Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk_4_klass.docx | 232.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой. Курс «Занимательный русский язык» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей) для начальной школы.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
На курс «Занимательный русский язык» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 учебных недели), всего 34 часа.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- представление о своей этнической принадлежности;
- становление чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, за великое достояние российского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;
- представление о языке как развивающемся явлении; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-значимые части слова;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;
-признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
- Тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности | Результаты изучения курса | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1 | И снова о русском языке… | И снова о русском языке! Беседа о красоте и богатстве народной речи. | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
2 | Крылатые слова и афоризмы | Беседа о богатстве лексики русского языка | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
3 | Копилка занимательных заданий | Конкурс на знание пословиц и поговорок | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 | ||
4 | Игротека | Играть со словарными словами | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
5 | Об именах | Какие бывают имена? Разнообразие имён и их форм. | Познавательные: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова; Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога | 1 | ||
6 | О русских фамилиях | Древнерусские имена. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно | 1 | ||
7 | В поисках сбежавших головоломок | Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 1 | ||
8 | Игротека | Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 | ||
9 | Мы играем в логогрифы | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов ответов | Регулятивные: планировать решение учебной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; | 1 | ||
10 | Учимся распознавать речевые ошибки | Учимся распознавать речевые ошибки. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно | 1 | ||
11 | Коллекция заморочек | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выражать свои мысли, чувства в словесной форме. Познавательные: понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор. | 1 | ||
12 | Игротека | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; | 1 | ||
13 | Ох уж эти фразеологизмы!... | Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | 1 | ||
14 | Работаем над рифмами | Беседа о рифмах. | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
15 | Словесные забавы | Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова. | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; | 1 | ||
16 | Игротека | Игра «Слова рассыпались» | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | 1 | ||
17 | Продолжаем работу над фразеологизмами | Нахождение фразеологизмов в речи. Замена словосочетаний фразеологизмами. | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям Коммуникативные: выполнять учебные действия, используя речь про себя | 1 | ||
18 | Русские пословицы и поговорки | Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы | Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем: корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | 1 | ||
19 | Ассорти для любителей русского языка | Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно | 1 | ||
20 | Игротека | Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 | ||
21 | И снова о фразеологизмах | Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица) | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 | ||
22 | Однородные члены предложения | Выделение однородных членов предложения | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 | ||
23 | Ошибочка вышла!... | Решение занимательных заданий | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 | ||
24 | Игротека | Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.) | 1 | ||
25 | Про омонимы и их разновидности | Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. | Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста. Коммуникативные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции. Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций | 1 | ||
26 | Еще немного фразеологизмов | Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. | Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста | 1 | ||
27 | В стране Перевертундии | Решение занимательных заданий | Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 | ||
28 | Игротека | Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); | 1 | ||
29 | Что такое «паронимы» | Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | 1 | ||
30 | Запоминаем словарные слова | Игры со словарными словами | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 | ||
31 | 31 июня | Решение занимательных заданий | Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника, в памятках); Познавательные: ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника); Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 | ||
32 | Игротека | Повторение: паронимы, словарные слова | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Познавательные: работать с графической информацией Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника | 1 | ||
33 | Повторяем… | Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы. Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки. | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 | ||
34 | Повторяем… | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 | |||
Итого | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Программа курса РПС (развитие познавательных способностей), Л. Мещенкова.
- Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое пособие. 4 класс.
- Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. 2 части. 4 класс.
- С.А. Сидорова «Игры-загадки на уроках русского языка в начальной школе».
- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников».
- Т.В. Розе. Большой фразеологический словарь для детей.
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса.
Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях.
Словари всех типов по русскому языку.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
- Материалы: бумага (писчая).
Экранно-звуковые пособия
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».
Технические средства
- Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Персональный компьютер.
- Проектор.
- Интерактивная доска.
Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательный русский язык" 3 класс УМК Школа России
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов "Занимательный русский язык". Годовое планирование для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс...