Представление опыта работы по теме "Практикоориентированная направленность сотрудничества учителя начальных классов и студентов в условиях педагогической практики"
учебно-методический материал

Шарф Лариса Викторовна

Представление опыта работы по теме "Практикоориентированная направленность сотрудничества учителя начальных классов и студентов в условиях педагогической практики" в областном семинаре "Инновационные подходы к организации учебной и производственной практик студентов ГАПОУ НСО Татарский предагогический колледж по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования г. Татарска.

Представление опыта работы по теме

"Практикоориентированная направленность

сотрудничества учителя начальных классов

и студентов в условиях педагогической практики"

олигофренопедагог

Шарф Лариса Викторовна

г. Татарск

2017  

Своё выступление начну со слов Яна Коменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».  СЛАЙД 1

      Именно эти слова особенно актуальны в период прохождения педагогической практики студентов педагогического колледжа. Вооружившись теорией, багажом с методической копилкой переступают они порог образовательных организаций в поисках «пробы пера» на практике. Образовательная организация, в которой работаю я, имеет особый статус – это школа-интернат. Встречаем мы практикантов, в основном, осваивающих профессию по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

      Непростая роль отводится в этот период практики студентов учителю-наставнику, тем более, что постигать азы педагогического мастерства  приходится, как правило, с детьми, имеющими статус ОВЗ. СЛАЙД 2

 Имея опыт работы со студентами, сегодня знаю уже с чего начать, на чём акцентировать внимание в первую очередь, как в целом осуществить полноценное сотрудничество.

      Итак, при проектировании урока и его реализации изначально  акцентирую внимание студентов на методах, формах организации, приёмах…….  в зависимости от категории детей с ОВЗ. 

СЛАЙД 3

Так, например, возьмём категорию детей с интеллектуальными нарушениями, у которых  все стороны психофизического развития, а также когнитивные процессы имеют нарушения развития.

В классической педагогике  - методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами.

В практике я  применяю все три группы методов в сочетании и на всех этапах урока. Специфика методов обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Исходя из этого выбор методов на каждом этапе обучения и воспитания определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом.

Например: Если ребёнок на момент поступления в школу «безречевой», то основой коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Это не значит, что словесные методы должны быть исключены из обучения. Напротив, они обязательно должны использоваться. Важно их использовать правильно.

Прежде всего, речь служит для привлечения внимания детей, для организации их в занятиях и деятельности. В словесной форме мы ставим перед детьми задачу, цель деятельности. В ходе занятий, игр, упражнений фиксируем в речи сам ход детской деятельности, а затем и полученный результат, обобщаем полученный детьми опыт.

 СЛАЙД 4

Адекватными для начального периода обучения детей с интеллектуальной недостаточностью являются следующие  методы обучения (они представлены  на слайде)

ВАЖНЫ ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ для привлечения внимания детей

Это может быть и хлопок в ладоши, и щелчок пальцами, и привлечение внимания детей с помощью яркого флажка (обязательно это должно сопровождаться речью к примеру )

Формы организации учебной  деятельности
-урок – основная форма коррекционно - развивающего обучения,
СЛАЙД 5,6,7,8, и  другие 9

Коррекционное воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

В своей работе использую

СЛАЙД 10

Специальные приёмы организации обучения. Представлены вашему вниманию на слайде

СЛАЙД  11

Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ букв и цифр:

СЛАЙД  12

 Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы

Одним из приёмов овладения фразовой речью является заучивание наизусть потешек, пестушек, коротких стихотворений, колыбельных песенок, коротких сказочек.

Важны также правильно подобранные упражнения

СЛАЙД  13

упражнения, способствующие развитию общих движений,  памяти, внимания, чувства ритма, развитию мелкой моторики, речевого дыхания,  силы голоса и т.д.

СЛАЙД  14, 15, 16, 17

 А также  способствуют сенсорному развитию упражнения на математическом планшете, которые вы увидите и даже попробуете на мастер классе.

СЛАЙД  18

ЕЩЁ ОДНА КАТЕГОРИЯ ДЕТЕЙ -  Дети с ЗПР

К данной категории детей с ОВЗ применимы все методы, формы организации, приёмы обучения существующие в классической педагогике, но т.к. при обучении детей с ЗПР  возникают общие и специфические трудности в обучении , в своей работе необходимо применять и специфические методы

СЛАЙД  19

Некоторые из них представлены на слайде

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

СЛАЙД  20

Следующая особая категория детей – дети с РАС

У всех детей с  РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

Ребёнок –аутист живёт в собственном мире, созданного только для него одного, бесцеремонно вторгаться в этот мир нельзя, это делать нужно аккуратно, поэтапно. ПРИМЕР

Такой ребенок, например, может вести себя, «как маленький»: с трудом сидеть за партой, вставать, ходить по классу во время урока, заниматься своими делами. Ребенок с аутизмом может на первых порах не выполнять инструкции: не реагировать на устное обращение, не выполнять задания даже в том случае, если учитель показывает способ действия. Он как бы «не видит» и «не слышит» учителя. Однако это не совсем так: аутичный ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Вот здесь стоит проявить терпение. Не стоит стремиться как можно скорее «привести в порядок» такого ребенка. Наша торопливость в данном случае может иметь обратный результат: в напряженной ситуации он может пугаться, замолкать, уходить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, активно протестовать, шуметь и отказываться от работы. Самым важным является то, что они постепенно усваивают порядок, стереотип урока, который начинает охранять их от поведенческих срывов. Известно, как такие дети дорожат освоенным порядком. Поэтому для них так важны и четкая функциональная организация пространства класса 

СЛАЙД  21

и определенный ритуал общения учителя с учениками, и воспроизводимый порядок урока. Продуманный порядок, по возможности исключающий невольные провокации, убережет ребенка от импульсивных действий. Если мы знаем, что ребенок может слишком сосредоточиваться на перелистывании страниц то не оставим книги в доступном месте.

Ещё раз повторюсь, что для успешной работы необходимо выработать единые требования, привычки и установки, т.е. структура и содержание или элементы  занятия  (урока) должны повторяться

А также

Весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом: наглядностью или практическим действием.

доносить информацию сначала через наглядные картинки,  затем через схемы

осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,

СЛАЙД  22

обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки (Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.)

СЛАЙД  23

постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

избегать переутомления (У детей с РАС и у детей с интеллектуальной недостаточностью я наблюдала такую особенность, во избежание переутомления, включается защитная функция мозга и ребёнок на какое то время отключается это может выражаться…..

использовать подкрепление правильного действия (объятием, стимулом),

ИМЕЯ опыт работы с детьми ОВЗ, в своей работе использую целенаправленно педагогические формы, методы, приёмы организации, обучения, общения с ребятами  и щедро делюсь им во время сотрудничества со студентами в условиях педагогической практики.

СЛАЙД 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:«Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС».

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:«Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС»....

Спортивный квест как эффективное средство формирования личного опыта здоровьесберегающей деятельности Ильенкова Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина», классный руководитель 3Б класса

Спортивный квест как эффективное средство формированияличного опыта здоровьесберегающей деятельностиИльенкова Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина», классный ру...

Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны

Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...

Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья. Практика "Формирование методических компетенций 5 день"

Статья на тему "Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья"....

Представление опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования "Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования, направленных на развитие информационной культуры младшего школьник

В основе работы - книга «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора со...