Рабочая программа по родной литературе 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по родной литературе 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnaya_literatura_4_klass.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колосовская средняя школа»
Рассмотрено Утверждено
на методическом совете И.О.директора БОУ «Колосовская
Протокол № 1 от 31.08.2020 средняя школа» Л.А.Казакова ________
Приказ № 98 от 31.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном языке (русском)
для 4 класса на 2020 – 2021
учебный год
Составитель Лавринович Е.А.
с учётом методических рекомендаций (решение регионального
учебно-методического объединения Омской области
по общему образованию, протокол от 13.06.2019г №2)
2020
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература являются:
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,работать по плану,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- основам смыслового восприятия художественных текстов,
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
- владеть диалогической формой коммуникации,
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
2.Содержание учебного предмета
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
В программе представлены следующие разделы, соответствующие разделам учебников литературного чтения:
Поэтическая тетрадь (1 ч.)
Александр Распопин «В природе столько красоты», «Вечером наречке», «Лунная вода», «Лесное утро».
Литературные сказки (3 ч. )
казка или рассказ. Особенности жанра. Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик». Николай Трегубов «Просто сказка». Мотивы народных сказок в литературном тексте.
Летописи. Былины. Жития (2 ч. )
Летопись- источник исторических фактов «Родословная Ермака» (Отрывок из Есиповской летописи). Жизнь человека в деяниях его. Легенды о Ермаке.
Чудесный мир классики (2 ч )
М.М. Зощенко «Самое главное». Нравственный выбор героя рассказа.
Делу время- потехе час (1 ч. )
Наталья Елизарова «Прекрасная дама из пятого Б». Нравственный смысл произведения.
Страна детства (2 ч. )
Герои произведения, их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Доброта и дружба. Мария Юрасова «Красивая Риточка Гагина», П. Брычков «Предательство Петьки Хомякова»(главы из повести «Звезда на соломинке».
Природа и мы (3 ч. )
Т. Белозеров «Как медведица рыбу ловила», «Заяц», Л. Мартынов «Иртыш», Н.Разумов «Грачиха». Образ родной природы в рассказах омских писателей, отношение автора к природе. Мария Юрасова «Мой друг Чапа», Б. Гвоздев.
Родина (3 ч. )
Т. Белозеров «Родина», Е. Горчакова «Сторона моя», Т. Белозеров «Береза», Т. Четверикова «Гармонь иль домбра», «Мой край»; И. Романча «С чего начинается Родина?». Образ малой родины в поэтических текстах. Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. Образ малой родины в текстах омских писателей.Т. Белозеров «Родина», Г. Оселедцев «Родина»
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Кол. час. | Дата | |
По плану | По факту | |||
Летопись - источник исторических фактов. «Родословная Ермака» .(Отрывок из Есиповской летописи). | 1 | |||
Жизнь человека в деяниях его. Легенды о Ермаке. | 1 | |||
М.М. Зощенко «Самое главное». | 1 | |||
М.М. Зощенко «Самое главное». Нравственный выбор героя рассказа. | 1 | |||
Сказка или рассказ. Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик». | 1 | |||
Николай Трегубов «Просто сказка». Мотивы народных сказок в литературном тексте. | 1 | |||
Наталья Елизарова «Прекрасная дама из пятого Б». Нравственный смысл произведения. | 1 | |||
Герои произведения, их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Мария Юрасова «Красивая Риточка Гагина». | 1 | |||
Позиция автора. Доброта и дружба. П. Брычков «Предательство Петьки Хомякова»(главы из повести «Звезда на соломинке». | 1 | |||
Александр Распопин «В природе столько красоты», «Вечером на речке», «Лунная вода», «Лесное утро». | 1 | |||
Т. Белозеров «Как медведица рыбу ловила», «Заяц». | 1 | |||
Л. Мартынов «Иртыш»,Н. Разумов «Грачиха». | 1 | |||
Образ родной природы в рассказах омских писателей. Мария Юрасова «Мой друг Чапа». | 1 | |||
Отношение автора к природе. Образ малой родины в поэтических текстах. Т. Белозеров «Родина», Е. Горчакова «Сторона моя», Т. Белозеров «Береза». | 1 | |||
Итоговая контрольная работа. Тест. | 1 | |||
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. Т. Четверикова «Гармонь иль домбра», «Мой край»; И. Романча «С чего начинается Родина?». | 1 | |||
Р.ош. Образ малой родины в текстах омских писателей. Т. Белозеров «Родина», Г. Оселедцев «Родина». | 1 |
Контрольно - измерительные материалы итоговой контрольной работы
по родному (русскому) языку за 4 класс
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой работы по родной литературе в 4 классе
- Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся по родной литературе за 4 класс
- Содержание работы определяется на основе следующих документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 29.12.2014г. №1576, 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»)
- Методические рекомендации (решение регионального учебно-методического объединения Омской области по общему образованию, протокол от 13.06.2019г №2).
- Характеристика структуры и содержания работы
Работа по родному (русскому) состоит из 1 части и содержит задания на определение читательских умений работать с текстом произведения и включает в себя:
задания с выбором ответа (задания 1,2,3,8,9);
задания с письменным кратким ответом (4,5,6,10);
задание на определение последовательности (9).
Время выполнения работы – 40 минут с учетом времени, отведенного на инструктаж обучающихся и внесение ответов в бланк ответов.
- Дополнительные материалы и оборудование – бланки с текстом контрольной работы по числу учащихся.
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 20 баллов.
По итогам проверки работы выставляются тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе суммы первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Аттестационная отметка выставляется по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом.
% выполнения заданий | Тестовый балл | Аттестационная отметка |
90%-100% | 18-20 балла | «5» («отлично») |
60%-89% | 12-17 баллов | «4» («хорошо») |
30 % -59% | 6-11 баллов | «3» («удовлетворительно») |
Менее 30% | менее 6 баллов | «неудовлетворительно» (задание не выполнено) |
КОДИФИКАТОР ТРЕБОВАНИЙ (УМЕНИЙ),
проверяемых заданиями работы
для оценки достижения планируемых результатов
по родному (русскому) языку за 4 класс
Код раздела | Код контролируемого умения | Умения, проверяемые заданиями работы |
1. Особенности художественного произведения | ||
1 | 1.1 | Ориентироваться в видах литературных произведений (№1) |
1.2 | Определять жанр произведения. (№2) | |
1.3 | Определять тематику произведения. (№3) | |
2. Понимание текста | ||
2 | 2.1 | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде. (№4,5,8,9) |
2.2 | Устанавливать последовательность событий в тексте.(№ 7) | |
2.3 | Восстанавливать деформированный эпизод из текста.(№10) | |
2.4 | Определять средства худож.выразительности (сравнение) (№6) |
Текст итоговой контрольной работы
Проверка читательских умений работать с текстом произведения. 4 класс
РУСАК
Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.
Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками тулупов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы были белые. Изо ртов и носов шел пар. Лошади были потные, и к поту пристал иней. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по сугробам. Собака на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну.
На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Он поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу.
На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше шло обозов, и мужики громче разговаривали.
Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.
1. Какое это произведение ?
а) художественное б)научно-познавательное в)историческое
2. К какому жанру можно отнести данное произведение ?
а) рассказ б)сказка в)басня
3. В какой раздел вы поместили бы это произведение?
а) «Поэтическая тетрадь» б) «Природа и мы» в) «Литературные сказки»
4. Напиши, в какое время года происходили события?_________________________
5. Напиши, в какое время суток заяц вернулся обратно в лес?__________________
6. С чем сравнивается снег в рассказе ? ____________________________________
7. Расставь порядок действий зайца, после того как он пришёл на гумно:
___ нашёл своих товарищей
___ через плетень пошел назад к своему оврагу
___поел овса из начатой кладушки,
___поиграл с товарищами на расчищенном току,
___взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин
8. Каких персонажей нет в этом произведении?
а) мужики б)старики в) юноши
9. Во что были одеты мужики?
а) в шубы б) в тулупы в) в кафтаны
10. Запиши пропущенные слова: Заяц-русак жил _______ подле деревни. Со всех сторон ничего не было видно, кроме ________.Она залаяла и _______________ за ним. Только слышался плач ребенка в _________ через стены да треск _______________ в бревнах изб. По дороге еще ________ шло обозов, и ____________ громче разговаривали.
Правильные ответы
№ | Правильный ответ | Максимальный балл | |
а) художественное | 1 | ||
а) рассказ | 1 | ||
б) «Природа и мы» | 1 | ||
Зимой. | 1 | ||
Утром. | 1 | ||
С сахаром. | 1 | ||
__1_ нашёл своих товарищей __5_ через плетень пошел назад к своему оврагу __3_поел овса из начатой кладушки, __2_поиграл с товарищами на расчищенном току, __4_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин | 5 | ||
в) юноши | 1 | ||
б) в тулупы | 1 | ||
Заяц-русак жил зимою подле деревни. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Она залаяла и бросилась за ним. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. По дороге еще больше шло обозов, и мужики громче разговаривали. | 7 | ||
Итого: | 20 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС
Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....
Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС
В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....
рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс
“Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...
Рабочая программа по родной литературе, 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по Родной литературе 3 класс
Бу предмет нэдиэлэ5э устэ уерэтиллэр, уопсайа уерэх сылыгар 112 чаас буолар. Аа5ыы уруогар Л.В. Захарова, Л.К. Избекова «Кустук...
Рабочая программа по родной литературе для 2 класса, ОП "Школа России"
Рабочая программа по родной литературе для 2 класса, ОП "Школа России"...
Рабочая программа по родной литературе 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по родной литературе 3 класс УМК "Школа России"...