Рабочая программа внеурочной деятельности "Развивай-ка"
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Развивай-ка 1-2 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d._razvivay-ka.docx | 662.11 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Развивай-ка» для 1 – 4 классов на 2020 – 2024 учебные года составлена соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Курс «Развивай-ка» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Рабочая программа к курсу «Развивай-ка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Основные задачи курса:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В программе «Развивай-ка» применяются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- игровые технологии;
- технология разноуровневого обучения;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающая технология;
- групповые технологии
Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес. Внедрение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:
- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Формы деятельности:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, подвижные игры.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образовании.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
- Содержание курса
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
- Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
2.1.4 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация взаимопомощи между учащимися, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка познавательной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов, дающей школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся 1 класса (33 часа) получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате изучения данного курса во 2 классе (34 часа) обучающиеся получат возможность формирования
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Личностными результатами изучения кружка «Умницы и умники» во 2-м классе является формирование следующих умений:
• самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Результатами изучения курса «Развивайка» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных действий.
Регулятивные:
• Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
• Учиться планировать учебную деятельность.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
• Слушать и понимать речь других.
• Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Развивайка» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
• Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
• делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
• называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
• точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
• уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
• узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
• узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
• составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
• заполнять магические квадраты размером 3×3;
• находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
• находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
• проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Содержание программы 3 класс (34 часа)
Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа) Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.3
Сравнение (3 часа) Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.2 – 2.1.5
Комбинаторика (3 часа) Перестановки. Размещения. Сочетания.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.2 – 2.1.5
Действия предметов (6 часа) Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа) Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Элементы логики (10 часов) Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7
Развитие творческого воображения (2 часа) Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Практический материал (5 часа)
Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.5 – 2.1.7
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
Содержание программы 4 класс (3 часа)
Сравнение (2 часа) Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (3 часа) Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики (11 часов) Виды отношений между понятиями. Рефлективность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения (13 часов) Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал (5 часа) Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Тематическое планирование занятий кружка «Умники и умницы»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в 4 классе
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
∙ Формировать личностный смысл учения;
∙ Формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
∙ Осваивать способы решения проблем поискового характера
∙ Определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
∙ Осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные;
∙ Осознанно строить речевое высказывание;
∙ Овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
∙ Учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные:
∙ Учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
∙ Формировать мотивацию к работе на результат;
∙ Учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями;
∙ Решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
∙ Находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
∙ Устанавливать ситуативную связь между понятиями;
∙ Рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
∙ Решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
- Календарно – тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Кол-во часов | Дата по факту | Тема занятия | Вид деятельности | Форма деятельности |
1 | 1 | Незнайка развивает познавательные способности. Игра «Выполни по образцу» | Игровая деятельность. | Познавательная игра. | |
2 | 1 | Концентрируем внимание. Игра «Раскрась фигуру» | Познавательная деятельность. | Игры на развитие внимания. | |
3 | 1 | Буратино тренирует внимание. Игры «Составь новые слова» «Внимание» | Познавательная деятельность. | Игры на развитие внимания. | |
4 | 1 | Тренируем слуховую память. Игра «Найди фигуру» | Соревнование. | Игры на развитие памяти. | |
5 | 1 | Тренируем зрительную память. Игра «Запомни и нарисуй» | Урок-игра. | Игры на развитие памяти. | |
6 | 1 | Задания Красной Шапочки. Игра «Найди буквенную закономерность». | Игровая деятельность | Игры на развитие мышления. | |
7 | 1 | Развиваем внимание. Игры «Найди разбойника» «Незаконченные рисунки» | Познавательная деятельность | Игры на развитие внимания. | |
8 | 1 | Развиваем логическое мышление. Угадай фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее» | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления. | |
9 | 1 | Концентрируем внимание. Составляем новые слова. Игра «Сравни зайчиков» | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
10 | 1 | Тренируем внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт» | Игровая деятельность | Игры на развитие внимания. | |
11 | 1 | Золушка тренирует слуховую память. Игра «Найди слова в цепочках» | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
12 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Игра «Составь новые слова» Ответь быстро на вопросы. | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
13 | 1 | Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники» | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления. | |
14 | 1 | Совершенствуем воображение. Игры «Помоги Винни-Пуху» «Художник». | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. | |
15 | 1 | Развиваем логическое мышление. Игра «Шифровальщики». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления | |
16 | 1 | Концентрируем внимание. Игры «Найди цыплёнка» «Лабиринт» | Игровая деятельность | Игры на развитие внимания. | |
17 | 1 | Тренируем внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат» | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
18 | 1 | Тренируем слуховую память. Игры «Ответь быстро» «Так же, как…» | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
19 | 1 | Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадай слово» | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти, речи, мышления. | |
20 | 1 | Поиск закономерностей. Назови номер фигуры. Игра «Отгадай слово» | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления. | |
21 | 1 | Совершенствуем воображение. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд». | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. | |
22 | 1 | Развиваем логическое мышление. Кто длиннее всех? Отгадываем ребусы. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
23 | 1 | Концентрируем внимание. Найди одинаковые части. Игра «Наборщик». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
24 | 1 | Тренируем внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя». | Игровая деятельность | Игры на развитие внимания. | |
25 | 1 | Тренируем слуховую память. Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составим новые слова». | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
26 | 1 | Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Отгадываем ребусы. | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
27 | 1 | Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвёртый лишний». | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления. | |
28 | 1 | Совершенствуем воображение. Нарисуй слово схематично. Отгадываем кроссворды. | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. | |
29 | 1 | Развиваем логическое мышление. Игры «Помоги обезьянкам узнать своё имя» «Найди фигуру». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
30 | 1 | Концентрируем внимание. Игры «Кому звонил Чебурашка» «Зашифруй слова». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
31 | 1 | Тренируем слуховую память. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу». | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
32 – 33 | 2 | Тренируем зрительную память. Игра «Найди 10 отличий». | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Кол-во часов | Дата по факту | Тема занятия | Вид деятельности | Форма деятельности |
1 | 1 | Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. | Тестирование. | Тестирование. | |
2 | 1 | Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. | Познавательная деятельность. | Игры на развитие внимания. | |
3 | 1 | Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. | Познавательная деятельность. | Игры на развитие внимания. | |
4 | 1 | Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. | Соревнование. | Игры на развитие памяти. | |
5 | 1 | Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. | Урок-игра. | Игры на развитие памяти. | |
6 | 1 | Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». | Игровая деятельность | Игры на развитие мышления. | |
7 | 1 | Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. | Познавательная деятельность | Игры на развитие внимания, воображения, мышления. | |
8 | 1 | Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. | Познавательная деятельность | Задачи и упражнения на развитие мышления, воображения, внимания. | |
9 | 1 | Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
10 | 1 | Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания и мышления. | |
11 | 1 | Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | |
12 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. | |
13 | 1 | Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». | Познаватель-ная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления. | |
14 | 1 | Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы. | Познаватель-ная деятельность | Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. | |
15 | 1 | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. | |
16 | 1 | Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | |
17 | 1 | Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
18 | 1 | Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | |
19 | 1 | Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | |
20 | 1 | Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие логического 1мышления. | |
21 | 1 | Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. | Познавательная деятельность | И1гры и упражнения на развитие мышления и воображения. | |
22 | 1 | Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. | |
23 | 1 | Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. | |
24 | 1 | Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | |
25 | 1 | Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | |
26 | 1 | Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | |
27 | 1 | Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | |
28 | 1 | Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. | Познавательная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. | |
29 | 1 | Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции». | |
30 | 1 | Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи. | |
31 | 1 | Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | |
32 | 1 | Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | Познавательная деятельность. | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | |
33 | 1 | Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Игровая деятельность. | Игры и упражнения на развитие памяти, воображения. | |
34 | 1 | Конкурс эрудитов. | Тестирование. | Тестирование. |
- Материально- техническое и учебно - методическое обеспечение рабочей программы
Методические пособия:
1.О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика.
Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.
2.Рабочая тетрадь (2 части), О.А. Холодова «Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика. 1 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.
3.Айзенк Х..и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010 г.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно- развивающие упражнения для учащихся 1-4 классов. - М., 2010 г.
5.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей. - М.2011 г.
6. Дьяченко О.М.. Лото «Весёлые человечки» -М; Линка – пресс 2010 г.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
Мультимедийные пособия: ноутбук
Методическое обеспечение:
Разработка занятий, наглядные пособия, подборка информационной и справочной литературы, кассеты с записями детской музыки и т.д., треугольники, разрезные карточки, книги серии Развивающие игры», простой и цветной карандаши, краски, настольные игры, учебная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...