Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс
рабочая программа (1 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk_1_klass.docx202.06 КБ

Предварительный просмотр:

G:\РПВ Титульники\Scan0012.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский» в 1 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.

                Программа данного курса представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. В первом классе 33 часа (1 час в неделю)

                Цель и задачи программы

Цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи:

  • Развитие лингвистических компетенций учащихся.
  • Формирование любви и уважения к русскому языку.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников
  • Развитие творческих способностей младших школьников.
  • Расширение кругозора учащихся.

                        1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

2.Содержание программы

1 класс

  1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

  1. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

  1. В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

  1. Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

  1. Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

  1. Что такое метограммы?

Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.

  1. Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

  1. Игротека

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.

  1. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

  1. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

  1. Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

  1. Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

  1. Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

  1. Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

  1. Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

  1. Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

  1. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

  1. Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

  1. Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

  1. Игротека

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

  1. Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

  1. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

  1. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

  1. Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

  1. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

  1. О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

  1. Слова - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы  кданным словам, находить среди слов синонимичные пары

  1. Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

  1. Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

  1. Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

  1. Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

  1. Игротека.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

  1. Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

3.Календарно - тематическое планирование 1 класс

№ урока

Тема

Вид деятельности

Воспитание качеств

Кол-во часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

Речь устная и письменная

Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Любовь к родному языку

1

2

Что такое слово?

 Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

Формирование читательской культуры

1

3

В мире звуков

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить .

Любовь и уважение к школе

1

4

Игротека

 Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Анализировать высказывание с точки зрения его

соответствия речевой задаче.

Любовь к природе

1

5

Звуки и буквы – не одно и то же

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Различать знаки-символы и знаки-копии.

Любовь и уважение к школе

1

6

Что такое метаграммы?

 Называть языковые знаки.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Любовь к родному языку

1

7

Жили были гласные и согласные

 Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Бережное отношение к книгам

1

8

Игротека

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Уважение к русским традициям

1

9

Волшебник Ударение.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Бережное отношение к книгам

1

10

Такие разные согласные

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной

Чувство доброты, отзывчивость

1

11

Такие разные, разные согласные

 задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя.

Бережное отношение к своему здоровью

1

12

Игротека

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания

1

13

Русские народные загадки

Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Совестливость, честность, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими

1

14

Зачем шипят шипящие?

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Щедрость и доброта

1

15

Познакомьтесь: алфавит!

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Любовь к родному языку

1

16

Игротека

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Формирование читательской культуры

1

17

Привет, пословица!

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Любовь и уважение к школе

1

18

Поговорим о предложении

 Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Любовь к родному языку

1

19

Еще немного о предложении

 Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Различать текст и набор предложений

Любовь к родному языку

1

20

Игротека

Определять тему текста. Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать

контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Формирование читательской культуры

1

21

Знакомимся с анаграммами

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте .Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях.

Любовь и уважение к школе

1

22

Что такое текст?

Выделять незнакомые слова в тексте.

Выяснять значение непонятных слов.

Определять основную мысль текста.

Любовь к родному языку

1

23

Что мы пишем с большой буквы?

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.

Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке.

Выделять начало, основную часть, конец текста.

Формирование читательской культуры

1

24

Игротека

 Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач.

Любовь и уважение к школе

1

25

О безударных гласных

 Называть изученные признаки текста.

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года.

Бережное отношение к книгам

1

26

О парных звонких и глухих согласных

 Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.

Чувство доброты, отзывчивость

1

27

Слова  - приятели

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Различать звуки и буквы.

Бережное отношение к своему здоровью

1

28

Игротека

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания

1

29

Слова – неприятели

 Распознавать условные обозначения звуков речи.

Бережное отношение к книгам

1

30

Волшебное слово предлог

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию.

Бережное отношение к книгам

1

31

Что за зверь такой  - фразеологизм?

 Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию. обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Чувство доброты, отзывчивость

1

32

Игротека.

 Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Бережное отношение к своему здоровью

1

33

Учимся различать слова разных частей речи

 Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Разыгрывать риторические игры.

Любовь и уважение к природе, чувство сопереживания

1

                                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"

Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс

Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1- 4 классов "Занимательный русский язык". Годовое планирование для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 4 класс...