Конспект коррекционно-развивающего урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» по теме «Звук и буква [Х,х]»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Потапова Елена Алексеевна

Конспект  коррекционно-развивающего урока

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

по теме

«Звук и буква [Х,х]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_hdocx.docx71.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  коррекционно-развивающего урока

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

по теме

«Звук и буква [Х,х]»

Цель: уточнение знаний учащихся о согласном  звуке [х] и графическом обозначении его на письме обозначения на письме с помощью букв «Х, х».

Задачи:

- совершенствовать умения выделять звуки в словах;

-  формировать умение проводить звуковой и звукобуквенный анализ;

- развивать связанную речь обучающихся;

- воспитывать интереса к учебной деятельности;

Оборудование:  буква «Х,х» синего цвета, дидактические картинки название которых начинается со звука «Х».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать. 

  1. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно: то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх .

II. Повторение изученного материала.

- Давайте с вами вспомним, на какие группы делятся звуки? (  на гласные и согласные).

- Чем отличается звук от буквы?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки называются согласными?

- С какими гласными звуками мы уже познакомились? ( с гласными звуками [А, У, О]).

- Покажите с помощью карточки, какой буквой мы обозначаем звук [А], [У],[О].

- С каким согласным звуком мы познакомились? (согласным звуком [М]).

- Покажите с помощью карточки, какой буквой мы обозначаем звук [М], ( буквой М (дети находят на парте нужную букву и показывают)).

- Давайте дадим характеристику звуку [М], звук [М] какой? (согласный и обозначается синим цветом).

Работа в тетради 

авайте выполним задание на листочке, найдем все буквы М и обведем вкруг, дети выполняют задания.

 III.  Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами. А каким звуком мы познакомимся  вы должны отгадать.

Учитель загадывает загадку.

Эта буква – крестик,

Её напишем вместе.

Есть в халве и есть в хоккее,

Написать легко сумеем!

В общем, буква неплоха.

Эта буква – буква ...(х)

- Давайте произнесем этот звук все вместе х-х-х. Какой это звук?   (согласный).

- По каким признакам вы поняли, что он согласный? ( звук встречает преграду при произнесении).

- Сейчас проверим кто из вас самый внимательный?

Игра «Ловушка»

Учитель перечисляет звуки, когда дети услышат звук [Х] хлопают в ладоши.(а,х,о,м,а,х,о,а….), также слоги- ло,ла,хо,ма,ра,мо,ро,ха, ко, са. Слова- муха, халат, лиса, сахар.

- Какие слова со звуком [х] вы запомнили?

- Звуку [х] соответствует буква «Х», она  бывает печатной «большой», печатной «маленькой», письменной «заглавной» и письменной «строчной». А для чего нужна большая буква Х? (с большой буквы мы пишем имена людей, фамилии, отчества, клички животных, названия городов и т.д.).

IV. Ф и з м и н у т к а. 

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

Выставляется картинка как пишется буква Х

— На что похожа буква «Х»?

- Из каких элементов состоит эта буква(из двух палочек)

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на манке.

- У вас на столах лежат листочки с буквами, давайте найдем там нашу букву и раскрасим ее. В какой цвет мы будем ее раскрашивать букву «Х»? _ (синий цвет, потому что она согласная).

Выполнение задания.

- Теперь берем листочки с картинками. Какие предметы изображены на листочке? (хомяк, орех, халат, хлеб, утка, солнце, медведь).

-Найдите все картинки которые начинаются со звука [Х] .

V.  Закрепление.

Пальчиковая гимнастика.

 (разгибаем пальчики)
Раз,два,три,четыре,пять
вышли пальчики гулять.
(загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.

- Берем ручку правильно, открываем тетрадь, где написана буква Х и прописываем ее.

- Молодцы ребята.

VI. Итог урока

  • Какой звук и букву изучали? Что было трудно для вас?

Спасибо урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: Письмо гласных букв на манке, песке, по пунктиру, точкам.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Выкладывание буквы Н из элементов».

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)....

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Чтение слогов с буквой Н".

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Чтение слогов с буквой Ы".

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Чтение слов с пройденными буквами".

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...