Рабочая программа внеурочной деятельности: "Я учусь и развиваюсь"
рабочая программа (2 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Я учусь и развиваюсь» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с ОВЗ (задержкой психического развития) и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ по общеинтеллектуальному направлению деятельности.
Срок реализации программы 1 учебный год.
Адресатами программы являются учащиеся младших классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Целью данного курса является: содействие становлению ребенка как личности, ответственно относящейся к своей жизни и здоровью, обладающей культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Я учусь и развиваюсь" | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа - интернат №9 Калининского района Санкт - Петербурга
Принята "Утверждаю"
Решением педагогического совета Директор ГБОУ школы -интернат №9
протокол от № Приказ от №
Е.В.Матюхина
Рабочая программа внеурочной деятельности
Название программы: "Я учусь и развиваюсь"
Класс: 2"Б"
Воспитатель: Кайсина Т.В.
Санкт - Петербург
2021 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я учусь и развиваюсь» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с ОВЗ (задержкой психического развития) и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ по общеинтеллектуальному направлению деятельности.
Для успешного обучения ребенка в школе у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Срок реализации программы 1 учебный год.
Адресатами программы являются учащиеся младших классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации.
3. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015 "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга".
Целью данного курса является: содействие становлению ребенка как личности, ответственно относящейся к своей жизни и здоровью, обладающей культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Основные задачи:
- Создать условия для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний.
- Сформировать представления о здоровом образе жизни.
- Развить способность к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
- Ознакомить обучающихся с азами науки психологии, раскрыть содержание ряда психологических понятий (прежде всего обозначающих основные психические процессы).
- Раскрыть общечеловеческие нормы морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
- Развить инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности.
При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов
Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе регулирование связи и взаимодействия между овладением знаниями и способами деятельности и развитием, между приобщением к ценностям социума, адаптацией в общество и индивидуализацией, сохранением и развитием уникальности, неповторимости личности..
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом основных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Постепенный подход от простых знаний и умений к более сложным.
Принцип доступности. Критерии отбора учебных материалов, который отражает соответствие содержания образовательного процесса реальным возрастным, физическим, интеллектуальным способностям учащихся.
Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий, контролируется качество их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Для реализации данной программы первостепенное значение имеют:
создание в классе атмосферы доброжелательного отношения ко всем обучающимся;
максимальное использование разнообразных видов деятельности и интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности "Я учусь и развиваюсь":
В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся должны научиться:
- к формированию уважительного отношения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога;
- учиться высказывать свое предположение в ходе работы с различными источниками информации;
- строить речевое высказывание в устной форме.
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- усваивать разные способы запоминания информации.
- учиться позитивно проявлять себя в общении;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
Личностные результаты изучения курса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии курса "Я учусь и развиваюсь" через обучение и игру.
Занятия могут также проходить в форе конструирования, лепки, рисования, с раздаточным материалом.
Работа может проводиться как в групповой так и в индивидуальной форме.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- совместные действия ребенка и взрослого;
-действия детей по образцу;
- проверке самостоятельно выполненных заданий, и их корректировке,
- обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания,
- объяснению причин допущенных ошибок.
Система и формы оценки достижения планируемых результатов:
При реализации данной программы используется индивидуальная форма контроля. Для оценки используется метод наблюдения и выражается в баллах:
- 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балл - смысл действия понимает, может связать с конкретной ситуацией, при необходимости требуется оказание помощи;
- 2 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, допускает ошибки, которые исправляет по указанию учителя;
- 3 балла - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Содержание программы
Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
«Уроки здоровья», «Познавательная копилка», «Букварь эмоций», «Грамматика нравственности», «Секреты моего Я».
1 раздел «Уроки здоровья». Занятия направлены на воспитание ценностного отношения у обучающихся с ограниченными возможностями начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Занятия помогают сформировать у младших школьников установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).
Используются такие формы работы, как проведение мини-лекций и бесед, игры и упражнения для сохранения зрения, снимающие умственное напряжение, сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, просмотр видеозаписей, суд над вредными привычками и пр.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
- представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- понимание необходимости рационального (здорового) питания, представления его режиме, структуре, полезных продуктах;
- ежедневное соблюдение правил гигиены;
- представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, умение самостоятельно составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
2 раздел «Познавательная копилка». Занятия направлены на ознакомление детей с азами науки психологии, на актуализацию имеющихся у детей психологических знаний. Педагог помогает детям осознать значение психологических сведений для школьной и повседневной жизни.
Используются такие формы, как имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения, познавательные занятия, викторины, тесты, составление полезных памяток, свободное рисование, лепка, аппликация.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
- знания психологических понятий, прежде всего обозначающих основные психические процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление;
- понимать уникальность и безусловную ценность внутреннего мира человека;
- интерес ребенка к самому себе и к другим людям;
- умение вести диалогическое общение со сверстниками на близкую их интересам тему;
- использовать изученные методы и способы тренировки для развития своего внимания, воображения, мышления.
3 раздел «Букварь эмоций». Занятия призваны научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Используются такие формы работы, как обсуждение конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, кинофильмов, дидактические игры, упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
- знание содержание таких понятий, как эмоции и воля;
- умение осознавать собственные эмоции и чувства;
- управлять своими эмоциями и адекватно выражать негативные чувства;
- положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку;
- умение словесно выражать свои желания, чувства;
- умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина);
- конструктивно общаться с взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта;
- умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение, знание приемов релаксации.
4 раздел «Грамматика нравственности». Занятия направлены на обучение детей этически-ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это – формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты,
Используются такие формы работы, как игры-драматизации, ролевые игры, этические беседы, обсуждение конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов, составление словаря вежливого человека, составление полезных памяток, конкурсы, викторины и пр.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
- навыки культурного поведения;
- ответственное отношение к выполнению поручений и обязанностей;
- знание основных этических категорий и нравственных качеств человека;
- умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение;
- умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках;
- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, сквернословием и др.;
- навыки позитивного коммуникативного общения.
5 раздел «Секреты моего Я». Занятия помогают ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения и социальные роли, ответить на вопрос «Кто Я?», увидеть возможности личного роста, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
Используются такие формы работы, как обсуждение конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, просмотр видеозаписей, составление полезных памяток и др.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
- умение осознавать свои «сильные стороны»;
- адекватное отношение к ошибкам, неудачам;
- умение планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
Изучение любой темы в каждом разделе программы начинается с обращения к личному опыту ребенка: описания какой-либо типичной ситуации, в которую практически попадал каждый ребенок или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент.
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности "Я учусь и развиваюсь"
№п/п | Дата | Количество часов | Тема |
Раздел 1: «Уроки здоровья» (6 часов) | |||
1 | 1 | Я – ученик… Школьные правила | |
2 | 1 | Здоровье – это счастье. Режим дня. | |
3 | 1 | Если ты заболел | |
4 | 1 | Я выбираю здоровый образ жизни | |
5 | 1 | Про гибкость, ловкость, быстроту | |
6 | 1 | Гигиена слуха, прямая осанка | |
Раздел 2: «Познавательная копилка»(7 часов) | |||
7 | 1 | Мое восприятие. Ошибки восприятия | |
8 | 1 | Путешествие в прошлое | |
9 | 1 | Какая у меня память? Правила запоминания. | |
10 | 1 | Внимание и интерес. Свойства внимания | |
11 | 1 | Лабиринты мышления | |
12 | 1 | Мое воображение | |
13 | 1 | Фантазия и мечта | |
Раздел 3: «Букварь эмоций»(7 часов) | |||
14 | 1 | Наши чувства и действия. Учимся понимать чувства других | |
15 | 1 | Я хозяин моих чувств | |
16 | 1 | Чего надо бояться. Ссора | |
17-18 | 2 | Наше настроение. Как исправить настроение? Изобразить своё настроение на листе бумаги | |
19 | 1 | Как справится с упрямством? | |
20 | 1 | Как я справляюсь со своим гневом | |
Раздел 4: «Грамматика нравственности»(7 часов) | |||
21 | 1 | «Почему мы говорим неправду? | |
22 | 1 | Мои ценности. Ценность и неповторимость другого | |
23 | 1 | Мои друзья животные | |
24 | 1 | Добро и благодарность. Учимся доброжелательности | |
25 | 1 | Моя семья. Об уважительном отношении к старшим | |
26-27 | 2 | Моя малая родина. Мудрость моего народа | |
Раздел 5: «Секреты моего Я»(7 часов) | |||
28 | 1 | Мое имя | |
29 | 1 | Темперамент | |
30 | 1 | Мои сильные и слабые стороны | |
31 | 1 | Школьные трудности | |
32 | 1 | Домашние трудности | |
33 | 1 | Мои достижения | |
34 | 1 | Мои мечты |
Материально технические условия
- функционально ориентированные игрушки и пособия
- арсенал для техники АРТ-терапии: куклы, сюжетные картинки, альбомные листы, краски, цветная бумага, клей - карандаш, кисти, баночки для воды, пластилин и пр.
- образцы материалов, различных по фактуре
- компьютер
- мультимедийные материалы
Электронно-образовательные ресурсы
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Психологическая азбука: Начальная школа / Под ред. И.В. Вачкова. – Ось-89, 2003.
- Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: АРКТИ, 2003.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
- Шибкова Д.З. Наука быть здоровым: Учебное пособие для учащихся. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.
- Как я решаю свои проблемы. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.
- Как я справляюсь со своим гневом. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.
- Как я преодолеваю трудности. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.
- Как я разрешаю конфликты с… Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.
- Инфоурок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Вместе учимся, играем..."
Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС
Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Учись учиться"
Рабочая программа по внеурочной деятельности с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление
Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развивай-ка"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Развивай-ка 1-2 классы...