Проект "Мой бюджет" (Повышение финансовой грамотности учащихся)
проект (2, 3, 4 класс) на тему
Проект "Мой бюджет" предназначен для работы с учащимися 2-4 классов. Может быть использован в рамках изучения внутрипредметных модулей (у нас в математике есть модуль "Задачи гнома Эконома") или во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мой бюджет" | 147.5 КБ |
Презентация проекта "Мой бюджет" | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Западный филиал РАНХиГС
Проект
«Мой бюджет»
Разработчики педагогического проекта:
Горбунова Елена Владимировна
Суслова Ирина Николаевна
Старший методист РМЦ Л. Л. Карама
Калининград
2017 год
Оглавление
Формы и система оценивания результатов 4
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 4
Пояснительная записка
Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.
Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный,
по профилю - межпредметный;
по содержанию – финансовая грамотность;
по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.
Обоснование проекта: В условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок.
Актуальность проекта состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами.
Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета
Задачи:
1. Познакомить/закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия»
2. научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета
3. познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей
4. воспитывать у учащихся экономное отношение к бюджету
Целевая группа: ученики 2-4 классов (8-10 лет)
Продолжительность проекта: 3 месяца
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность ученика к саморазвитию
- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности
- способность ставить цели и строить жизненные планы
Метапредметные:
Познавательные:
- умение поставить перед собой учебную задачу,
- умение выбрать способы и найти информацию для её решения и
- структурировать полученные знания;
- устанавливать причинно-следственные связи,
- умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
Регулятивные:
- планирование —составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей,
- доказывать свои суждения;
Предметные:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
Участниками проекта являются учащиеся начальной школы, поэтому описание желаемой и реальной ситуации, выявление противоречий, анализ проблемы, постановка цели, анализ способов достижения цели и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя. Кроме того, в выполнении проекта необходима помощь родителей.
Содержание проекта
I этап (поисковый)
Проводится занятие, на котором учитель рассказывает о том, что каждый учащийся может сделать проект по финансовой грамотности. Он проводит с ними беседу и мотивирует обсуждение следующих вопросов:
- Есть ли у учащихся желание купить какой-нибудь товар?
- Всегда ли родители могут осуществить это желание?
- Хотели бы они помочь родителям в решении этой проблемы?
В результате беседы выявляются учащиеся, которые хотят участвовать в проекте. Каждый из них рассказывает, какую конкретно вещь он хочет иметь и почему.
Далее вместе с учителем они определяют проблему: «Я хочу приобрести желаемую вещь, но у родителей не хватает денег для этой покупки».
Выдвигается гипотеза: можно ли купить самостоятельно?
Исходя из этого, формулируется цель проекта: Спланировать свой личный бюджет так, чтобы купить желаемую вещь. Причем, у каждого участника своя цель (роликовые коньки, велосипед, смартфон и т.п.)
II этап (аналитический)
- Для достижения цели учитель предлагает учащимся определить, какие именно коньки/велосипед/смартфон хочет ученик, сколько они стоят. Для этого необходимо посетить несколько магазинов и сравнить товары в них. Учитель раздает детям таблицы, которые нужно заполнить. (Приложение 1)
В течение недели учащиеся (вместе с родителями) проводят сбор, систематизацию и анализ необходимой информации и оценивают результаты данного этапа работы.
- Необходимо спрогнозировать, какие доходы будет иметь ученик на протяжении проекта. Для этого учитель также выдает детям таблицы для заполнения вместе с родителями. (Приложение 2).
- Сопоставление предстоящих доходов и расходов.
При помощи материалов, выданных учителем (Приложение 3), учащиеся вместе с родителями сопоставляют свои доходы и расходы.
- При помощи учителя или родителей ученики продумывают способы экономии, возможности дополнительного заработка и составляют план действий на ближайшее время.
III этап (практический)
На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги, выполняют текущий контроль. Учитель наблюдает, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, при необходимости консультирует учащихся.
IVэтап (презентационный)
Учащиеся приносят свои покупки или их фотографии.
V этап (контрольный – рефлексия деятельности).
Ученик фиксирует слабые стороны работы над проектом, указывает сильные стороны, формулирует причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом, предлагает способ преодоления трудностей (избежание неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом.
Формы и система оценивания результатов
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Для этого все ученики выступают со своими проектами. У некоторых учеников очень интересные проекты, занимательные. Из которых можно для себя выделить определенные правила покупок и экономии. Но и есть ученики которые не справились с задачей. Очень важно выслушать их и понять причину. Ребята, выслушав друг друга, обязательно делятся мнениями. И вместе разрабатывают памятки: «Экономия семейного бюджета» и «Как заработать и сэкономить»
Можно озвучить планы на будущее.
Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.
Учебно-методическое обеспечение
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).
- Савицкая, Е. В. С13 Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 224 с., ил. (Дополнительное образование: Серия«Учимся разумному финансовому поведению»).
Интернет ресурсы:
Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
- http://финграмотностьвшколе.рф/
- http://39.rospotrebnadzor.ru/408/
Материально - техническое обеспечение
компьютер
калькулятор
презентация
Приложения
Приложение №1
№ п\п | Магазин | Цена | Технологическая характеристика |
Приложение 2
№ п\п | Планирую получить | Сумма |
Подарки ко дню рождения | ||
Копилка | ||
Карманные расходы | ||
Итого: | ||
Осталось сэкономить/заработать: |
Приложение №3
№ п\п | Приход | Расход | Остаток |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура проекта: Шаг 1. Пояснительная записка Шаг 2. Содержание проекта Шаг 3. Формы и система оценивания результатов Шаг 4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
В условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию покупок. Актуальность проект а состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами. Проектная идея
Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета Задачи: 1 . Познакомить/закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия» 2. научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета 3. познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей 4. воспитывать у учащихся экономное отношение к бюджету Цели и задачи проекта
I этап (поисковый) Проводится занятие, на котором учитель рассказывает о том, что каждый учащийся может сделать проект по финансовой грамотности. Он проводит с ними беседу и мотивирует обсуждение следующих вопросов: - Есть ли у учащихся желание купить какой-нибудь товар? - Всегда ли родители могут осуществить это желание? - Хотели бы они помочь родителям в решении этой проблемы? В результате беседы выявляются учащиеся, которые хотят участвовать в проекте. Каждый из них рассказывает, какую конкретно вещь он хочет иметь и почему. Далее вместе с учителем они определяют проблему: «Я хочу приобрести желаемую вещь, но у родителей не хватает денег для этой покупки». Выдвигается гипотеза: можно ли купить самостоятельно? Исходя из этого, формулируется цель проекта: Спланировать свой личный бюджет так, чтобы купить желаемую вещь. Причем, у каждого участника своя цель (роликовые коньки, велосипед, смартфон и т.п.) Содержание проекта
II этап (аналитический) 1. Для достижения цели учитель предлагает учащимся определить, какие именно коньки/велосипед/смартфон хочет ученик, сколько они стоят. Для этого необходимо посетить несколько магазинов и сравнить товары в них. Учитель раздает детям таблицы, которые нужно заполнить. (Приложение 1) В течение недели учащиеся (вместе с родителями) проводят сбор, систематизацию и анализ необходимой информации и оценивают результаты данного этапа работы. 2. Необходимо спрогнозировать, какие доходы будет иметь ученик на протяжении проекта. Для этого учитель также выдает детям таблицы для заполнения вместе с родителями. (Приложение 2). 3. Сопоставление предстоящих доходов и расходов. При помощи материалов, выданных учителем (Приложение 3), учащиеся вместе с родителями сопоставляют свои доходы и расходы. 4. При помощи учителя или родителей ученики продумывают способы экономии, возможности дополнительного заработка и составляют план действий на ближайшее время. Содержание проекта
№ п\п Магазин Цена Технологическая характеристика Приложения Приложение №1
№ п\п Планирую получить Сумма Подарки ко дню рождения Копилка Карманные расходы Итого: Осталось сэкономить/заработать: Приложения Приложение 2
№ п\п Приход Расход Остаток Приложения Приложение №3
III этап (практический) На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги, выполняют текущий контроль. Учитель наблюдает, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, при необходи - мости консультирует учащихся. IV этап (презентационный) Учащиеся приносят свои покупки или их фотографии. Содержание проекта
V этап (контрольный – рефлексия деятельности). Ученик фиксирует слабые стороны работы над проектом, указывает сильные стороны, формулирует причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом, предлагает способы преодоления трудностей ( избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом. Содержание проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Для этого все ученики выступают со своими проектами. У некоторых учеников очень интересные проекты, занимательные. Из которых можно для себя выделить определенные правила покупок и экономии. Но и есть ученики которые не справились с задачей. Очень важно выслушать их и понять причину. Ребята, выслушав друг друга, обязательно делятся мнениями. И вместе разрабатывают памятки : «Экономия семейного бюджета» и «Как заработать и сэкономить ». Можно озвучить планы на будущее . Формы и система оценивания результатов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Савицкая , Е. В. С13 Финансовая грамотность : учебная программа . Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая . — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. ( Дополнительное образование : Серия « Учимся разумному финансовому поведе нию » ). Савицкая , Е. В. С13 Финансовая грамотность : методические рекомендации для преподавателя . Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая . — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. ( Дополнительное образование : Серия « Учимся разумному финансовому поведению » ). Савицкая , Е. В. С13 Финансовая грамотность : материалы для родителей . Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая . — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. ( Дополнительное образование : Серия « Учимся разумному финансовому поведе нию » ). Савицкая , Е. В. С13 Финансовая грамотность : материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е. В. Савицкая . — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 224 с., ил . ( Дополнительное образование : Серия « Учимся разумному финансовому поведению » ). интернет ресурсы : Cайт журнала « Семейный бюджет » — http://www.7budget.ru ; - http://финграмотностьвшколе.рф/ - http:/ / вашифинансы . рф / - http:/ / fingram39.ru/ - http:/ / хочумогузнаю . рф / - http:/ /39 .rospotrebnadzor.ru/ 408/ - http:/ / www.hse.ru/ Материально - техническое обеспечение компьютер калькулятор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line....
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Учебно-методическое пособие по финансовой грамотности финансовая грамотность Монеты Технологическая карта
занятие по программе внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...
Доклад "Обобщение опыта по формирование финансовой грамотности учащихся"
Мы же в своей школе ведем кружок «Финансовой грамотности» и рекомендуем всем школам вынести данный предмет на внеурочную деятельность....