Главные вкладки
Представление опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования "Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования, направленных на развитие информационной культуры младшего школьник
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В основе работы - книга «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора состоит в том, чтобы познакомить учителя с методами классификации детей по типам восприятия, переработки и хранения информации и более внимательное вглядывание в то, как другой человек воспринимает и познаёт мир. А так же, как я, учитель младших классов могу использовать идеи нейролингвистического программирования в обучении младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta.docx | 50.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Идеи нейролингвистического программирования в развитии младшего школьника в процессе формирования УУД
«… Только тогда, когда педагоги будут знать
что надо делать, они будут делать.»
П.П. Блонский
Роль современной начальной школы - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности учащихся, низком уровне обще-познавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.
В процессе своей педагогической деятельности я, как и каждый учитель, встречаю не мало учащихся, которые по той или иной причине испытывают трудности при усвоении учебного материала, что зачастую приводит к нежеланию учиться, общаться с учителем и одноклассниками. Традиционный способ работы с такой категорией учащихся – это дополнительные занятия, требующие разъяснения учебного материала повторно, как показывает опыт, далеко не всегда даёт желаемый результат. Происходит это не потому что не хочет ученик или не может учитель, а потому что учитель часто не знает, как и что ему делать. Но самое главное – мы не всегда чётко представляем себе, что можем мы, учителя, что может ребёнок, где граница между «могу» и «надо», где нужно изменить требования к ученику, чтобы не навредить ему. Без выявления причин всех трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге невозможны повышение школьной успеваемости, рост успеваемости каждого ученика индивидуально.
СЛАЙД 3 (Слова П.П. Блонского)
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Павла Петровича Блонского, русского, советского педагога, психолога, философа начала двадцатого века
– ««… Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они будут делать.».
Блонский очень не любил учителей, которые приходят на урок, спрашивают, ставят оценки, задают на дом и покидают класс. В своих трудах он давал учителю истинное, серьезное знание о ребенке. (Монография «Трудовая школа»)
Знания учителя об особенностях детей с точки зрения психологии, нейролингвистики, экологии до недавнего времени были ничтожно малы, не смотря на тот факт, что попытки связать особенности развития детей с разными анатомическими структурами мозга восходят ещё к началу 19 столетия.
СЛАЙД 4 (Книга)
Несколько лет назад я нашла ответ на вопрос «Как помочь каждому учащемуся класса быть успешным?» в книге «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора состоит в том, чтобы познакомить учителя с методами классификации детей по типам восприятия, переработки и хранения информации и более внимательное вглядывание в то, как другой человек воспринимает и познаёт мир. А так же, как я, учитель младших классов могу использовать идеи нейролингвистического программирования в обучении младших школьников.
Нейролингвистическое программирование – новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке.
Оно возникло в 1974 году как эффективная модель коммуникации.
СЛАЙД 5
«Нейро» отражает идею, что поведение ребёнка берет начало в неврологических процессах его видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения.
«Лингвистическая» часть названия показывает, что мы, чтобы вступить в коммуникацию, используем речь, язык
«Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия.
Теперь, чтобы грамотно и эффективно построить процесс обучения мне необходимо определить:
- какой канал восприятия информации используется ребёнком в первую очередь:
- зрительный;
- слуховой;
- кинестетический?
2) как устроена память ребёнка, т.е. в каком виде полученная информация сохраняется в сознании;
3) каким образом ребёнок проверяет истинность, верность принятого им решения, т.е., как переживает момент уверенности в том, что диктант, например, написан без ошибок, задача решена правильно и так далее. Чтобы лучше представить себе все три группы людей, отличных друг от друга по способу восприятия информации даю им краткую характеристику:
СЛАЙД 6
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация | Люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация полученная на слух | Люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д. |
- тихий, задумчивый; - с трудом завязывает контакты с детьми; - друзей почти нет; - послушен; - учится легко, успешно; - любит конструктор, компьютер, телевизор; - к животным равнодушен, хотя может полюбоваться со стороны; - гулять не любит; - очень разборчив в еде и одежде; - зрелища производят сильное впечатление, но рассказывает о них мало; - при переживании стресса замыкается в себе. | - говорит без умолку; - без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми; - любит слушать когда читают или рассказывают; - с трудом запоминает написания букв; - непослушен; - на замечания взрослых возражает; - к еде и одежде равнодушен; - не любит красочных зрелищ; - при переживании стресса срывается на крик; - не способен сосредоточиться; - склонен ко всевозможным угадываниям. | - очень подвижен; - главное заниматься делом; - очень самостоятельный и талантлив; - всё надо потрогать; - хорошо воспринимает запахи; - отлично развит вкус; - очень любит животных; - любит лепить из пластилина. |
Опираясь на условное описание Е.С. Гобовой типичных поведенческих реакций детей с разными типами восприятия, переработки и хранения информации веду наблюдение за поведением учащихся на уроках, экскурсиях, переменах и т.д., беседую с родителями, чтобы определить ведущую систему каждого, понять, каким способом подавать ему учебный материал, как лучше «донести».
Приведу примеры таких наблюдений.
СЛАЙД 7
- Нестандартная ситуация «Домашнее задание»
-При записывании домашнего задания в дневник, одному ребёнку достаточно услышать его со слов учителя, другому нужно посмотреть на записанное на доске, а третий будет долго вертеться, заглядывать к соседу и, в итоге, откроет учебник, найдёт страницу и номер задания, отметит.
СЛАЙД 8
- Ситуация «Выставка поделок детского творчества». Одним детям, чтобы понять, что это за поделка, из какого материала изготовлена достаточно посмотреть на неё, то есть, зрительная информация для этого ребёнка играет преимущественную роль. Это визуалы. Другие дети много говорили сами, предполагая, что это, какой материал вошёл в основу изготовления, как ту или иную деталь приклеили и т.д. Этим детям мало зрительной информации, им нужна информация слуховая. Это аудиалы. Третьи дети обязательно должны прикоснуться к поделке, потрогать, понюхать, разобрать, если дозволено. Это кинестетики. Для их сознания наибольшее значение имеют прикосновения, ощущения. Придя домой с экскурсии, ребёнок восторженно будет рассказывать близким о ней только тогда, если ему удалось до тронуться, ощутить увиденное руками. Если такому ребёнку не удалось потрогать экспонат или ёлочную игрушку, он и не будет о ней рассказывать, ну был, ну видел.
СЛАЙД 9
- Ситуация «Диктант».
На уроке русского языка 2 класс (тема: «Парный согласный звук на конце слова», УМК «Школа России») детям был предложен свободный диктант «Лошадь» (текст на слайде)
Ученица допустила 5 ошибок. Анализирую ошибки. Выясняю, что все они типичные – на замену букв.
СЛАЙД 10
Чтобы понять причину таких ошибок детей, мне необходимо понять внутренний, невидимый процесс, который осуществляется в сознании ребёнка». Беседую с девочкой. Вопрос тоже стандартный на первый взгляд.
- Аня, ты о чём думала, когда писала под диктовку.
- О лошади.
- Ну и какой ты её себе представляла?
- Белой, с пушистым хвостом, красивой гривой.
- Что она делала?
- Бежала, а грива развевалась.
Как видим, ни слова о болезни лошади, очках и о докторе Айбалите ребёнок не произнесла, зато погрузилась в свои внутренние ощущения животного, увидела его таким, каким захотела и допустила самые немыслимые ошибки. Это кинестетически ориентированный ребёнок. При письме ему не на что опереться, у него не достаточно развиты зрительная и слуховая память, поэтому ему нужно время, чтобы освоить несвойственные для его сознания навыки.
Так с каждым днём я всё лучше узнаю своих учеников, их особенности, способности, индивидуальные качества. На родительских собраниях знакомлю родителей со своими наблюдениями, с их результатами. Прошу родителей мне помочь, ответить на вопросы анкеты такие, как ваш ребёнок ведёт себя с животными? Как реагирует на обновку? Как часто в определённый промежуток времени меняется его настроение и т.п.
Итогом наблюдений является список класса по группам:
СЛАЙД 11
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики |
1. 2. 3. |
В процессе наблюдений и фиксирования результатов проверочных, самостоятельных работ (по русскому языку) вырисовывается типология грамматических ошибок. На данном этапе я составляю для себя «Таблицу трудностей».
СЛАЙД 12
Ошибки, видно, что отличаются друг от друга в соответствии с тем, на какую систему получения информации опирается ребёнок.
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики |
- не допустит пропуски и замены букв; - испытывает трудности, неудобства при письме под диктовку; - подглядывает к соседу; | - пропускает буквы; - заменяет услышанным звуком; (рассогласованность устной и письменной речи). | - не на что опереться в процессе письма, - долго сосредотачивается; много вертится, заглядывает в чужие тетради, - отвлекается, чтобы представить картинку; - письмо небрежное. |
Теперь составляю «Таблицу рекомендаций» для себя по созданию оптимальной среды обучения по конкретным учебным предметам для планирования и проведения коррекционной работы с учащимися:
СЛАЙД 13
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики |
- при подаче материала на уроке максимально использовать наглядность; таблицы, доску, презентации, картины, схемы. | - обеспечивать на уроке чтение вслух текстов, подлежащих запоминанию; предоставлять возможность высказываться | - рекомендовать ребёнку записывать кратко материал в тетрадь для запоминания, составлять памятки, маршрутные листы, использовать всевозможные наглядные подсказки |
Я уже к этому времени по новому, как учитель, формулирую свои требования к каждому ученику. Сейчас с уверенностью могу сказать что от визуально ориентированного ребёнка можно требовать быстрого решения задач, от аудиала немедленного повторения услышанного, а от кинестетика лучше не ждать быстрых ответов, им нужно больше времени для обдумывания своих ответов, действий, решений.
Работа надо сказать, трудоёмкая и требует много времени от учителя.
Основываясь на опыте могу сказать, что у детей на начальном этапе обучения в школе редко бывают хорошо развиты все три канала восприятия, переработки и хранения информации. Как правило, ребёнок опирается на одну из трёх, ведущую систему, что и порождает многие трудности при освоении школьной программы.
Зрительно ориентированный ребёнок плохо воспринимает на слух объяснение учителя, аудиально ориентированный, может не воспринимать написанное на доске или в учебнике, а кинестетику существующая система школьного обучения не предоставляет возможности получать знания наиболее доходчивым для него образом. Собственно говоря, уровень развития способностей, в частности, способности к обучению, и определяется уровнем развития всех каналов восприятия и переработки информации.
Если хорошо развиты и зрительная, и слуховая, и кинестетическая системы и возможен свободный перевод информации из одной системы в другую, то можно сказать, что такой ребёнок обладает высокой способностью к обучению. Следовательно, ставлю перед собой задачу:
развивать комбинированный канал восприятия, переработки и хранения информации у большинства учащихся класса на конец четвёртого года обучения.
Учитель начальных классов способен осознавать, какие внутренние действия происходят в сознании ученика в процессе письма, чтения, счёта, так как мы это можем проверить на собственном опыте. Точно так же учитель должен отдавать себе отчёт, какое упражнение что развивает, какие способности тренирует, какие универсальные действия формирует. Например, какой навык и какое умение приобретает ученик, определяющий склонение имени существительного?
- Какие универсальные учебные действия развиваются у детей, когда они выделяют в слове приставку, суффикс, корень, окончание?
- Каким образом то и другое влияет на обучение грамотному письму? Задания учебника не всегда направлены на визуально или аудиально ориентированного ребёнка. Поэтому стараюсь каждый урок построить так, чтобы каждому ученику было комфортно. Так, на уроках часто звучит «посмотрите», «послушайте», «вслушайтесь», «прикоснитесь», «представьте», «изобразите».
СЛАЙД 14
На этапе изучения букв, в первом классе заметила, что некоторые первоклассники не могут запомнить графическое изображение букв, или путают две буквы друг с другом, такие как Т и Н, П и Т, Ю и Я. Включила в физминутки упражнение «Изобрази букву» при помощи рук, ног, губ, всего туловища. Родителям советовала позволять детям писать проблемную букву на рассыпанной крупе, песке, называть слова на изучаемую букву. Во время урока лепили изучаемую букву из пластилина.
СЛАЙД 15
Делали проектную работу «Моя азбука», где рисовали, наклеивали картинки, записывали буквы, слоги, слова, загадки и т.д. на изучаемую букву.
- А диктант мы учимся записывать так:
(Словарные слова, диктант)
Во время чтения текста применяю различные виды чтения, направленные на развитие комбинированного типа восприятия информации: «чтение в паре», «чтение за ведущим», «выборочное чтение». Прошу нарисовать словесную картинку, изобразить иллюстрацию к заданному эпизоду, сделать аппликацию, вылепить из пластилина и других материалов героя произведения, погрузиться внутрь текста и прожить вместе с героями интересный момент.
Обеспечиваю регулярный процесс поиска дополнительной информации привлекая внимание к родительским библиотекам, к школьным и даже к районным, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестетики могли ни только продемонстрировать свои способности и умения, но и получить удовольствие от полученной информации.
Восприятие условия задачи на уроках математики имеет тоже свои «тайны». Задачка про тройку лошадей, пробежавших 60 км на троих обладает визуальностью, то есть её решение при наличии зрительного образа очевидно. И если бы все задачи обладали визуальностью, было бы очень просто научить всех детей решать математические задачи.
Однако детям с разными типами восприятия, хранения и переработки информации приходится иметь дело с совершенно разными задачами по восприятию условий, по выстраиванию эффективной стратегии решения, разными по способам вычисления и способам предъявления самого решения или результата как набора операций. (стратегия здесь – определённая последовательность внутренних действий, операций).
Во время решения текстовых, комбинаторных задач на уроке математики учу записывать краткое условие в виде таблицы, схемы и даже при помощи рисунка, если ребёнок кинестетик, то ему очень важна картинка, ему, как бы надо быть внутри задачи, быть её компонентом. Именно зрительная установка учителя «рассмотрите схему» позволяет аудиалам и кинестетикам сконцентрировать своё внимание на зрительной, не естественной для них информации.
Она позволяет запустить работу глаз и сделать эту работу не менее важной, чем работа рук и языка. Для визуалов же данная установка будет дополнительным стимулом. А нам с вами кажется очевидным, что работа с чертежом и так подразумевает процесс рассматривания. Для кинестетически ориентированного ребёнка в текстовой форме трудно воспринимать и перерабатывать информацию. Поэтому он в том или ином виде будет «изображать», рисовать условие, как бы сам погружаясь во внутрь задачи, становясь её участником, компонентом.
Так, при решении задач на движение кинестетик на схеме нарисует объект движения: пешехода, велосипед и т.д., а если не рисует, так это потому, что учитель не разрешает в тетради по математике рисовать велосипед и машину.
С первых дней пребывания ребёнка в школе использую упражнения и игры рекомендованные Е.С. Гобовой для развития комбинированного типа восприятия информации. Все они так же учат обучающихся внимательно относиться к информации, воспринимать информацию на слух и понимать её, а так же работать с информацией, представленной в разной форме: в явном виде, в неявном виде, интерпретировать её и обогащать, монологически высказываться, описывать предметы и явления, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а так же формулировать выводы по результатам наблюдений, упорядочивать информацию, подвергать сомнению, преобразовывать из одного вида в другой.
СЛАЙД 16
На конец четвёртого года обучения мои ученики обычно уже легко справляются с проверочными работами, пишут диктанты, изложения, составляют тексты разного типа на заданную тему, умеют решать задачи разного типа. На этапе поиска нужной информации умеют эффективно работать с любым доступным источником: последовательно и правильно вести наблюдение. Получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми, при взаимодействии со сверстниками, работать с книгой, газетной статьёй сужая при этом круг поиска рациональными приёмами деятельности, фиксировать её в тетрадь. На этапе обработки информации уже сейчас умеют отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять текст в соответствии с учебной задачей. На этапе хранения информации эффективно использовать особенности своей памяти.
Изучив методы классификации детей по типам восприятия, переработки и способам хранения информаци, зная, как каждый из учеников воспринимает подаваемый учебный материал мне удаётся найти контакт с ребёнком, понять, какими способами подавать ему учебный материал для освоения, поддерживать внутренний интерес каждого ребёнка к школьной жизни, создать комфортные условия для приобретения учениками учебных универсальных действий.
Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать успешным человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.
Я считаю, что тема и план моей индивидуальной работы по самообразованию «Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования направленных на развитие младшего школьника в процессе формирования УУД» способствует моему самосовершенствованию как учителя и повышает мои профессионально-личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему:"Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе"
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :"Личностно - ориентированный подход в обучении в начальной школе".
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Работа в районном методическом объединении учителей начальных классов
8 лет я являюсь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, оказываю методическую помощь учителям в вопросах ат...
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"
Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...
Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов на тему: "Новая редакция ФГОС НОО: методология, методика, технология."
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагн...