Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны
статья (4 класс) по теме
Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы по использованию инновационных технологий в начальных классах | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по новым инновационным технологиям
Выпуская своих первых выпускников, я заметила в них невысокую орфографическую грамотность. Не имея особого опыта, стала целенаправленно изучать оп методическим журналам опыт других учителей и использовать в своей работе приемы по развитию грамотности у школьников. Но это не имело системности. Только с появлением учебника под редакцией, составленного по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, обучение грамотному письму является специально организованной системой обучения. Ведь учебник – модель педагогического процесса. Развивающий учебник является комплексной моделью, которая отображает процесс развивающего обучения.
Имея необходимую теоретическую базу, изучила книгу канд. пед. наук и «Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе», присутствуя на лекциях автора учебника В этой книге освещается ряд вопросов теории и практики развивающего обучения русскому языку башкирских школьников, для которых русский язык не является родным. Методика обучения русскому языку строится с учетом особенностей родного и неродного языков, а также психологии усвоения второго языка младшими школьниками.
На уроках дети вовлекаются в такой коллективный процесс учебной деятельности, который приводит детей к маленьким открытиям, новым знаниям. Уже с букварного периода начинается работа по формированию и развитию орфографической зоркости.
А к концу 1 класса учащиеся овладевают способом постановки орфографических задач, т. е. научиться выделять практическим все орфограммы непосредственно в процессе письма. Исходным моментом решения любой задачи является постановка вопроса: Что надо узнать? Психологи, методисты считают, что конечный результат обучения орфографии в решающей степени зависит от того, развита ли у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам, т. е. находить орфограммы. По мере взросления учеников термин «проверочное слово» наполняется все более конкретным содержанием. Учитель, когда это уместно, напоминает детям главное правило – действие всеобщего принципа письма во всех морфемах.
Таким образом, умение сознательно, в ходе рассуждений, решать орфографические задачи развивается и закрепляется с помощью языкового разбора, который называется фонетико-орфографическим. Этот разбор соединяет два вида анализов: фонетический и орфографический. Органическое включение фонетического анализа в орфографические упражнения изменяет отношение к фонетическим умениям и, главное, повышает их результативность.
Обобщая, можно сказать, что к концу обучения начальных классах у учащихся сформируется все звенья орфографического действия, обеспечивается довольно широкий диапазон его применения, складывается отчетливое представление о системе русской орфографии: типах написаний и их отношений к фонемному принципу письма, а также соответствующих способах проверки орфограмм.
В качестве руководящего положения выступает принцип единства обучения и развития школьников. С ним связаны принципы: коммуникативность обучения, опережающее развитие устной речи, опора на родной язык, учет системного характера языка, принцип осознания процесса учения, принцип прохождения материала более быстрым темпом, принцип работы над развитием всех учащихся - и сильных, и слабых.
Система обучения по учебнику помогает воспитанию самостоятельности, целеустремленности, потребности в получении знаний. У детей повышается к изучаемому предмету. Учителю не надо подыскивать занимательные задания. Учащимся интересна не форма, а суть изучаемой науки. Им хочется исследовать, изучить глубины русского языка. Формируются у учащихся общие приемы познавательной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, классификации, а также приемов доказательства.
Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом УДЕ определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей - взаимно-обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно-обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач.
Доказано, что если сегодня изучается задача, а на следующем уроке - обратная ей, то на это требуется две условные единицы времени. Если же обе задачи изучаются одновременно, при этом прослеживается обратная цепочка логических вызовов и все оформляется единым графическим документом, то расход времени составляет один целых четыре десятых условной единицы. Таким образом, чистая экономия времени равна тридцати процентам. Можно использовать эту экономию доля снятия учебного процесса, а можно использовать дополнительное время для углубления знаний, усиления работы на общем и на продвинутом уровнях, т. е. для развития учащихся.
Первый способ укрупнения дидактических единиц - совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, сложение изучается вместе с вычитанием, умножение с делением, и т. д.
В первом классе, изучая первый десяток, дети знакомятся с примерами вида 3+4=7.
По методу Эрдниева сразу же идет знакомство с переместительным законом сложения: 4+3=7. Обращается внимание на то, что в результате сложения в обоих примерах получается число семь, и запись приобретает такой вид: 3+4=7,4+3=7==7
Далее предлагаются примеры на вычитание 7-3=4, 7-4=3, потом эти знания обобщаются и объединяются, получается четверка примеров.
Второй способ укрупнения дидактических единиц - метод деформированных равенств, неравенств, выражений в которых элементы, подлежащие восстановлению, заменены пустыми клетками (окошками), например: 6+…=9, …+15-7=38, …-23>49.
Систематически используются задания, в которых надо определить знак действия и неизвестный компонент. Например: 8… …=2.
Интересные выражения, имеющие при одинаковом порядке действий несколько решений: 70*… + … = 300.
Третий способ УДЕ – решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные. Все разнообразие простых задач на сложение и вычитание можно представить в виде трех циклов, по три задачи в каждом цикле. Изучаются данные задачи в 1-2-ом классах.Каждая тройка задач выступает как некоторая УДЕ усвоения.
Все разнообразие простых задач при изучении табличного умножения и деления можно представить в виде трех циклов, по три задачи в каждом цикле. Изучаются данные во 2-3-ем классах.
Долгое время при обучении младших школьников задачи находились в хаотическом состоянии и каждая задача решалась отдельно вне связи с другими.
В начале двадцатого века русский методист Александров провел классификацию арифметических задач по методам решения. Эта классификация дает возможность рассматривать не частные, а общие методы решения задач. Именно этим и должна заниматься школьная математика.
Сравнение видов и типов задач показывает, что они постепенно развивают логическое мышление настолько хорошо, что создается возможность практически решать любую арифметическую задачу встречающуюся в жизни.
Каждая задача для своего решения требует определенных размышлений, которые ученик может запомнить, тем самым развивая свою память. Для того чтобы после прочного уяснения метода решения не решал бы задачи по шаблону и развивал мышление, надо усложнять задачи: изменять величины, дополнять условие. использовать « недостающие» данные, дополнять и изменять вопрос, решать обратные задачи.
Главной целью при обучении решению задач является понимание общих методов и приемов, что возможно только при надлежащей классификации задач.
Ключевым упражнением по УДЕ является составление и решение обратных задач. В методике составления и решения взаимно-обратных задач наиболее ценны не столько сами процессы решения задач как таковые, а переосмысление их содержания с возвратом к первоначальным рассуждениям, т. ее. составление новых фраз на базе известных слов и чисел.
Изучение материала в системе УДЕ основывается на принципе « от простого к сложному» На этом основана 4-ая идея данной технологии - усложнение предлагаемого материала Например, имеются равенства:
65+33=98
65-33=32
Затем к каждому компоненту приписываем по одному нулю:
650+330=980
650-330=320
Затем задание усложняется: решаются аналогичные примеры с именованными числами:
6 р. 50 коп. + 3 р. 30 коп.=9 р. 80 коп.
6 р. 50 коп. - 3 р. 30 коп.= 3 р. 20 коп.
Анализируя свою работу по УДЕ, я сделала определенные выводы:
а)ученики успешно осваивают основные способы укрупнения дидактических единиц,
б) знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются учащимися,
в) у учеников развивается память, мышление, внимание, воображение,
г) используя УДЕ, я получила значительный выигрыш во времени.
Например, при решении задач на движение по графику ученики составляют задачу на противоположное направление, затем с этими числами и словами составляют задачу на движение навстречу, затем – на движение в одном направлении.
Элементы технологии УДЕ применяю также на уроках русского и башкирского языков. Идеи П.М.Эрдниева совпадают с основой модульно-блочной технологии обучения, которая содержит все возможности для личностно-ориентированного обучения и развития. Например, при изучении частей речи использую опорные таблицы, представляю информации в образно-наглядной форме, ввожу в уроки деформированные упражнения, матричные задания.
Большой диалогический потенциал имеет также технология развития критического мышления, ядром которого являются три этапа, ориентированные на психологию личности и психологию познавательной деятельности: вызов – осмысление – размышление. Приёмы и методы технологии развития критического мышления находит применение в моей педагогической работе.
Применение в учебном процессе инновационных методов обучения позволяет добиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах (из опыта работы)
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общ...
«Использование информационных технологий в начальной школе, как средство повышения качества работы ученика и учителя.»
Выступление на конференции учителей начальных классов...
Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...