Проект по финансовой грамотности: «Путешествие в мир денег»
план-конспект занятия (4 класс)

Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить для себя связь между работай, зароботком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения.

Детей необходимо учить управлять деньгами, приучать к бережному отношению к деньгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanyatiya.docx65.85 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

 

Проект по финансовой грамотности:

«Путешествие в мир денег»

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

7

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

14

ПРИЛОЖЕНИЯ

16


ВВЕДЕНИЕ

Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации. Сейчас это стало особенно актуальным и ярко проявленным. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Для того чтобы ребенок понимал, в какой финансовой ситуации находится семья, желательно не только в школе, но и дома говорить об этом. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.

Более того, современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Поэтому научить обучающегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать обучающимся начинать адаптацию к активной жизни в современных реалиях.

Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения.

 Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам.

Цель проекта: повысить начальный уровень финансовой грамотности обучающихся посредством освоения ими базовых понятий модуля «Как появились деньги и какими они бывают», приобретения практических навыков использования денег.

Задачи проекта:

  1. Изучить методические рекомендации по модулю «Как появились деньги и какими они бывают»
  2. Разработать приемы и методы, подобрать ресурсы для проведения занятия.
  3. Оформить методическую разработку и презентацию, представить её к защите.

Форма проведения занятия – внеурочное, дидактической целью которого является расширение понятийной базы обучающихся за счет включения в неё новых элементов, а также формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Данная форма занятия способствует развитию обучающихся и формированию у них информационной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций, инициативности и творчества. Обучающихся начальных классов привлекают разнообразные задания, развивающие память, логическое мышление. Исходя из этого, выбранная тема является актуальной, поскольку относится к практикоориентированной, где в игровой форме преподносится изучаемый материал.

Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что обучающиеся узнают основные ключевые понятия «обмен», «деньги», «монеты», «купюра», историю их возникновения, современные виды денег. В ходе изучения нового материала происходит формирование навыков осознанного, обоснованного выбора, обеспечивается применением различных методов обучения, связанных с решением учебных и практических задач.

Данное внеурочное занятие методически разработано для проведения с обучающимися с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с учетом психофизиологических возможностей данных групп обучающихся. Кроме того, так как материал изложен в простой и доступной для понимания форме, данная разработка может быть использована в процессе обучения финансовой грамотности для обучающихся начальных классов (4-х классов) в общеобразовательных школах.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Наименование: 

Внеурочное занятие по финансовой грамотности для обучающихся 4-х классов по теме: «Путешествие в мир денег»

Место: Образовательные учреждения:

  • ГБОУ «Специальная  школа - интернат с.Дмитряшевка»

Участники проекта:

     _   Корнева Светлана

  • Скуратова Елизавета
  • Скуратова Варвара
  • Сумин Арсений
  • Софронов Арсений
  • Пожидаева Екатерина
  • Послухаева Анжела
  • Агапитов Денис
  • Родионов Сергей
  • Фролов Александр

Обучающиеся: обучающиеся 4-х классов

Место занятия в логике реализации:

1 занятие по разделу 1 «Как появились деньги и какими они бывают» (4 класс)

Вид деятельности обучающихся: внеурочное занятие.

Форма организации занятия: игра-путешествие.

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1/1

Тип занятия: комбинированное (изучение и первичное закрепление новых знаний, умений, навыков в игровой форме).

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: 

  • Мультимедийный комплекс (компьютер(ноутбук), электронная доска (проектор));
  • Наглядный демонстрационный материал (разные виды монет, купюры);
  • Раздаточный материал (согласно изучаемой тематике).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Цель занятия: расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование потребности к повышению финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство с основными понятиями темы: обмен, деньги, монета, купюры;
  • обучение анализировать условия заданий и выделять главное;
  • расширение кругозора детей в области знания истории возникновения денег.

развивающие:

  • дальнейшее развитие навыков работы в группе;
  • развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;
  • стимуляцию мотивации учебно-познавательной деятельности.
  • расширение и углубление процесса творческого самоопределения обучающихся.

воспитательные:

  • воспитание финансовой грамотности;
  • воспитание культуры  поведения и взаимодействия в условиях  рыночных отношений;
  • воспитание культуры общения и взаимоуважения при работе в группе.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • понимание, что деньги – не цель, а средство обмена;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Предметные:

  • правильно использовать термины: «обмен», «деньги», «монета», «купюра», «товары»;
  • объяснять причины возникновения обмена;
  • понимать и правильно использовать экономические понятия;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать различные виды денег.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;
  • проверять и оценивать друг друга;
  • Самоконтроль и самооценка результатов своей работы на занятии.

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;
  • учиться работать в группе;
  • умение слушать других;
  • предлагать помощь, сотрудничество.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

Основная литература:

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
  2. Финансовая грамотность. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2017.
  3. Финансовая грамотность. 4 класс. Учебная программа. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2018.
  4. Финансовая грамотность. 4 класс. Материалы для родителей. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2018.
  5. Финансовая грамотность. 4 класс. Материалы для учащихся. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2018.
  6. Финансовая грамотность. Детские дома. Школы-интернаты. Учебная программа./Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.
  7. Финансовая грамотность. Детские дома. Школы-интернаты. Методические рекомендации для учителя. /Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.
  8. Финансовая грамотность. Детские дома. Школы-интернаты. Материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. /Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.
  9. Финансовая грамотность. Детские дома. Дидактические материалы. /Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
  2. Блискавка Е. Дети и деньги. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  3. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
  4. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006.
  5. Гольдберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008.
  6. Горяев А, Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 201 0.
  7. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системно-деятельностного подхода на уроке: методические рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017. 120 с.
  8. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.

Электронные ресурсы:

  1. http://basic.economicus.ru/ - сайт «Основы экономики».
  2. http://ecschool.hse. ш/ - сайт журнала «Экономика в школе».
  3. http://muzey-factov.ru/ - сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
  4. http://www. azbukafinansov.ru/ - портал «Азбука финансов».
  5. http://www.7budget.ru - сайт журнала «Семейный бюджет».
  6. http://www.mind-map.ru/ - сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».
  7. http://zanimatika.narod.ru/ - сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
  8. http://вашифинансы.рф/- проект Минфина «Дружи с финансами».
  9. http://открытыйурок.рф/ - сайт педагогической мастерской «Открытый урок».
  10. http://хочумогузнаю.рф/ - сайт «Хочу Могу Знаю!»/
  11. https:// finagram.com - портал финансовой грамотности.
  12. https://fmc.hse.ru - Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

Описание учебного процесса

(Технологическая карта внеурочного мероприятия).

(Сценарий внеурочного мероприятия – приложение 1)

Этап,

~ время

Формы организации и взаимодействия на мероприятии

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

I этап.

Организационный момент.

(~ 1-2 мин.)

Психоэмоциональный настрой обучающихся на занятие.

Создает эмоциональ-ный настрой детей на работу.

Проверка готовности к занятию

Регулятивные, познавательные

II этап.

Самоопре-деление к деятельности.

(~ 5 мин.)

Постановка учебной проблемы подвести детей к формулирова-нию темы и учебных задач занятия.

Загадывание загадок.

Демонстрация видеоролика

Разгадывание тематических загадок.

Просмотр учебного видеоролика

Регулятивные, познавательные, коммуникатив-ные.

III этап.

Изучение нового материала.

(~ 25 мин.)

Освоение новых знаний, приобретение новых умений и навыков через игровую деятельность. Обучение умению применять их на практике.

Постановка тематической сценки.

Проведение игры.

Активное участие в сценке и в ходе игры.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Использование системно-деятельностного подхода в обучении.

Тип применяемой технологии: игровая (активный метод работы над изучаемой темой).

Игра 1 – «В гостях у первобытных людей». Проведите свой первый обмен.

Возьмите 3–4 предмета, например, продукты (яблоко, или иные фрукты, конфеты и т.п.) или какие-либо вещи, дайте их воспитаннику, а себе возьмите 3–4 игрушки.

Предложите обменять продукты или вещи на игрушку.

Понимание, что: каждый товар имеет свою ценность, которая у всех товаров разная,

  не всегда можно равноценно обменять один товар на другой, поэтому и необходимы деньги

Игра 2 – «Купеческая лавка». Введите в игру «деньги».

В качестве денег для начала можно использовать любой товар, который имеется в большом количестве, например, конфеты, пуговицы, ракушки, бусинки и т.п.

Назначьте цену за ваши продукты вещи и игрушки,  попробуйте обменяться товарами за «деньги».

Осазнание того, что  что «деньги» позволяют сравнивать между собой различные товары. Именно для этого и появились деньги, роль которых сначала исполняли ценные предметы

Игра 3. «Монетный двор»  Перед обучающимися в конвертах лежат разные геометрические фигуры «Древние деньги» - все фигуры 4-х цветов – серые, оранжевые, серебристые (или белые), золотистые (или желтые), на каждой из фигур нанесена буква.

Разложить все «монеты» по цветам и собрать из них слово, которое означает, из чего монета сделана.

Понимание, что все монеты имеют разную форму, разный цвет и ценятся по-разному.

Игра 4. «Печатный двор» «Собери купюру» На партах у обучающихся лежат конверты. В конвертах – мозаика разных изображений купюр (от 3 до 5 купюр – 10 руб., 100 руб., 200 руб., 500 руб., 1000 руб.).

Собрать мозаику из купюр в единое целое.

При выполнении задания обратить внимание на то, что все купюры бывают разного достоинств, размера и вида

IV этап.

Осмысле-ние материала.

Рефлексия.

 (~ 5 мин.)

Игра 5. «Пословицы» Предложите обучающимся объяснить смысл пословиц. Обсудите ответы с воспитанниками. В случае необходимости помогите обучающимся понять суть приведенных примеров.

Проводит диалог с обучающими-ся о темати-ческих пословицах. Задает вопросы, требующие законченного логического вывода и осмысления.

Принимают активное участие в диалоге с учителем, высказывают свое личное мнение по заданному вопросу.

Регулятивные, познавательные, коммуникатив-ные.

Физкультминутка

Цель: снятие умственного и физического напряжения

Проводится после каждого этапа игры посредством смены дятельности и перехода между «игровыми полями».

Коммуникатив-ные.

V  этап.

Итоги занятия.

(~ 3-4 мин.)

подводится итог проделанной работы  на занятии.

Предлагает подвести итог занятия, ответить на вопросы.

Стараются подвести итог занятия, отвечая на вопросы и делая выводы.

Регулятивные, познавательные, коммуникатив-ные.



МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Перечень технологий, рекомендуемых к использованию на занятии:

  1. Технологии проблемного обучения (актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся. Обучающиеся не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой).
  2. Здоровьесберегающие технологии (как обязательная часть занятия для обучающихся с ОВЗ, включает в себя физкультминутки и динамические паузы с целью снятия снятие умственного и физического напряжения у обучающихся).
  3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) (Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
  4. Игровые технологии (Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.)

Перечень  методических приемов:

  1. Устная работа с новыми понятиями и определениями;
  2. Анализ разнообразных источников информации (рассказа учителя, видеоматериалов, электронной презентации);
  3. Работа индивидуально и в коллективе (группе);
  4. Доказательство и аргументация своей точки зрения;
  5. Работа с наглядным и раздаточным материалом;
  6. Выполнение заданий и решение практических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочное занятие «Путешествие в мир денег» позволяет повысить уровень финансовой грамотности обучающихся начальных классов посредством освоения ими базовых понятий модуля «Как появились деньги и какими они бывают», приобретения тематических практических умений и навыков.

Данный проект внеурочного занятия основан на применении современных образовательных технологии, что позволяет обучающемуся не только в достаточной мере усвоить теоретический и практический материал, но и развивает умения:

  • самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального их решения;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • быть способным творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы знания, анализировать их, делать необходимые обобщения)
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Материал данного мероприятия разработан в простой и общедоступной форме, что позволяет его эффективно применять для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

При необходимости в данную методическую разработку могут быть добавлены другие дополнительные учебные модули, исходя из потребностей и целей обучения и в зависимости от уровня подготовки обучающихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

Литература:

  1. Финансовая грамотность. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2017.
  2. Финансовая грамотность. 4 класс. Учебная программа. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2018.
  3. Финансовая грамотность. 4 класс. Материалы для родителей. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2018.
  4. Финансовая грамотность. 4 класс. Материалы для учащихся. /Корлюгова Ю., Гоппе Е., - М.:ВАКО, 2018.
  5. Финансовая грамотность. Детские дома. Школы-интернаты. Методические рекомендации для учителя. /Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.
  6. Финансовая грамотность. Детские дома. Школы-интернаты. Учебная программа./Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.
  7. Финансовая грамотность. Детские дома. Дидактические материалы. /Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.
  8. Финансовая грамотность. Детские дома. Школы-интернаты. Материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. /Абросимова Е., - М.:ВИТА-Пресс, 2014.


Ресурсы сети Интернет:

  1. https://www.proza.ru/2014/04/29/1860
  2. http://moneykids.ru/education/course1/lesson2/?LESSON_PATH=1.2
  3. https://kladraz.ru
  4. https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-intellektualnaya-igra-dengi-denezhki-kopeyki-vozrast-let-3512730.html
  5. http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514425/
  6. https://vashifinancy.ru/
  7. http://финграмотностьвшколе.рф
  8. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626260/
  9. https://urokimatematiki.ru/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-5496.html
  10. https://perm.hse.ru/fmc/metres
  11. https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-primenyaemie-uchitelem-nachalnih-klassov-opit-raboti-2324432.html
  12. https://www.fingram39.ru/projects/3465-finansovaya-gramotnost-v-shkolnom-raspisanii.html
  13. https://fmc.hse.ru/4forms
  14. http://goodideasfund.ru/
  15. https://хочумогузнаю.рф/
  16. https://resh.edu.ru/
  17. https://rosuchebnik.ru/
  18. https://lecta.rosuchebnik.ru/
  19. http://finance.instrao.ru/
  20. https://www.youtube.com/

Приложение 1

Сценарий внеурочного мероприятия.

I этап

Ребята, на сегодняшнем мероприятии каждый из вас побывает в роли путешественника. Для того, чтобы путешествие удалось, давайте подумаем, какие умения нам потребуются? (дружно, помогать друг другу, активно, умение думать, рассуждать, смекалка, сообразительность, внимание…)

II этап

Сегодня мы с вами поговорим о великом изобретении человечества - это вещь очень простая, но в то же время загадочная и может быть даже волшебная. Потому, что с помощью этой вещи можно осуществить много желаний… Тему  нашего путешествия вы узнаете, отгадав загадки.                        

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монета.)

ВИДЕОРОЛИК.

Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.

А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи.

Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином.

Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки.

Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много.

Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно обменивать 1 топор или на 10 стрел, или на 2 копья, или на 2 горшка, или на 1 овцу.

         А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения - раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи.

И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче.
Поэтому на все эти предметы скорее всего можно было выменять нужную себе вещь.
Украшения начинают все охотнее и охотнее принимать. Всякий знал, что если он возьмет за свои стрелы или копья ракушки и янтарь, то он на них после купит все, что угодно.

А вспомните, что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно стали деньгами.

         Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами. У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот.

У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы.

         Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы. Целого быка какая-нибудь вещь, например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски, - никто ничего и не даст за них.

Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь» иметь - мешки с бобами или зернами.

Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше, другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали слишком много. Нужно идти на базар за покупками,- значит, гони целое стадо овец или тащи мешки с зерном.

Такие деньги в карман не спрячешь.

Время шло, и вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать.

Самыми распространенными вначале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием.

Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами, которые назвали монетами.

Впоследствии железо и медь  стали заменять золотом и серебром. Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди.

Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?

Опять-таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют.

Конечно, поначалу деньги были несовершенной, неправильной формы. Но по мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты становились все лучше и лучше. Им придавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями.

Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России — двуглавый орел.

Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке центы, в Европейских странах — евро и так далее.

С того времени как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. И, изначально в Китае примерно тысячу лет назад, стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или в казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.

Тому, кто клал деньги на хранение, казначейство для порядка выдавало особые бумаги - документы, на которых было написано, сколько принято денег. По этой бумаге всегда можно было получить деньги обратно. А обращаться с бумажкой удобнее, чем с металлическими деньгами.

И стали расходиться такие бумажки все больше и больше и ходить вместо денег. Вот так произошли бумажные деньги. Их называют купюрами.

Печатают их теперь на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть на свет, увидишь на ней узоры или цифры, или даже лицо человека. Вот это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы кто-нибудь другой не напечатал фальшивых (то есть ненастоящих) денег.

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

III этап

Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Что же такое деньги? Это такая штука, за которую можно все купить. Нужен хлеб, например, или пальто. Если деньги есть в кармане - идешь в магазин и покупаешь.

А если бы не существовало денег? Как тогда быть? Ничего и приобрести нельзя было бы? Нет, можно, но только тогда нужно было бы что-нибудь давать в обмен.

Сценка:

Есть у вас лишнее пальто, а вам нужен сахар, — вы идете и меняете.

Но это же очень неудобно! Нашли вы человека с сахаром, предлагаете меняться, а ему пальто и не нужно. Нужен велосипед. Идете дальше. Попался человек с велосипедом. Вы уже решаете сначала выменять велосипед, а потом за него получить у первого человека сахар. Но этот отдает велосипед лишь за шоколадные конфеты. К счастью, вы скоро встречаете человека с конфетами, которому нужно пальто. Вы меняетесь, и лишь теперь можете получить от первого сахар за велосипед. Но хорошо, если он за это время не поменялся с кем-нибудь другим, а то вы и будете носиться с велосипедом. А с деньгами всего этого не бывает.

За пальто вы теперь получите деньги, а за них сахар, или что хотите, какой угодно товар. Такой обмен каких-либо вещей или продуктов на деньги называется торговлей. Без денег торговля была бы невозможна. Да и не только для торговли нужны деньги. Деньги выдают рабочим и служащим за их труд, чтобы каждый мое покупать то, что ему нужно.

А теперь давайте с вами перенесемся на много-много лет назад….предлагаю использовать для этого фантастическую машину времени.

Игра 1 – «В гостях у первобытных людей». Проведите свой первый обмен. Возьмите 3–4 предмета, например, продукты (яблоко, или иные фрукты, конфеты и т.п.) или какие-либо вещи, дайте их воспитаннику, а себе возьмите 3–4 игрушки.

Задача: предложите обменять продукты или вещи на игрушку.

В этот момент обучающимся объясняется, что каждый товар имеет свою ценность, которая у всех товаров разная: какой-либо из товаров обладает большей ценностью, а другой – меньшей ценностью (по аналогии с примером выше)

В итоге отметьте, что не всегда можно равноценно обменять один товар на другой, поэтому и необходимы деньги.

Игра 2 – «Купеческая лавка». Введите в игру «деньги». В качестве денег для начала можно использовать любой товар, который имеется в большом количестве, например, конфеты, пуговицы, ракушки, бусинки и т.п. Теперь назначьте цену за ваши продукты вещи и игрушки.

А теперь попробуйте обменяться товарами за «деньги», при этом определяя, какое количество «денег» (конфет, пуговиц и т.п.) ребенок готов обменять на один товар (например, игрушку), а какое количество — на другой (например, какую-либо вещь или продукт).

Отметьте, что «деньги» позволяют сравнивать между собой различные товары. Именно для этого и появились деньги, роль которых сначала исполняли ценные предметы (например, меховые шкурки). Потом для удобства появились другие формы денег.

Игра 3. «Монетный двор» Перед обучающимися в конвертах лежат разные геометрические фигуры «Древние деньги» - все фигуры 4-х цветов – серые, оранжевые, серебристые (или белые), золотистые (или желтые), на каждой из фигур нанесена буква.

Задание: разложить все «монеты» по цветам и собрать из них слово, которое означает, из чего монета сделана (серые монеты – ЖЕЛЕЗО, оранжевые – МЕДЬ, белые – СЕРЕБРО, желтые - ЗОЛОТО)

Отметить в итоге, что все монеты имеют разную форму, разный цвет и ценятся по-разному.

Демонстрация монет разных стран и разного достоинства.

Игра 4. «Печатный двор» «Собери купюру» На партах у обучающихся лежат конверты. В конвертах – мозаика разных изображений купюр (от 3 до 5 купюр – 10 руб., 100 руб., 200 руб., 500 руб., 1000 руб.). Задача обучающихся: собрать их в единое целое.

Как вариант – на слайде изображена мозаика купюр и один из обучающихся собирает ее в интерактивной форме, а остальные работают с бумажной формой задания.

Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что все купюры бывают разного достоинства, размера и вида.

А теперь наша машина времени возвращается обратно, в наше время.

IV этап

Итак, ребята, совершив наше путешествие, мы узнали много нового о такой, казалось бы обычной вещи, как деньги. Вроде бы небольшие монетки и бумажки, но на них много всего можно купить… но не все можно купить за деньги, ребята. И есть много народных пословиц и поговорок, которые говорят об этом. Давайте с вами попытаемся понять, что такие пословицы означают.

Игра 5. «Пословицы» Предложите обучающимся объяснить смысл пословиц. Обсудите ответы с воспитанниками. В случае необходимости помогите обучающимся понять суть приведенных примеров:

  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (Возможное объяснение: за деньги дружбу не купишь, а друзья всегда придут на помощь).
  • «Не в деньгах счастье» (Говорится, чтобы подчеркнуть, что одни только деньги не делают человека счастливым. А счастье за деньги, как и дружбу, купить нельзя).
  • «Не с деньгами жить, а с добрыми людьми» (Добрые, хорошие отношения между людьми ценятся дороже, чем деньги).
  • «Уговор дороже денег» (Когда люди договорились о чем-то, очень важно исполнить договор. Если человек честный и отвечает за свои слова — его будут уважать. А если к своим обещаниям человек относится безответственно, то очень скоро он потеряет доверие окружающих).
  • «Денежка любит счет, а хлеб — меру» (Пословица говорит о том, что к деньгам и хлебу надо относиться бережливо и не тратить их неразумно, без счета. Объясните ребенку, что для русского человека испокон веков самой главной едой был хлеб (Хлеб – всему голова), поэтому бережно относиться нужно не только к деньгам, но и к пище).

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Далеко не все продается и покупается.

V этап.

Я думаю, ребята, что сегодняшнее занятие будет вам полезно. А где вы можете применить новые знания? Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги.

Использованные источники:

При составлении материала использовались источники, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

  1. https://www.proza.ru/2014/04/29/1860
  2. http://moneykids.ru/education/course1/lesson2/?LESSON_PATH=1.2
  3. https://kladraz.ru
  4. https://infourok.ru/
  5. http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514425/
  6. https://vashifinancy.ru/
  7. http://финграмотностьвшколе.рф

                                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект. Методическая разработка внеурочного занятия по теме : «Путешествие в мир денег»

Слайд 2

Педагогическая характеристика занятия ЗАНЯТИЕ В ФОРМЕ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ: «Путешествие в мир денег» 4 класс ЦЕЛЬ: расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование потребности к повышению финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.

Слайд 3

Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, у других нас нет. Деньги

Слайд 4

Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет. Монета

Слайд 11

C Ж З Е О Р Л Е М Е О Л Е Б Т Е Д Р З О О О Ь

Слайд 12

C Ж З Е О Р Л Е М Е О Л Е Б Т Е Д Р З О О О Ь

Слайд 13

Россия

Слайд 14

США

Слайд 15

Евро

Слайд 18

« Не имей сто рублей, а имей 100 друзей» «Не в деньгах счастье» «Не с деньгами жить, а с добрыми людьми» «Уговор дороже денег» «Денежка любит счет, а хлеб меру»

Слайд 19

Отгадайте зашифрованное слово, связанное с нашим путешествием. Ь Д И Н Г Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег....

Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"

Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....

Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Мини-проект "История денег в России"

Методическая разработка содержит описание организации и содержание мини-проекта "История денег в России". Даются определения таких понятий. как деньги, рубль, копейка....

Технологическая карта кружка по финансовой грамотности "Виды денег" 2 класс

Важность финансового образования в России значительно возросла. Чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать закономерности движения денег, тем успе...

Проект по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...