 17 учебных часов. Из них 10часов планируемых , 3ч на обобщение и закрепление знаний и 4 часа резервных.
Данная методика предполагает использование практически на каждом уроке по данному разделу какого либо приёма фантазирования. В целом, использование приёмов предполагает систему творческих заданий, используемых на различных этапах урока русского языка.
Приёмов фантазирования существует более 30, однако с большей частью этих приёмов учащиеся познакомились в процессе изучения дополнительного образовательного курса «Развитие творческого воображения» в 3 классе. И теперь, учащимся предлагается использовать некоторые из знакомых им приёмов непосредственно на учебном материале уроков русского языка.
Приёмы фантазирования, предлагаемые для использования на уроках русского языка.
- Приём «Метафора».
Последовательность работы с приёмом:
- Что? (выбрать объект)
- Что делает? (Назвать действие объекта)
- На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
- Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие.)
- П.4 + П.3 = метафора (прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3)
- Приём «Думай о другом».
Последовательность работы по приёму:
- Детям предлагается законченный схематичный рисунок, например круг;
- Высказывается несколько вариантов, на что похоже то, что нарисовано;
- Предлагается назвать предмет, кардинально непохожий на данный рисунок;
- Нужно доказать, что рисунок похож на предмет, выбранный в пункте 3.
- Приём «Оживление».
Неживые предметы наделяются свойствами живых предметов.
- Приём «Произвольная приставка».
Детям предлагаются приставки: супер, вице, полу, аэро, анти, зоо, аква ит.д. и конкретное слово, к которому нужно применить одну из приставок, или сразу все приставки. Объяснить применение и свойства новых получившихся предметов.
Например: слово буква. Как вы себе представляете такие необычные буквы – аквабуква, астробуква, монобуква и т.д.
- Приём «Творческая ошибка».
Детям даются знакомые слова, но написанные с ошибками, однако ошибку предлагается рассматривать как правильное написание этого слова. Затем нужно объяснить как и почему это произошло.
- Приём «Ассоциация».
Составление ассоциативных цепочек. Цепочек из слов, связанных друг с другом по смыслу.
- Приём «Объединение».
- придумывание «говорящих» названий животных – так, чтобы по названию было понятно, что животное делает, где живёт, чем питается, что необычного и интересного есть в нём.
Крокодил – плавучий острозуб.
На этой основе были придуманы сказочные животные – русалка-человек-рыба
- придумать и нарисовать необычное животное, состоящее из частей обычных животных.
Крокодил –петух – крокотух- крокодил с головой петуха
Зебра-заяц – зебряц (полосатый заяц или зебра с длинными ушами)
- сказочный герой и современный автомобиль.
Пример – « Сказочная Автоколлекция Воскобовича» и игры с ними.
- Приём «Метод фокальных объектов».
- Приём «Исключение».
- Приём «Бином фантазии».
Автор этого приёма Дж. Родари.
Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности.
Суть его заключается в следующем: би –два, ном- слово, бином – два слова.
1)Берётся совершенно произвольно два предмета :
живое существо – неживой предмет; живое существо – живое существо.
Например, варежка и муха
2) При помощи различных предлогов составляются различные словосочетания
Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха из варежки…
3) Развитие темы: нарисовать, проиграть, сочинить, сделать аппликацию
- Игра «Хорошо- плохо».
Помогает развивать речь ребёнка, фантазию и учит рассуждать. Она ярко иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие её категории, как противоречие, качество, количество, возможность и действительность.
Игра не требует дополнительного материала. Играть можно в любом месте и при любом количестве играющих.
Для игры выбирается объект, безразличный для ребёнка и предлагается назвать его положительные и отрицательные качества. Или выбирается объект, вызывающий у ребёнка стойкие положительные или отрицательные эмоции: кукла – хорошо, лекарство –плохо.
Что даёт эта игра – понимание детьми противоречивости свойств, заключённых в любых объектах или действиях, будет способствовать воспитанию диалектического подхода к анализу окружающего мира.
- Приём «Бином фантазии».
- Приём «Круги по воде».
- Приём «Связки антонимов».
Планирование системы творческих заданий с использованием приёмов фантазирования.
№ | Тема урока | Этап урока | Применение приёма фантазирования. |
1. | Знакомимся со словосочетаниями. | Объяснение нового материала. Домашнее задание. | Приём «метафора» Презентация «Необычные словосочетания от имени существительного» Составление небольших рассказов или стихов, с получившимся словосочетанием. Составление собственных необычных словосочетаний. Презентация: «Детское словотворчество» Приложение1. |
2. | Как предметы, признаки и действия назвать точнее. | Первичное закрепление. | Приём «Думай о другом» Презентация «Круглый крокодил – когда это возможно» Приложение 2. |
3. | Наблюдаем за значениями словосочетаний. | Закрепление пройденного | Приём «Оживление». Приложение 3. |
4. | Слова главные и зависимые. | Работа со словарными словами. Закрепление пройденного. | Приём «Оживление». Приложение 3. Приём «Произвольная приставка» Приложение 4. |
5. | Являются ли главные члены предложения словосочетанием. | Объяснение нового материала | Приём «Произвольная приставка» |
6. | Порядок выписывания словосочетаний. | Объяснение нового материала. (на материале творческих работ учащихся) | Приём «Творческая ошибка». |
7. | Вопросы смысловые и по форме. | Работа со словарными словами. | Приём Ассоциация. Приложение 5 «Словарные слова» |
8. | Значения словосочетаний. | Объяснение нового материала. | Приём «Объединение». Приложение 6 «Сказочная Автоколлекция Воскобовича» |
9. | Что может приказывать главный член словосочетания. | Закрепление пройденного. | Приём «Объединение». Приложение 6. «Сказочная Автоколлекция Воскобовича» |
10. | Что приказывает имя существительное имени прилагательному. | Работа со словарными словами. Закрепление. | Приём Ассоциация. Приложение 5 «Словарные слова» Приём «Метод фокальных обьектов» Приложение «Приказывают –подчинись!» |
11. | Кому и в чём подчиняются имена существительные. | Закрепление пройденного. | Приём «Исключение» Игра «Хорошо-плохо» |
12. | Учимся правильной речи. | Проверка творческого домашнего задания. Закрепление. | Игра «Хорошо-плохо». Приём «Бином фантазии». Приложение «Муха на варежке» |
13. | Как правильно построить словосочетания. | Закрепление. | Приём «Круги по воде» |
14. | Обобщение знаний. | Обобщение. | Приём «Связки –антонимов». |
Таким образом, использование приёмов фантазирование на каждом конкретном уроке дают возможность разнообразить формы работы за счет одновременного использования необычного творческого материала и интерактивных заданий, а также материалов текстового и иллюстративного характера. В качестве материала используются собственные творческие продукты учащихся. Они изучают материал, на основе созданных ими творческих работ, то есть они в прямом смысле слова являются соучастниками учебного процесса, то есть участвуют в создании самого учебного материала.
Использование приёмов фантазирования на разных этапах урока выступает:
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления понятий;
- как форма проверки изученного материала;
- как презентация материалов по углубленному изучению раздела программы.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
- постепенно формируются познавательные интересы, познавательная активность высокая на всех уроках; дети начинают переходить к активным способам добывания знаний;
- формируется открытое мышление, не скованное стереотипами; создается привычка неоднозначного многомерного восприятия мира; не только учебный материал, но и окружающий мир становится задачами, которые можно решать множеством различных вариантов;
- возникает активная жизненная позиция, творческое позитивно — конструктивное отношение к окружающей действительности;
- происходит обучение основным приемам системного мышления и творческого воображения, методам решения изобретательских задач.
- у детей выше сохранность как физического, так и психологического здоровья;
- способствует углублению знаний учащихся по предмету;
- способствует развитию речи детей – повышению ее правильности, точности, богатству и выразительности.
- учит сочинять метафоры, сказки, загадки, стихи
Примеры детских работ.
Небесный сыр сиял за окном. Под небесными слезами качалось чуть живое полевое солнышко. Мы собрались пить чай. Скоро вскипит домашний вулкан. Чай вскипел. Мы взяли чашки с чаем и пошли в комнату смотреть информационный ящик. Ах, как хорошо он показывает, ведь у нас не кухонная тарелка. На настольном петухе 10:00. Пора ложиться спать. Завтра мы поедем на дачу поливать огород ручной тучкой. А в понедельник я иду в школу. Поэтому мне надо будет собрать школьный чемоданчик в воскресенье.
Чурушкина Катя
Моё утро!
Наступило утро. Громко зазвенел настольный петух и разбудил меня. Я с большим трудом оторвала голову от облака на диване. Включила домашний вулкан и достала из деда мороза сыр и масло для бутерброда. В ванной комнате я умылась и с помощью карманных граблей привела волос в порядок. На улице шли небесные слёзы, но всё равно в школу нужно идти.☺
Семенихина Ира
Список литературы:
- Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.:Вита- пресс, 2001
- М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка:учебник в 2 частях. Смоленск- 2014
- Сидорчук Т.А. «Пьём по утрам остаток чёрной ночи…» или два приёма составления метафор.- М.:Вита-пресс, 2000.
- Страунинг А.М., Страунинг М.А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джани Родари «Грамматика фантазии», - Ростов -на –Дону, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе
Цели Цели:Повторить изученный материал по теме «Части речи»Развивать умение применять изученные орфограммы.Формировать самостоятельное мышление у...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...