Проект по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
проект (4 класс)
Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего необходимо планировать свой семейный бюджет? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье: и семьям с большим достатком, и со скромными доходами, опытными молодым. Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. В настоящее время обучение формированию и грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, что тема семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.
Во все времена перед людьми вставал вопрос: «Как лучше всего распорядиться своими денежными сбережениями, чтобы не только сохранить их, но и приумножить?». И если многие знают, как их сберечь, то как приумножить для многих людей остается весьма актуальным вопросом.
Учащиеся 3-4 класса – это дети, не всегда могут самостоятельно зарабатывать деньги и ими распоряжаться. Поэтому уже сейчас необходимо познакомить учащихся со способами зарабатывания денежных средств, настроить их на ответственное отношение к размещению своих сбережений и сбережений своих будущих семей.
В этом состоит актуальность данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_finansovoy_gramotnosti.doc | 213.5 КБ |
1 | 2.34 МБ |
2 | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Читинский филиал РАНХиГС
методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего образования
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка учебного занятия по теме
«Семейный бюджет»
Проект: «Где и как можно встретить Новый год?!»
Авторы работы:
Александрова Татьяна Яновна- учитель начальных классов,
МБОУ «Верхнекодунская СОШ» Кижингинского района
Бальжинимаева Бальжидма Намсараевна-учитель начальных классов,
МБОУ Ушхайтинская начальная школа-детский сад
Кижингинского района
Будожапова Светлана Владимировна учитель начальных классов,
МБОУ «КСОШ имени Хоца Намсараева» Кижингинского района
Гомбожапова Зинаида Савельевна–учитель начальных классов, МБОУ «Можайская СОШ» Еравнинского района
Нимаева Оюн Доржиевна-учитель начальных классов, МБОУ «Можайская СОШ» Еравнинского района
Халтурина Ольга Борисовна-учитель начальных классов,
МБОУ «Онохойская СОШ №2» Заиграеввского района
Шойенова Дарима Валерьевна-учитель начальных классов,
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат СОО» Кижингинского района
Чимитдоржиева Римма Александровна – учитель начальных классов
МБОУ «Леоновская СОШ» Кижингиский район
проект допущен к защите
Администратор ММЦ _Цыдыптарова Я. В.
Улан-Удэ 2021
Введение
Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего необходимо планировать свой семейный бюджет? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье: и семьям с большим достатком, и со скромными доходами, опытными молодым. Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. В настоящее время обучение формированию и грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, что тема семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.
Во все времена перед людьми вставал вопрос: «Как лучше всего распорядиться своими денежными сбережениями, чтобы не только сохранить их, но и приумножить?». И если многие знают, как их сберечь, то как приумножить для многих людей остается весьма актуальным вопросом.
Учащиеся 3-4 класса – это дети, не всегда могут самостоятельно зарабатывать деньги и ими распоряжаться. Поэтому уже сейчас необходимо познакомить учащихся со способами зарабатывания денежных средств, настроить их на ответственное отношение к размещению своих сбережений и сбережений своих будущих семей.
В этом состоит актуальность данной темы.
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного мероприятия для обучающихся 3-4 класса по теме «Где и как можно встретить Новый год?!».
Задачи проекта
• Изучить ресурсы по данному вопросу.
• Отобрать информацию по данной теме.
• Создать условия для формирования у обучающихся представлений о бюджете семьи.
• Формировать навыки ответственности при совершении финансовых операций.
Основная часть
- Общая характеристика занятий
Характеристика условий реализации проекта:
Объект:
Участники проекта: обучающиеся 3-4 класса, учитель
Название направления «Финансовая грамотность»
Тема: «Где и как можно встретить Новый год?! »
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Тип занятия: комбинированное, групповое занятие
Форма проведения занятия: тематическая интеллектуальная игра.
Место занятия: урок-игра в разделе «Семейный бюджет»
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, альбомные листы, клей, фломастеры, калькуляторы для работы в группах, заготовки из самоклеящейся бумаги
- Методическая характеристика занятия
Цели занятия: формирование понятия о семейном бюджете и экономии, рассмотреть источники доходов и направления расходов семьи.
Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: «семейный бюджет», «зарабатывать, сохранять, преумножать, экономить ».
Задачи:
- научить анализировать бюджет семьи;
-рассмотреть статьи доходов и расходов семьи;
-научить составлять финансовый план семьи;
-составлять собственный план расходов
Предметные образовательные результаты:
- Усвоение понятий по теме: семейный бюджет, экономия.
- Закрепление понятий по теме: доход, расход.
- Овладение предметными умениями: сравнивать доходы и расходы и принимать решения; составлять семейный бюджет на условных примерах, находить способы экономии.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Основные понятия: «бюджет», «доход», «расход», «экономия»
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие
(предложить детям выбрать по монетке)
Актуализация знаний: Мотивация. Обсуждение базовых понятий
Инсценировка (мама и сын разговаривают по телефону)
Получила я зарплату, отправляюсь в магазин.
Что купить тебе сыночек?
Отвечает маме сын:
«Ты купи мне самолёт, а ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краску,
Маску, сказки и салазки;
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь, мама,
Чупа-чупс себе купить!
- Что можно сказать о мальчике?
- Чего он не знает?
- Чему ему нужно научиться?
1)Ребусы:
Антоним к слову ДОХОД – РАСХОД
2) Вопросы:
- Что такое доход?
- Что такое расход?
3) Прием «Кластер» (у доски работают четверо учащихся парами)
- Из чего складывается доход семьи? (зарплата, пенсия, стипендия, премия…)
- Из чего складываются расходы семьи? (коммунальные платежи, питание, проезд, покупка одежды и обуви, прочие покупки)
4) Игра «Расход - доход» (фронтально со всем классом)
Папа получил премию (доход)
Взяли кредит в банке (доход)
Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему)
Мама заплатила штраф (расход)
Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)
Потеряли кошелёк (расход)
Продали картофель с дачного участка (доход)
Нашли 100 рублей (доход)
Сдали пальто в химчистку (расход)
Заплатили за воду (расход)
III. Введение в тему
- Ребята, а кто-нибудь из вас слышал, какими еще словами родители называют дома доходы и расходы? (отвечают)
- Распределите доход каждого члена семьи в порядке возрастания и получите слово, которым можно назвать доходы и расходы семьи
Т - Папа работает машинистом и получает зарплату 35 000 р
Е - Мама работает учителем в школе и получает зарплату 21 000 р
Д - Бабушка получает пенсию 10 000 р
Ж - Дедушка получает пенсию 12 000 р
Б - Сын 9 лет на карманные деньги купил лотерейный билет и выиграл 300 р
Ю - Дочь получает стипендию 2 000 р
- Прочитайте получившееся слово (БЮДЖЕТ)
Что бы жизнь была прекрасна,
Это вовсе не секрет,
И в семье и в государстве
Должен быть всегда бюджет!
- Вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы, работа со словарем)
- Слово «бюджет» пришло к нам из англ. budget «бюджет» (с 1432 г.) через ст.-франц. bougette «сумка, кошелёк».
Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
- Можно ли сравнить бюджет с кошельком? (да: туда мы складываем деньги и оттуда берем их, чтобы приобрести что-то необходимое).
- Как вы думаете, нужно ли сопоставлять доходы и расходы семьи и почему?
- Сегодня мы познакомимся с правилами составления семейного бюджета.
IV. Совместная деятельность
А) Формирование умений производить расчеты и сравнивать
Далее дети делятся на группы в соответствии с выбранными монетками
Практическая задача:
Михайловы, Бадмаевы и Базаровы живут в городе Улан-Удэ. В каждой семье есть дети, которые учатся в одном классе. В один из летних выходных появилась идея встретить Новый год на Байкале. Все идею поддержали. Но для этого нужно каждой семье составить и рассмотреть статьи доходов и расходов.
1 задание - моделирование «Бюджет семьи»
Бюджет можно сравнить с весами: на одной чаше – доходы, на другой - расходы.
(Дети получают раздаточный материал: рисунок с весами, бумагу для записей, клей, фломастеры, калькуляторы для проведения расчетов и текст задачи. Решение оформляют в виде рисунка с изображением весов)
1 группа В семье Михайловых проживают папа, мама и сын 10 лет. Доход папы составляет 25 тысяч в месяц, доход мамы равен 10 тысячам в месяц. За коммунальные услуги они платят 4 тыс. рублей, на питание откладывают 12 тыс. рублей, на школьные обеды сына уходит 1,5 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. рублей, на остальные нужды семья тратит около 8 тыс. рублей. Какая сумма остается?
(25 000 + 10 000) – 4 000 – 12 000 – 2 000 – 8000 – 1 500 = 7 500
Итого: доходы превышают расходы
2 группа: В семье Бадмаевых живут бабушка, дедушка, мама, папа и дочь 9 лет. Бабушка получает пенсию 8,5 тысяч рублей, дедушка тоже пенсионер и получает 12 тысяч, папа получает зарплату 20 тысяч, а мама получает 10 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят зимой 5 тыс. рублей, на питание откладывают 20 тыс. руб, проезд обходится в 3 тыс. руб., на лекарства 8 тыс. рублей, на английский язык уходит в месяц 2,5 тыс. рублей, 2 тыс. рублей платят в студию танцев, на прочие нужды семье требуется не менее 10 тыс. рублей в месяц. Какая сумма остается?
(8 500 + 12 000 + 20 000 + 9 500) – 5 000 – 20 000 – 3 000 – 8 000 – 2 500 – 2 000 – 10 000 = - 500
Итого: доходы меньше расходов
3 группа: В семье Базаровых папа и мама работают, а двойняшки Петя и Наташа учатся в 3 классе. Зарплата родителей составляет: мама 15 тыс. рублей, папа17 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят 5 тыс. рублей, на питание откладывают 15 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. руб., так как школа находится в шаговой доступности от дома, на прочие нужды семья тратит порядка 10 тыс. рублей. Какая сумма остается?
(17 000 + 15 000) – 5 000 – 15 000 – 2 000 – 10 000 = 0
Итого: доходы равны расходам
Знают взрослые и дети
Если деньги есть в бюджете
Значит, легче будет жить –
Этим надо дорожить!!!
ВЫВОД:
- Какой вывод можно сделать по итогам 1 задания?
(на Байкал поедет семья Михайловых)
- А как же поступить остальным, чтобы тоже поехать?
(рассчитывать бюджет и экономить)
- А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?
А теперь давайте вместе
Из бюджета по частям
Мы разделим наши средства
По самым главным отраслям!
Б) Формирование умения оценивать свои ежемесячные расходы и соотносить потребности и желания с финансовыми возможностями
Задание 2
- Распределите в таблицу обязательные и необязательные расходы.
Обязательные расходы | Необязательные расходы | добавить свои примеры. |
Электричество, налоги, телефон, сумочка, планшет, туфли, газ, интернет, вода, платье, домофон, сотовая связь.
Вывод:
- А можно ли сэкономить на обязательных расходах? Как?
Мозговой штурм (каждая команда вносит свое предложение)
- установить на унитаз двойную кнопку
- стирать только при полной загрузке машины
- установить энергосберегающие лампочки
- по вечерам собираться всем в одной комнате
- утеплить окна и т.д.
Видеофрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы» Серия «Умение экономить»
- Мы все же хотим, чтобы Бадмаевы и Базаровы тоже поехали на Байкал. Как им правильно поступить? (научиться экономить на питании и прочих расходах семьи)
Задание 3
Практикум «Учимся экономить»
2 группа (экономия питания в семье Бадмаевых)
Интерактивная игра «Поход в продуктовый магазин»
(На слайде представлена корзина с продуктами, которые Бадмаевы приобрели в обычный будний день)
Молоко, торт, хлеб, сыр, чипсы, конфеты, яблоки, лимонад, мясо, мороженое, сосиски, каша…
- Что из приобретенного можно было не покупать?
- Сколько денег могла бы экономить семья Бадмаевых за один поход в магазин?
3 группа (экономия на прочих расходах в семье Базаровых)
- Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов.
Подарки друзьям
Игрушки
Кино
Бассейн
Чипсы, кола
Сотовая связь
Пиццерия
Батутный парк
Обувь
Одежда
Булочки в школьной столовой
Компьютерные игры
Парикмахерская
Аттракционы в торговом центре
Суши-роллы с доставкой
Такси
Посещение стоматолога
Школа танцев
Аксессуары
Канцтовары
1 группа – творческое задание Советы «Как сэкономить семейный бюджет»
-Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? Составьте свои рекомендации, в случае затруднения можете воспользоваться готовым списком. Оформите в виде плаката, коллажа или буклета.
Список советов по экономии семейного бюджета
Совет
Ваш выбор
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
Пользуйтесь услугами доставки горячей пищи
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
Бережно относись к своим вещам
Чаще пользуйтесь услугами такси
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
По итогам каждая группа представляет результаты своей работы
- В каком случае семья может запланировать и совершить поездку на Байкал? Какой вывод можно сделать по итогам вашей сегодняшней работы?
Вывод – необходимость регулярного контроля семейных расходов - основа финансового благополучия семьи. Экономить должен каждый член семьи.
(чтобы семьи Бадмаевых и Базаровых поехали на встречу Нового года на Байкале, нужно сократить расходы.)
V. Рефлексия «Копилка знаний»
- В начале занятия каждый из вас взял монетку. Подумайте еще раз над темой занятия, вспомните все, что делали, о чем узнали. Если тема занятия, его содержание для вас интересны и важны, опустите свою монетку в нашу копилку знаний
Я узнал…
Мы научились…
VI. Итоги
Работа над проектом помогла понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.
Сегодня мы с вами в процессе игры учились рассчитывать семейный бюджет и экономить. А ваши родители это делают каждый месяц, только не в процессе игры, а в реальной жизни. Они зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
VII. Обсуждение домашнего задания
Рассчитать, какие расходы несет семья на школьника, и предложить пути экономии.
Провести семейный совет и составить план экономии и уменьшения расходов. Следуя плану, подсчитать экономию за месяц.
Эксперимент «Мой личный бюджет»
Подготовить презентацию к уроку и раздаточный материал.
Список литературы
Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. – Л., 2001
Кушина И.В., Кушин Н.А. Домашняя экономика – Тула, 1998
Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 2003
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. – Самара:
Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебнаялитература», 2006г.
Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.:Книжный мир, 2003 — 895 с.»
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный
экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,
2007 — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
http://economsovet.ru/anatomiya-semejnogo-byudzheta.html
http://poiskslov.com/word/бюджет/
http://mir-detej.kiev.ua/dengi-i-deti.php
http://www.vospitaj.com/blog/deti-i-dengi/
http://www.stranamam.ru/article/4344566/
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302907
Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999.
Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – JuniorAchievementRussia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004.
Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг./ Г.Д.Гловели. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2-4 классы общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- http://neg-ufa.ru
- http://infourok.ru
- http://bankirio.inf.ua
- http://dszn.sev.gov.ru
Этап | Действие учителя | Действие учащихся | Ресурс | Социальная форма | Время |
| Распределение на 3 группы (предложить детям выбрать по монетке) | Делятся на группы | - | фронтальная | 3мин |
| Мотивация. Обсуждение базовых понятий | Инсценировка стихотворения | - | Фронтальная | 5мин |
| Создает проблемную ситуацию | Разгадывают ребус | Слайд презентации | групповая | 5 мин |
4.Практическая Деятельность | Координирует деятельность учащихся | Рассчитывают бюджет семьи | Листы, карточки, с заданиями | групповая | 17мин |
5.Подведение итогов Рефлексия | Подведение итогов (Оценивание монетами) | Рефлексия | Слайд презентации | Групповая, индивидуальная | 5 мин |
Глоссарий
Бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Доход семьи - это деньги, материальные ценности, которые получают все члены семьи.
Расход – это сумма затрат, которые необходимы для содержания хозяйства.
Экономия - бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит уменьшение расходов, затрат.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного мероприятия для обучающихся 3-4 класса «Где и как можно встретить Новый год?!». Задачи проекта: Изучить ресурсы по данному вопросу. Отобрать информацию по данной теме. Создать условия для формирования у обучающихся представлений о бюджете семьи. Формировать навыки ответственности при совершении финансовых операций.
Характеристика методической разработки: Характеристика условий реализации проекта: Участники проекта: обучающиеся 3-4 класса, учитель Название направления : «Финансовая грамотность» Тема: « Где и как можно встретить Новый год?» Вид деятельности учащихся : внеурочная деятельность Тип занятия: комбинированное, групповое занятие Форма проведения занятия: тематическая интеллектуальная игра. Место занятия: урок-игра в разделе «Семейный бюджет» Оборудование : персональный компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в группах, альбомные листы, клей, фломастеры, калькуляторы для работы в группах, заготовки из самоклеящейся бумаги.
Методическая характеристика Цели занятия: формирование понятия о семейном бюджете и экономии, рассмотреть источники доходов и направления расходов семьи. Усвоение понятий по теме: «семейный бюджет», «зарабатывать, сохранять, преумножать, экономить». Задачи: - научить анализировать бюджет семьи; - рассмотреть статьи доходов и расходов семьи; - научить составлять финансовый план семьи; - составлять собственный план расходов.
Планируемые результаты Метапредметные: Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные: понимание цели своих действий; составление простых планов с помощью модератора; проявление познавательной инициативы; оценка правильности выполнения действий; адекватное восприятие предложений товарищей. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Семья
Расход Доход Зарплата Пенсия Стипендия Премия Коммунальные платежи Прочие покупки Покупка одежды и обуви Проезд
Игра «Доход-расход»
12000 рублей 35000 рублей 300 рублей 2000 рублей 21000 рублей 10000 рублей Т Ю Б Ж Д Е
Ю Б Д Ж Е Т
БЮДЖЕТ Деньги, которые кладут- это доходы . Деньги, которые тратят- это расходы
« Бюджет» - это доходы и расходы семьи за определенный период времени Термин «бюджет» пришёл из Англии, дословно он означал «кожаный мешок» Понятие «бюджет» имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Бюджет есть у государства, области, города, фирмы, семьи.
Расчет бюджета семьи
Практическая задача Михайловы, Бадмаевы и Базаровы живут в Улан-Удэ. В каждой семье есть дети, которые учатся в одном классе. В один из летних выходных появилась идея встретить Новый год на Байкале. Все идею поддержали. Но для этого нужно каждой семье составить и рассмотреть статьи доходов и расходов.
Бюджет семьи
2 группа Семья Бадмаевых 3 группа Семья Базаровых 1 группа Семья Михайловых
1 группа В семье Михайловых проживают папа, мама и сын 10 лет. Доход папы составляет 25 тысяч в месяц, доход мамы равен 10 тысячам в месяц. За коммунальные услуги они платят 4 тыс. рублей, на питание откладывают 12 тыс. рублей, на школьные обеды сына уходит 1,5 тыс. рублей, проезд обходится в 2 тыс. рублей, на остальные нужды семья тратит около 8 тыс. рублей. Какая сумма остается?
Итого: доходы превышают расходы (25 000 + 10 000) – 4 000 – 12 000 – 2 000 – 8000 – 1 500 = 7 500
2 группа : В семье Бадмаевых живут бабушка, дедушка, мама, папа и дочь 9 лет. Бабушка получает пенсию 8500 рублей, дедушка тоже пенсионер и получает 12 тысяч, папа получает зарплату 20 тысяч, а мама получает 10 тыс. рублей. За коммунальные услуги они платят зимой 5 тыс. рублей, на питание откладывают 20 тыс. руб, проезд обходится в 3 тыс. руб., на лекарства 8 тыс. рублей, на английский язык уходит в месяц 2500 рублей, 2 тыс. рублей платят в студию танцев, на прочие нужды семье требуется не менее 10 тыс. рублей в месяц. Какая сумма остается?
Итого: доходы меньше расходов (8 500 + 12 000 + 20 000 + 9 500) – 5 000 – 20 000 – 3 000 – 8 000 – 2 500 – 2 000 – 10 000 = - 500
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итого: доходы равны расходам 17 000 + 15 000) – 5 000 – 15 000 – 2 000 – 10 000 = 0
Знают взрослые и дети Если деньги есть в бюджете Значит, легче будет жить – Этим надо дорожить!!!
3. А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? 1 . Какой вывод можно сделать по итогам 1 задания? Ответ: На Байкал поедет семья Михайловых 2. А как же поступить остальным, чтобы тоже поехать? Ответ: Рассчитывать бюджет и экономить ВЫВОД:
А теперь давайте вместе Из бюджета по частям Мы разделим наши средства По самым главным отраслям!
Обязательные расходы Необязательные расходы Вода Электричество Газ Налоги Сотовая связь Интернет Домофон Туфли Планшет Телефон Платье Сумочка
Можно ли сэкономить на обязательных расходах? Как?
Мозговой штурм
Мозговой штурм - установить на унитаз двойную кнопку - стирать только при полной загрузке машины - установить энергосберегающие лампочки - по вечерам собираться всем в одной комнате - утеплить окна и т.д.
Видеофрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы» Серия «Умение экономить»
Задание 3 Практикум «Учимся экономить»
Игра «Поход в продуктовый магазин» молоко – 45 руб торт – 110 руб хлеб – 25 руб сыр – 110 руб чипсы – 60 руб конфеты – 50 руб яблоки – 60 руб лимонад – 20 руб Мясо – 200 руб мороженое – 30 руб сосиски – 200 руб каша – 25 руб - Что из приобретенного можно было не покупать? - Сколько денег могла бы экономить семья Бадмаевых за один поход в магазин?
3 группа (экономия на прочих расходах в семье Базаровых) Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов . Подарки друзьям Игрушки Кино Бассейн Чипсы, кола Сотовая связь Пиццерия Батутный парк Обувь Одежда Булочки в школьной столовой Компьютерные игры Парикмахерская Аттракционы в торговом центре Суши-роллы с доставкой Такси Посещение стоматолога Школа танцев Аксессуары Канцтовары
1 группа – творческое задание Советы «Как сэкономить семейный бюджет» Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? Составьте свои рекомендации, в случае затруднения можете воспользоваться готовым списком. Оформите в виде плаката, коллажа или буклета. Список советов по экономии семейного бюджета Ваш совет и выбор
«Как сэкономить семейный бюджет» Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону Пользуйтесь услугами доставки горячей пищи Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов Уходя из дома, выключайте свет Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику Бережно относись к своим вещам Чаще пользуйтесь услугами такси После похода в магазин оставляйте сдачу себе .
Вывод – необходимость регулярного контроля семейных расходов - основа финансового благополучия семьи. Экономить должен каждый член семьи. Ответ: Чтобы семьи Бадмаевых и Базаровых поехали на встречу Нового года на Байкале, нужно сократить расходы
Рефлексия Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали? Что полезного вы взяли для себя?
Немецкий философ Бертольд Авербах: «Нажить много денег- храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать- искусство»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ресурсы Методическое обеспечение: 1. Финансовая грамотность. Гловели Г. Д., Материалы для учащихся. 4 класс. М.:Вита-Пресс, 2014 г. 2. Финансовая грамотность. Корлюгова Ю. Н. Учебная программа. 2-4 классы. М.:Вита-Пресс, 2014 г. 3. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г. 4. Финансовая грамотность: рекомендации для родителей. 2-4 классы. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой бюджет" (Повышение финансовой грамотности учащихся)
Проект "Мой бюджет" предназначен для работы с учащимися 2-4 классов. Может быть использован в рамках изучения внутрипредметных модулей (у нас в математике есть модуль "Задачи гнома Эконома") или во вн...
Проект по финансовой грамотности: «Путешествие в мир денег»
Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить для себя связь между работай, зароботком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансо...
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
Проект "Рациональное использование семейного бюджета"
Основное содержание проекта направлено на разработку внеурочного занятия, игры-квеста, «Рациональное использование семейного бюджета»....
Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы" для учащихся 1-4 классов
Формирование первоначальных представлений о семейном бюджете...
Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы", 2 класс
Начиная учиться в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. В своей...