Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk_1_klass.docx | 202.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский» в 1 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.
Программа данного курса представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. В первом классе 33 часа (1 час в неделю)
Цель и задачи программы
Цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи:
- Развитие лингвистических компетенций учащихся.
- Формирование любви и уважения к русскому языку.
- Развитие познавательных способностей младших школьников
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
- Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
2.Содержание программы
1 класс
- Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
- Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
- В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
- Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
- Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
- Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
- Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
- Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
- Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
- Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
- Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
- Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
- Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
- Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
- Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
- Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
- Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
- Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
- Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
- Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
- Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
- Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
- Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
- Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
- О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
- О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
- Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
- Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
- Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
- Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
- Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
- Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
- Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
3.Календарно - тематическое планирование 1 класс
№ урока | Тема | Вид деятельности | Воспитание качеств | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1 | Речь устная и письменная | Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях | Любовь к родному языку | 1 | ||
2 | Что такое слово? | Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. | Формирование читательской культуры | 1 | ||
3 | В мире звуков | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить . | Любовь и уважение к школе | 1 | ||
4 | Игротека | Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. | Любовь к природе | 1 | ||
5 | Звуки и буквы – не одно и то же | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. | Любовь и уважение к школе | 1 | ||
6 | Что такое метаграммы? | Называть языковые знаки. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. | Любовь к родному языку | 1 | ||
7 | Жили были гласные и согласные | Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. | Бережное отношение к книгам | 1 | ||
8 | Игротека | Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. | Уважение к русским традициям | 1 | ||
9 | Волшебник Ударение. | Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. | Бережное отношение к книгам | 1 | ||
10 | Такие разные согласные | Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной | Чувство доброты, отзывчивость | 1 | ||
11 | Такие разные, разные согласные | задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Бережное отношение к своему здоровью | 1 | ||
12 | Игротека | Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. | Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания | 1 | ||
13 | Русские народные загадки | Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. | Совестливость, честность, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими | 1 | ||
14 | Зачем шипят шипящие? | Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Щедрость и доброта | 1 | ||
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. | Любовь к родному языку | 1 | ||
16 | Игротека | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. | Формирование читательской культуры | 1 | ||
17 | Привет, пословица! | Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. | Любовь и уважение к школе | 1 | ||
18 | Поговорим о предложении | Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. | Любовь к родному языку | 1 | ||
19 | Еще немного о предложении | Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать текст и набор предложений | Любовь к родному языку | 1 | ||
20 | Игротека | Определять тему текста. Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Формирование читательской культуры | 1 | ||
21 | Знакомимся с анаграммами | Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте .Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях. | Любовь и уважение к школе | 1 | ||
22 | Что такое текст? | Выделять незнакомые слова в тексте. Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. | Любовь к родному языку | 1 | ||
23 | Что мы пишем с большой буквы? | Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке. Выделять начало, основную часть, конец текста. | Формирование читательской культуры | 1 | ||
24 | Игротека | Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. | Любовь и уважение к школе | 1 | ||
25 | О безударных гласных | Называть изученные признаки текста. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года. | Бережное отношение к книгам | 1 | ||
26 | О парных звонких и глухих согласных | Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. | Чувство доброты, отзывчивость | 1 | ||
27 | Слова - приятели | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Различать звуки и буквы. | Бережное отношение к своему здоровью | 1 | ||
28 | Игротека | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. | Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания | 1 | ||
29 | Слова – неприятели | Распознавать условные обозначения звуков речи. | Бережное отношение к книгам | 1 | ||
30 | Волшебное слово предлог | Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию. | Бережное отношение к книгам | 1 | ||
31 | Что за зверь такой - фразеологизм? | Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию. обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. | Чувство доброты, отзывчивость | 1 | ||
32 | Игротека. | Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. | Бережное отношение к своему здоровью | 1 | ||
33 | Учимся различать слова разных частей речи | Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Разыгрывать риторические игры. | Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательный русский язык" 3 класс УМК Школа России
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов "Занимательный русский язык". Годовое планирование для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс...