Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk_2_klass.docx | 347.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» для 2-х классов составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
- Основная образовательная программа общего образования;
- Положение о рабочих программах;
- На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2».
Рабочая программа «Занимательный русский язык» предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная программа имеет научно-познавательную направленность. Занятия направлены на углублённое изучение русского языка.
Цели и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
- обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Общая характеристика курса
Данный курс позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному русскому языку» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
«Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
- Продолжение работы над темой.
«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, рефлексивные листы, конкурсы, олимпиады, самооценка, портфолио.
Содержание курса
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Фразеологизмы.
Теория: знакомство со значением фразеологизмов.
Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.
Тема 6. Словарные слова.
Практика: грамотное написание словарных слов.
Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы.
Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов.
Тема 8. Загадки.
Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.
Тема 9. Текст.
Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста.
Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.
Тема 10. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
3.Тематический план для 2 класса.
№ | Дата/ план | Дата/ факт | Тема занятия | Вид деятельности | Воспитание качеств |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях | Любовь к родному языку | ||
2 | Что такое лексика. | Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Разыгрывать риторические игры. | Любовь и уважение к родному языку | ||
3 | Однозначные и многозначные слова. | Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. | Формирование читательской культуры | ||
4 | Игротека. | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. | Любовь и уважение к школе | ||
5 | Слова-братья. | Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. | Любовь к природе | ||
6 | Слова наоборот. | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. | Любовь и уважение к школе | ||
7 | Пословица недаром молвится. | Называть языковые знаки. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. | Любовь к родному языку | ||
8 | Игротека. | Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. | Бережное отношение к книгам | ||
9 | И снова пословицы. | Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. | Уважение к русским традициям | ||
10 | Играем со словарными словами. | Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. | Бережное отношение к книгам | ||
11 | Анаграммы. | Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной | Чувство доброты, отзывчивость | ||
12 | Игротека. | ||||
13 | Секреты некоторых букв. | Сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Бережное отношение к своему здоровью | ||
14 | Шарады, анаграммы, метаграммы. | Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. | Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания | ||
15 | Ещё раз о синонимах и антонимах. | Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. | Совестливость, честность, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими | ||
16 | Игротека. | Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Щедрость и доброта | ||
17 | Слова, обозначающие предметы. | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. | Любовь к родному языку | ||
18 | Слова, обозначающие действия предметов. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. | Формирование читательской культуры | ||
19 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. | Любовь и уважение к школе | ||
20 | Игротека. | Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. | Любовь к родному языку | ||
21 | Текст. Тема. Главная мысль. | Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать текст и набор предложений | Любовь к родному языку | ||
22 | Заголовок – всему голова. | Определять тему текста. Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Формирование читательской культуры | ||
23 | Работаем с фразеологизмами. | Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте. Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях. | Любовь и уважение к школе | ||
24 | Игротека. | Выделять незнакомые слова в тексте. Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. | Любовь к родному языку | ||
25 | И снова пословицы. | Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке. Выделять начало, основную часть, конец текста. | Формирование читательской культуры | ||
26 | Ещё раз о фразеологизмах. | Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. | Любовь и уважение к школе | ||
27 | Русские народные загадки. | Называть изученные признаки текста. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года. | Бережное отношение к книгам | ||
28 | Игротека. | Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. | Чувство доброты, отзывчивость | ||
29 | И вновь словарные слова. | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Различать звуки и буквы. | Бережное отношение к своему здоровью | ||
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. | Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания | ||
31 | Слова, называющие качество характера. | Распознавать условные обозначения звуков речи. | Бережное отношение к книгам | ||
32 | Игротека. | Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию. | Бережное отношение к книгам | ||
33 | Повторяем изученное. | Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию. обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Чувство доброты, отзывчивость | ||
34 | Викторина «Грамматейка». | Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. | Бережное отношение к своему здоровью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательный русский язык" 3 класс УМК Школа России
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов "Занимательный русский язык". Годовое планирование для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс...