Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Еще раз хочу напомнить, что такое преемственность. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_shmo.doc100 КБ
Файл preemstvennost_osnovnyh_napravleniy.pptx118.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

учителей начальных классов по теме:

“Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС”

25.05.2018г.

Учитель начальных классов первой категории:

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна.

МБОУ СОШ №9

“Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС”

Учитель начальных классов Зайнетдинова Р.Р. (Слайд 1)

Сегодня мы поговорим об обеспечении преемственности в обучении на начальной и основной ступенях обучения в условиях реализации ФГОС ООО.

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Еще раз хочу напомнить, что такое преемственность. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. (Слайд 2)

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Послушайте выдержку из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы» - «….главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.  В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Учителя предметники  понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения,  в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные   ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителя предметники посещают уроки, где понаблюдают за работой учащихся,  за особенностями работы учителя и учащихся на уроке. Есть возможность  присмотреться к отдельным учащимся,  внимательно понаблюдать за  требованиями  предъявляемыми учителем. Учителя среднего звена имеют возможность обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Они видят, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. А так же,   как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока.

Необходимо конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы  и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.

Опыт работы показывает, что формирование новых знаний  с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая филологическая и естественно – научная   терминология, одновременно это помогает развивать логическое и  аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый  качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и  учителей среднего звена по определению единых требований  к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном     постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,  дают хорошие результаты. Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.  

Итак, необходимо построить единую  образовательную  среду, которая включает в себя

  • Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов
  • Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач,

Этот комплекс действий ориентирован на совместно полученный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (Слайд 3)

Алгоритм организации преемственности:

1. Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)

2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника).

3. Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.

4. Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.

5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл.

6. Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения

7. Определение эффективности – диагностика, анализ (Слайд 4)

Задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе, научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего развития.   
Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении -  залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков. (Слайд 5)

25.05.2018


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС Учитель начальных классов: Зайнетдинова Р.Р.

Слайд 2

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Слайд 3

Этот комплекс действий ориентирован на совместно полученный образовательный результат. Единая образовательная среда - Определение единых целей и задач всего коллектива педагогов. Подбор единого комплекса средств (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач.

Слайд 4

Алгоритм организации преемственности: 1. Образование временного метод. объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год ). 2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3. Открытые уроки в 4-м кл . для учителей осн . школы. 4. Совместные уроки в 4-м кл . учителей осн . и нач. школы. 5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл . 6. Открытые уроки в 5-м кл . для метод. объединения 7. Определение эффективности – диагностика, анализ.

Слайд 5

Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении - залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Основные направления деятельности учителя предметной области "Искусство" в работе с одаренными детьми в рамках обновленных ФГОС

В 2021-2022 году предметы образовательной области «Искусство» изучают с 1 по 11 класс. Важным аспектом содержания преподавания области «Искусство» в соответствии с принятой Кон...