Рабочая программа по родной литературе 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (3 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Рабочая программа по родной литературе  3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnaya_literatura_3_klass_peredelannaya.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Колосовская средняя школа»

 

Рассмотрено                                                         Утверждаю____________                                                                                                                                          

на методсовете                                                  Директор школы   А.П.Алфёров

Протокол  №1 от 30.08.2019 г.                          Приказ № 93  от 30.08.2019 г.

Рабочая программа

по литературному чтению на родном языке (русском)

для 3 класса

Составитель: Лавринович Е.А., учитель начальных классов,  

с учётом методических рекомендаций  (решение регионального

учебно-методического объединения Омской области

по общему образованию, протокол от 13.06.2019г №2)

2019 г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • формирование основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • формирование ориентации в нравственном содержании и смысле,  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • понимание чувств  других людей и сопереживание им;
  • развитие  прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • формирование  устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста;  
  • развитие потребности в самовыражении через слово.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся  научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • работать по плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Учащиеся  научатся:

  • строить сообщение в устной форме;  
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • основам смыслового восприятия художественных  текстов;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить логическое  рассуждение,  включающее установление  причинно ­ следственных связей;

Учащиеся   получат возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение,  включающее установление причинно­следственных связей.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  
  • строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеть диалогической формой коммуникации;
  • формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

Учащиеся   получат возможность научиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Предметные

Учащиеся  научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
  • воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
  • понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
  • этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
  • определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
  • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
  • задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Учащиеся  получат  возможность научиться:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной     задачи (для разных адресатов).

2. Содержание учебного предмета

Раздел  1 . Вводный урок. Что такое «родная литература» (1 ч)

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни, традиций и культуры своего народа.

Раздел 2. Устное народное творчество (2 ч)

Устное народное творчество Омского Прииртышья. Сказки, пословицы, загадки, обрядовый фольклор Омского Прииртышья. Сборник «Устное народное творчество Омской области».- Омск, 1955

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (2 ч)

Стихи омских поэтов о Родине, родном городе, о природе родного края (Т. Белозеров, И. Романча, В. Новиков, Т. Четверикова)

Раздел 4. Великие русские писатели (2ч)

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». События сказочного текста. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.

Раздел 5. Люби живое  (2ч)

Поэтическое изображение родной природы в произведениях омских писателей.

 М. Юрасов «Животный мир Западной Сибири», рассказы о животных Т.  Белозерова, Л. Трутнева, Б. Гвоздева.

Раздел 6. Поэтическая тетрадь (2 ч)

Стихи Т. Белозерова, Т. Четвериковой, В. Новикова, Г. Шмакова, Н. Разумова, С. Курач о «братьях наших меньших». Конкурс чтецов

Раздел 7. Литературные сказки (2 ч)

Пермяк Е.А. Сказка «Волшебные краски». Сравнение народной и литературной сказок, характеристика героев литературной сказки. Даль В.И. Сказка «Что значит  досуг?»

Раздел 8. Были-небылицы (2 ч)

Юрий Виськин «Сорока, которая крякала». Владимир Новиков «Пень и пичуга». Жанр, основные события произведения.

Раздел 9. Собирай по ягодке-наберешь кузовок (2 ч)

Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. Мария Юрасава «Мой друг Чапа».

        

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Раздел 1. Раздел  1 . Вводный урок. (1ч)

1.

Что такое «родная литература».

1

10.01.

Раздел 2. Устное народное творчество (2 ч)

2.

Устное народное творчество Омского  Прииртышья. Сказки, пословицы, загадки.

1

17.01.

3.

Устное народное творчество Омского  Прииртышья. Обрядовый фольклор.

1

24.01.

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (2 ч)

4.

Стихи омских поэтов о Родине, родном городе, о природе родного края  Т. Белозерова, И. Романча.

1

31.01.

5.

Стихи омских поэтов о Родине, родном городе, о природе родного края  В. Новикова, Т. Четвериковой.

1

7.02.

Раздел 4. Великие русские писатели (2ч)

6.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». События сказочного текста.

1

14.02.

7.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.

1

21.02.

Раздел 5. Люби живое  (2ч)

8.

М. Юрасов «Животный мир Западной Сибири». Поэтическое изображение родной природы.

1

28.02.

9.

Рассказы о животных  в произведениях  омских писателей Т. Белозерова, Л. Трутнева, Б. Гвоздева.

1

6.03.

Раздел 6. Поэтическая тетрадь (2 ч)

10.

Стихи Т. Белозерова, Т. Четвериковой, В. Новикова о «братьях наших меньших».

1

13.03.

11.

Стихи  Г. Шмакова, Н. Разумова, С. Курач о «братьях наших меньших». Конкурс чтецов.

1

20.03.

Раздел 7. Литературные сказки (2 ч)

12.

Пермяк Е.А. Сказка «Волшебные краски». Сравнение народной и литературной сказок, характеристика героев литературной сказки.

1

3.04.

13.

Даль В.И. Сказка «Что значит  досуг?». Сравнение народной и литературной сказок, характеристика героев литературной сказки.

1

10.04.

Раздел 8. Были-небылицы (2 ч)

14.

Юрий Виськин «Сорока, которая крякала». Жанр, основные события произведения.

1

17.04.

15.

Владимир Новиков «Пень и пичуга».

1

24.04.

Раздел 9. Собирай по ягодке-наберешь кузовок (2 ч)

16.

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

1

7.05.

17.

Работа над ошибками. Мария Юрасава «Мой друг Чапа». Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

14.05.

Контрольно-измерительные материалы итоговой контрольной работы по  литературному чтению на родном языке (русском) за 3 класс

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой работы по литературному чтению на родном языке (русском) в 3 классе

  1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся по литературному чтению на родном языке (русском) за 3 класс
  2. Содержание работы определяется на основе следующих документов:
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 29.12.2014г. №1576, 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»)
  2. Методические рекомендации (решение регионального учебно-методического объединения Омской области по общему образованию, протокол от 13.06.2019г №2).
  1. Характеристика структуры и содержания работы

Работа по литературному чтению на родном языке (русском) состоит из 1 части и содержит задания на определение читательских умений работать с текстом произведения   и включает в себя:

задания с выбором ответа (задания  1,2,3, 7,8,9);

задания с письменным кратким ответом (5,6,7,10);

задание на определение последовательности (4).

Время выполнения работы – 40 минут с учетом времени, отведенного на инструктаж обучающихся и внесение ответов в бланк ответов.

  1. Дополнительные материалы и оборудование – бланки с текстом контрольной работы по числу  учащихся.
  2. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 20 баллов.

По итогам проверки работы выставляются тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе суммы первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Аттестационная отметка выставляется по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом.

% выполнения заданий

Тестовый балл

Аттестационная отметка

90%-100%

18-20 балла

«5» («отлично»)

60%-89%

12-17 баллов

«4» («хорошо»)

30 % -59%

6-11  баллов

«3» («удовлетворительно»)

Менее 30%

менее 6 баллов

«неудовлетворительно» (задание не выполнено)

Кодификатор требований (умений), проверяемых заданиями работы

 для оценки достижения планируемых результатов по литературному чтению на родном языке (русском) 3 класс

Код раздела

Код контролируемого умения

Умения, проверяемые заданиями работы

1. Особенности художественного  произведения

1

1.1

Ориентироваться в видах литературных произведений (№1)

1.2

Определять жанр произведения. (№2)

1.3

Определять  тематику произведения. (№3)

2. Понимание текста

2

2.1

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде. (№ 5,7, 8, 9)

2.2

Устанавливать  последовательность событий в тексте.(№ 4)

2.3

Восстанавливать деформированный эпизод из текста.(№10)

2.4

Определять средства худож. выразительности (сравнение) (№6)

Правильные ответы

Правильный ответ

Максимальный балл

а) художественное

1

а) рассказ

1

б) «Люби живое»            

1

_4_ заложил горчицу;

_3_ надрезал грудку;

_5_ замаскировал перьями грудку;

_1_ отнял у кота воробушка;

_2_  ощипал теплую грудку;

_6_ отдал птичку Агапу.

1

По оставленным в углу и у порога перьям птиц.

1

С большим кулаком.

1

Отморозил.

5

в) в деревне

1

б) воробей        

1

   Домашние кошки по своим ловчим склонностям бывают разные: одни предпочитают охотиться на мышей, другие – на крыс и кротов, третьи – на птичек, четвертые вообще универсальны, а пятые – лентяи и блудни.

7

Итого:

20 баллов

Текст итоговой контрольной работы

Проверка читательских умений работать с текстом произведения. 3 класс

ПТИЧНИК

Домашние кошки по своим ловчим склонностям бывают разные: одни предпочитают охотиться на мышей, другие – на крыс и кротов, третьи – на птичек, четвертые вообще универсальны, а пятые – лентяи и блудни… И особенно это заметно в деревне.

Был у нас здоровенный кот по кличке Агап – голова с большой кулак, глаза хитрющие с зеленцой, одно ухо наполовину отморожено, хвост полуободран. Казалось бы, такому котищу самое дело давить крыс и хомяков, а он нет – к птичкам пристрастился. Да так, что каждый день притаскивал в дом то воробушка, то скворчика, то трясогузку или мухоловку. Дед вначале, отбирая придушенных пташек, увещевал Агапа на словах, после раза два отвесил подзатыльников – бесполезно: кот продолжал ловить птичек. И уследить за ним было нелегко. Лишь по перышкам, оставленным где-нибудь в углу, у порога, да по хитрой облизанной морде можно было догадаться об очередной крылатой жертве Агапа.

И дед придумал. Отняв как-то у кота воробушка, он слегка ощипал его еще теплую грудку, надрезал там кожу и заложил под нее немного горчицы. Замаскировав перьями тронутое место, дед отдал птичку Агапу. Тот и съел ее с жадностью в один прием. Что после этого было! Котище метался по дому с жуткими криками, переваляв все, что мог, а потом, как открыли двери, вынесся на улицу.

Дня три мы не видели Агапа и уже стали опасаться, что в общем-то неплохой наш кот вовсе потерялся. А он явился – крадучись, с оглядкой, притихший. И не стал Агап после этого ловить ни птичек, ни мышей, ни другую живность. Пришлось нам заводить еще одну кошку – мышатницу.

Л.Трутнев

1. Какое это  произведение?

а) художественное      б) научно-познавательное

         

2. К какому жанру можно отнести  данное произведение?

  а) рассказ                   б) сказка                                        в) басня

3. В какой раздел вы поместили бы это произведение?

а) «Поэтическая тетрадь»      б) «Люби живое»            в) «Были - небылицы»

4. Расставь  порядок действий деда, когда он проучил Агапа:

__ заложил горчицу;

__ надрезал грудку;

__ замаскировал перьями грудку;

__ отнял у кота воробушка;

__  ощипал теплую грудку;

__ отдал птичку Агапу.

5. Как дед узнавал, что кот ловил птиц?  __________________________________________

6.  С чем сравнивается автор голову кота в рассказе? ____________________________

7. Что случилось с ухом кота?      ________________________________

 

8. Где происходили события?

а) в лесу       б) около города           в) в деревне

9. Кто был последней жертвой Агапа?

а) скворчиха         б) воробей        в) трясогузка

10. Запиши пропущенные слова:   Домашние _______ по своим ловчим _______ бывают разные: одни предпочитают охотиться на ____, другие – на _________и ______, третьи – на _________, четвертые вообще _________, а пятые – лентяи и _________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс...

Рабочая программа по родному Литературному чтению "Школа России",4класс

Рабочая программа по родному Литературному чтению "Школа России",4класс...

Рабочая программа по "Родному русскому языку" "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...