Технологическая карта открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Чтение слогов и слов с буквой Б"
план-конспект урока (4 класс)
Конспект урока составлен для обучающихся 4 класса. Обучающиеся по программе АООП,вариант 2.
Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся при чтение слогов и слов с буквой Б.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закреплять знания обучающихся о звуке и букве Б;
- упражняться в написание буквы Б.
- создавать условия для формирования у обучающихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой Б;
- формировать навык составления слогов и слов из букв разрезной азбуки;
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат и фонематического слуха;
- формировать слуховую, зрительную и тактильную память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно - воспитательные:
- формировать коммуникативные умения через организацию беседы и игровых ситуаций;
- воспитывать познавательный интерес к чтению и письму;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 26.96 КБ |
Презентация к открытому уроку по предмету речь и альтернативная коммуникация | 850.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7,
осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Открытый урок по предмету речь и альтернативная коммуникация
«Чтение слогов и слов с буквой Б»
Подготовила учитель начальных классов
Гончарова Нина Сергеевна
2021-2022 учебный год
Класс | 4 |
Предмет | Речь и альтернативная коммуникация |
Программа | Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку, АООП (вариант 2) |
Обучающиеся | с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 |
Место урока в тематическом планировании | 2-ой триместр, 4-ый урок в изучении темы «Письмо слогов и слов с буквой Б» |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Формы, методы и приёмы | Фронтальная, дифференцированная, групповая Словесные: объяснение, вопросы. Наглядные: карточки с цифрами, сюжетная картинка. Игровые: сказка. Практические: упражнения в написании слогов и слов с буквой Б. |
Оборудование | Ноутбук, проектор, предметные картинки, касса букв, ёлочка , ёлочные игрушки, игрушка Буратино, разрезная картинка. |
Предмет | Речь и альтернативная коммуникация | ||||||
Цель | Обобщение и систематизация знаний обучающихся при чтение слогов и слов с буквой Б | ||||||
Задачи | Коррекционно - образовательные: - упражняться в написание буквы Б. - создавать условия для формирования у обучающихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой Б; - формировать навык составления слогов и слов из букв разрезной азбуки; Коррекционно-развивающие: - развивать артикуляционный аппарат и фонематического слуха; - формировать слуховую, зрительную и тактильную память; - развивать мелкую моторику пальцев рук. Коррекционно - воспитательные: - формировать коммуникативные умения через организацию беседы и игровых ситуаций; - воспитывать познавательный интерес к чтению и письму; - работать над самооценкой и адекватным пониманием причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. | ||||||
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание деятельности (этапов работы) | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Фронтальная Словесное приветствие АМО | - Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Для этого нам нужно встать в круг и приготовить ладошки. - Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь, возьмитесь за руки и поделитесь теплом друг с другом. У нас получился «круг дружбы»! Давайте улыбнемся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на урок. - Молодцы. Теперь садимся на свое место. - Ребята давайте вспомним, как нужно сидеть за партой и вспомним правило поведения на уроке: Работа с визуальным расписанием. | Слушают учителя. Выполняют инструкцию. Обучающиеся встают в круг. Садятся на свои места. | ||||
2. Актуализация знаний. | Дифференцированная Фронтальная | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришел сказочный герой. А кто вы сможете узнать, когда посмотрите отрывок из мультфильма (Отрывок из мультфильма «Буратино»): - Ребята, так кто же пришел к нам сегодня в гости? - Правильно, это Буратино. - Как вы думаете, что случилось с Буратино? -Правильно, у него пропал золотой ключик, и он просит нас помочь отыскать его. Поможем нашему герою? - Мы должны выяснить, кто забрал у Буратино ключик. А для этого нам нужно выполнить задания, но задания не простые. Каждое задание спрятано на снежинке, снимая снежинку с доски, переворачиваем снежинку и читаем задание. При правильном выполнение получаем кусочек картинки, из которых в конце получится образ героя, который и забрал ключик у Буратино. - Чтобы выполнить все задания нужно красиво, четко и правильно говорить. Для этого мы с вами сейчас выполним первое задание. Снежинка под цифрой 1: Артикуляционная гимнастика | Обучающиеся смотрят отрывок из мультфильма Говорящие отвечают: Буратино Говорящие дети отвечают Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку с доски. | Неговорящие дети показывают отгадку при помощи сигнальных карточек. Неговорящие дети показывают при помощи сигнальных карточек Прочитывает задание самостоятельно или при помощи педагога | |||
3. Артикуляционная гимнастика | - «Улыбка»; (слайд) Широко разводим уголки губ, показав сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. - «Бегемот»; Плавно открываем и закрываем рот, расслабляя мышцы языка; удерживая губы и язык в заданном положении. - «Вкусное варенье»; Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка, облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю. - «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро). | Выполняют с учетом индивидуальных особенностей, по образцу, под контролем | |||||
4. Постановка цели и задач урока. | Дифференцированная Фронтальная | Учитель даёт из конверта первый кусочек разрезной картинки. - Молодцы ребята, а вот и наш первый кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску. - Переходим ко второму заданию. Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинка под цифрой 2 Задание 2 «Отгадай загадку» (слайд 2) Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути. И я крикун, и я буян. Я звонкий, круглый (Барабан) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?.... (Белка) У маленькой Катюшки Уселся на макушке. Но мотылек, не птичка, Держит две косички…. (Бант) - Что объединяет все эти слова? - Все слова начинаются со звука [Б] - Давайте дадим характеристику звука [Б] - Звук [Б] гласный или согласный? - Каким цветом обозначаем? - Звук [Б] звонкий или глухой? - Звук [Б], обозначается буквой Б. - Тема сегодняшнего урока: Чтение слогов и слов с буквой Б» (слайд 3) Учитель даёт из конверта второй кусочек разрезной картинки. - Молодцы ребята, а вот и наш второй кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску. | Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку с доски. Говорящие дети отвечают Говорящие дети отвечают Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску | Прочитывает задание самостоятельно или при помощи педагога Неговорящие дети показывают сигнальную карточку-отгадку Неговорящий ребенок выкладывает схему на доске | |||
5. Включение изученного в систему знаний | Дифференцированная Фронтальная | - Переходим к третьему заданию. Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинку под цифрой 3 Задание 3. Прописать букву. Б в тетради - Открываем тетради, записываем сегодняшнее число (Аркадий, Ирма, Вероника, Даниил и Кирилл самостоятельно, остальные по обводке). - Мы уже научились писать букву Б. Давайте вспомним, как пишется буква Б и запишем её в тетрадь. - У вас на парте лежит образец написания буквы Б. - Обведите букву Б пальчиком. - Перед тем как мы начнем работать в тетради, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. | Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку Открывают тетрадь и записывают число Обучающиеся обводят | ||||
Пальчиковая гимнастика | Фронтальная | СНЕЖОК Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному) Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (чертим руками круг) Очень гладкий, (одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком) | Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с педагогом | ||||
Фронтальная Дифференцированная | - А теперь пропишем букву Б (Аркадий, Саша И., Вика Р., Дима, Давид печатную, а Ирма, Вероника, Даниил, Кирилл прописную) в соответствие с образцом на парте. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш третий кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску. - Переходим к четвертому заданию. Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинка под цифрой 4 Задание 4. Составь слоги и прочитай (слайд 3) Говорящие дети прочитывают слоги. А неговорящие (Саша И., Давид) составляют слоги на доске из букв разрезной азбуки. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш четвертый кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску. - Переходим к пятому заданию. Учитель вызывает одного из ребенка и тот снимает следующую снежинку. Снежинка под цифрой 5. Задание 5. Прочитать слог и подбери предмет, название которого начинается с соответствующего слога На доске закреплены слоги, напротив них закреплены предметные картинки - Ребята, давайте прочитаем еще раз слоги, которые составили Давид и Саша. - Сейчас вы будете выходить к доске, брать картинку, называть что на ней изображено. Вам нужно будет определить, с какого слога начинается название предмета. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш пятый кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску. - А вот и наше последнее шестое задание. Снежинка под цифрой 6. Учитель вызывает одного из детей и тот снимает следующую снежинку. Задание 5. Составить слово из букв разрезной азбуки и записать. На доску вывешивается картинка, обучающиеся называют, что нарисовано на картинке и составляют название предмета из букв разрезной азбуки и записываем, полученное слово в тетрадь. - Ребята, Буратино принес нам различные предметы, давайте назовем их и составим название предмета из букв разрезной азбуки (Бант, бусы, бинт) - Молодцы! Хорошо справились с заданием. А вот и наш шестой кусочек разрезной картинки, давайте его прикрепим на доску. - И кто же этот герой, который обманул Буратино? -Точно, это же Карабас-Барабас. Где же он спрятал золотой ключик? (Учитель переворачивает картинку, сзади прикреплён золотой ключик). | Пишут Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку Обучающиеся прочитывают слоги Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку Обучающиеся выполняют задание у доски Обучающийся выходит и прикрепляет кусочек на доску Обучающийся выходит к доске и снимает снежинку Говорящие дети составляют слова из букв разрезной азбуки за партой Говорящие дети отвечают | Пишут по обводке Неговорящие дети составляют слоги на доске Неговорящие дети составляют слова у доски Неговорящие показывают | ||||
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Ребята, с какой буквой мы сегодня читали и записывали слоги и слова? -Правильно, с буквой Б. - Давайте, еще раз вспомним, звук Б, гласный или согласный? - Почему звук Б согласный? - Что же открывает золотой ключик? - Давайте откроем эту волшебную дверь в коморке у Папы Карло. - А, чтобы открыть волшебную дверь, нам нужно сделать «круг дружбы». И тогда дверь откроется. - За дверью находится кукольный театр. Но нет актеров. - Возьмите, конверты, которые лежат у вас на парте. В них персонажи сказки. У девочек в конверте Мальвины, а у мальчиков Пьеро. Одна Мальвина с красным бантиком, другая Мальвина с зеленым бантиком. Пьеро с красным колпачком, а другой с зеленым. Если у вас на уроке все получилось, поставьте в театр куколку с красным бантиком или колпачком. Если у вас задание вызвали затруднения, поставьте куколку с зеленым бантиком или колпачком. - Буратино благодарит вас за урок и прощается с вами. | Говорящие дети отвечают Говорящие дети отвечают на вопрос учителя, Обучающиеся встают и образуют «круг дружбы» Учатся оценивать результат своей деятельности | Неговорящие дети показывают при помощи сигнальных карточек Неговорящие дети показывают Учатся оценивать результат своей деятельности | ||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Прочитать слова и соединить с соответствующей картинкой (Аркадий, Вероника, Даниил, Кирилл, Виктория, Ирма). - Составить слова из букв разрезной азбуки (Александр И., Давид, Дмитрий) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение слогов и слов с буквой Б
Б О Б У Б И Б А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»
Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»УМК «Школа России» ФГОС НООУчитель: Игнатьева Ирина ВладимировнаЦели деятельности учителя:1. Форм...
Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м» УМК «Школа России» ФГОС НОО
Технологическая картаоткрытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м], [м]. Буквы М, м»УМК «Школа России» ФГОС НОО...
Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Жили у бабуси…
Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»Тема: Жили у бабуси&helli...
Технологическая карта открытого урока по предмету Окружающий мир во 2 классе «Школа пешехода»
Технологическая карта открытого урока по предмету Окружающий мир во 2 классе «Школа пешехода»...
Технологическая карта открытого урока по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов".
Цели данного урока:1.Ознакомить с понятиями "фразеологизмы", "фразеологический оборот";2.Развивать способности употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;3.Содейство...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Звуки и буквы"
конспект открытого урока...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...