Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС
опыты и эксперименты (4 класс) на тему
В основе ФГОС ООО лежит принцип единства преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Еще раз хочу напомнить, что такое преемственность. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_shmo.doc | 100 КБ |
preemstvennost_osnovnyh_napravleniy.pptx | 118.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
учителей начальных классов по теме:
“Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС”
25.05.2018г.
Учитель начальных классов первой категории:
Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна.
МБОУ СОШ №9
“Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС”
Учитель начальных классов Зайнетдинова Р.Р. (Слайд 1)
Сегодня мы поговорим об обеспечении преемственности в обучении на начальной и основной ступенях обучения в условиях реализации ФГОС ООО.
В основе ФГОС ООО лежит принцип единства преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Еще раз хочу напомнить, что такое преемственность. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. (Слайд 2)
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Послушайте выдержку из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы» - «….главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителя предметники посещают уроки, где понаблюдают за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке. Есть возможность присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Учителя среднего звена имеют возможность обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Они видят, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока.
Необходимо конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая филологическая и естественно – научная терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты. Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.
Итак, необходимо построить единую образовательную среду, которая включает в себя
- Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов
- Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач,
Этот комплекс действий ориентирован на совместно полученный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (Слайд 3)
Алгоритм организации преемственности:
1. Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
3. Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
4. Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл.
6. Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения
7. Определение эффективности – диагностика, анализ (Слайд 4)
Задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе, научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего развития.
Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении - залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков. (Слайд 5)
25.05.2018
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Этот комплекс действий ориентирован на совместно полученный образовательный результат. Единая образовательная среда - Определение единых целей и задач всего коллектива педагогов. Подбор единого комплекса средств (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач.
Алгоритм организации преемственности: 1. Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год ). 2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3. Открытые уроки в 4-м кл . для учителей осн . школы. 4. Совместные уроки в 4-м кл . учителей осн . и нач. школы. 5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл . 6. Открытые уроки в 5-м кл . для метод. объединения 7. Определение эффективности – диагностика, анализ.
Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении - залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительная характеристика видов деятельности учителя начальных классов на уроке в условиях внедрения новых ФГОС
презентация к выступлению на городском методическом объединении...
Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
"Основные направления деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад-презентация для педсовета...
"Основные направления деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад-презентация для педсовета (презентация)...
"Основные направления деятельности учителя - логопеда в системе работы специальной (коррекционной) школы"
Информационный буклет...
Основные направления деятельности учителя предметной области "Искусство" в работе с одаренными детьми в рамках обновленных ФГОС
В 2021-2022 году предметы образовательной области «Искусство» изучают с 1 по 11 класс. Важным аспектом содержания преподавания области «Искусство» в соответствии с принятой Кон...