Рабочая программа внеурочной деятельности "Развивай-ка"
календарно-тематическое планирование

Королева Ирина Циньевна

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Развивай-ка 1-2 классы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d._razvivay-ka.docx662.11 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Развивай-ка» для 1 – 4 классов  на 2020 – 2024  учебные года  составлена соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».                                           

Курс «Развивай-ка» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Рабочая программа к курсу «Развивай-ка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Основные задачи курса:

  1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

В программе «Развивай-ка» применяются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

- игровые технологии;

- технология разноуровневого обучения;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающая технология;

- групповые технологии

Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес. Внедрение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).                                 

Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.


Формы деятельности:

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, подвижные игры.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образовании.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

  1. Содержание курса

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развитиявключающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

  1. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  1. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  1. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

2.1.4  использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  1. включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  1. организация взаимопомощи между учащимися, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  1. инициирование и поддержка познавательной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов, дающей школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся 1 класса (33 часа) получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

• выделять существенные признаки предметов;

• сравнивать между собой предметы, явления;

• обобщать, делать несложные выводы;

• классифицировать явления, предметы;

• определять последовательность событий;

• судить о противоположных явлениях;

• давать определения тем или иным понятиям;

• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

• выявлять функциональные отношения между понятиями;

• выявлять закономерности и проводить аналогии.

В результате изучения данного курса во 2 классе (34 часа) обучающиеся получат возможность формирования

Задания повышенной сложности (5 ч)

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Логически-поисковые задания (5 ч)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Поиск закономерностей (5 ч)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Личностными результатами изучения кружка «Умницы и умники» во 2-м классе является формирование следующих умений:

• самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Результатами изучения курса «Развивайка» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных действий.

Регулятивные:

• Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

• Учиться планировать учебную деятельность.

• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).

• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

• Слушать и понимать речь других.

• Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Развивайка» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

• Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

• делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

• называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

• точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

• уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

• узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

• узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

• составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

• заполнять магические квадраты размером 3×3;

• находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

• находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

• проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

• объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

• уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

Содержание программы 3 класс (34 часа)

Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа) Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.3

         Сравнение  (3 часа) Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

 Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.2 – 2.1.5

Комбинаторика (3 часа) Перестановки. Размещения. Сочетания.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.2 – 2.1.5

Действия предметов (6 часа) Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа) Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

 

Элементы логики (10 часов) Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.1 – 2.1.7

         Развитие творческого воображения (2 часа) Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

   Практический материал (5 часа)

Модуль «Школьный урок» – п. 2.1.5 – 2.1.7

В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные:

• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

• Проговаривать последовательность действий.

• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других.

• Читать и пересказывать текст.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

• выделять существенные признаки предметов;

• сравнивать между собой предметы, явления;

• обобщать, делать несложные выводы;

• классифицировать явления, предметы;

• определять последовательность событий;

• судить о противоположных явлениях;

• давать определения тем или иным понятиям;

• определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

• выявлять функциональные отношения между понятиями;

Содержание программы 4 класс (3 часа)

Сравнение (2 часа) Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

Комбинаторика (3 часа) Решение задач с помощью таблиц и графов.

Элементы логики (11 часов) Виды отношений между понятиями. Рефлективность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

Развитие творческого воображения (13 часов) Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

Практический материал (5 часа) Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Тематическое планирование занятий кружка «Умники и умницы»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в 4 классе

В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

 Формировать личностный смысл учения;

 Формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

 Осваивать способы решения проблем поискового характера

 Определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

 Осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные;

 Осознанно строить речевое высказывание;

 Овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

 Учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные:

 Учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

 Формировать мотивацию к работе на результат;

 Учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями;

 Решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

 Находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

 Устанавливать ситуативную связь между понятиями;

 Рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

 Решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

  1. Календарно – тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Кол-во часов

Дата по факту

Тема занятия

Вид деятельности

Форма деятельности

1

1

Незнайка развивает познавательные способности. Игра «Выполни по образцу»

Игровая деятельность.

Познавательная игра.

2

1

Концентрируем внимание. Игра «Раскрась фигуру»

Познавательная деятельность.

Игры на развитие внимания.

3

1

Буратино тренирует внимание. Игры «Составь новые слова» «Внимание»

Познавательная деятельность.

Игры на развитие внимания.

4

1

Тренируем слуховую память. Игра «Найди фигуру»

Соревнование.

Игры на развитие памяти.

5

1

Тренируем зрительную память. Игра «Запомни и нарисуй»

Урок-игра.

Игры на развитие памяти.

6

1

Задания Красной Шапочки. Игра «Найди буквенную закономерность».

Игровая деятельность

Игры на развитие мышления.

7

1

Развиваем внимание. Игры «Найди разбойника» «Незаконченные рисунки»

Познавательная деятельность

Игры на развитие внимания.

8

1

Развиваем логическое мышление. Угадай фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее»

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.

9

1

Концентрируем внимание. Составляем новые слова. Игра «Сравни зайчиков»

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

10

1

Тренируем внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт»

Игровая деятельность

Игры на развитие внимания.

11

1

Золушка тренирует слуховую память. Игра «Найди слова в цепочках»

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

12

1

Тренировка зрительной памяти. Игра «Составь новые слова» Ответь быстро на вопросы.

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

13

1

Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники»

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.

14

1

Совершенствуем воображение. Игры «Помоги Винни-Пуху» «Художник».

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

15

1

Развиваем логическое мышление. Игра «Шифровальщики».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления

16

1

Концентрируем внимание. Игры «Найди цыплёнка» «Лабиринт»

Игровая деятельность

Игры на развитие внимания.

17

1

Тренируем внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат»

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

18

1

Тренируем слуховую память. Игры «Ответь быстро» «Так же, как…»

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

19

1

Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадай слово»

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти, речи, мышления.

20

1

Поиск закономерностей. Назови номер фигуры. Игра «Отгадай слово»

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.

21

1

Совершенствуем воображение. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд».

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

22

1

Развиваем логическое мышление. Кто длиннее всех? Отгадываем ребусы.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

23

1

Концентрируем внимание. Найди одинаковые части. Игра «Наборщик».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

24

1

Тренируем внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя».

Игровая деятельность

Игры на развитие внимания.

25

1

Тренируем слуховую память. Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составим новые слова».

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

26

1

Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Отгадываем ребусы.

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

27

1

Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвёртый лишний».

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.

28

1

Совершенствуем воображение. Нарисуй слово схематично. Отгадываем кроссворды.

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

29

1

Развиваем логическое мышление. Игры «Помоги обезьянкам узнать своё имя» «Найди фигуру».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

30

1

Концентрируем внимание. Игры «Кому звонил Чебурашка» «Зашифруй слова».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

31

1

Тренируем слуховую память. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу».

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

32 – 33

2

Тренируем зрительную память. Игра «Найди 10 отличий».

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

2 класс (34 часа)

№ п/п

 Кол-во

  часов

Дата по факту

Тема занятия

Вид деятельности

Форма деятельности

1

1

Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления.

Тестирование.

Тестирование.

2

1

Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

Познавательная деятельность.

Игры на развитие внимания.

3

1

Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.

Познавательная деятельность.

Игры на развитие внимания.

4

1

Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.

Соревнование.

Игры на развитие памяти.

5

1

Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания.

Урок-игра.

Игры на развитие памяти.

6

1

Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая».

Игровая деятельность

Игры на развитие мышления.

7

1

Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами.

Познавательная деятельность

Игры на развитие внимания, воображения, мышления.

8

1

Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи.

Познавательная деятельность

Задачи и упражнения на развитие мышления, воображения, внимания.

9

1

Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

10

1

Тренируем внимание. Игра «Лабиринт»

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие внимания и мышления.

11

1

Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

12

1

Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику.

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.

13

1

Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая».

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.

14

1

Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы.

Познаватель-ная деятельность

Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения.

15

1

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения.

16

1

Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку»

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

17

1

Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

18

1

Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

19

1

Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

20

1

Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха.

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие логического

1мышления.

21

1

Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек.

Познавательная деятельность

И1гры и упражнения на развитие мышления и воображения.

22

1

Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления.

23

1

Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

24

1

Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

25

1

Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

26

1

Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

27

1

Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия»

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

28

1

Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек.

Познавательная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

29

1

Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции».

30

1

Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи.

31

1

Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

32

1

Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

Познавательная деятельность.

Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления.

33

1

Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Игровая деятельность.

Игры и упражнения на развитие памяти, воображения.

34

1

Конкурс эрудитов.

Тестирование.

Тестирование.

  1. Материально- техническое и учебно - методическое обеспечение рабочей программы

Методические пособия:

1.О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика.

Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.

2.Рабочая тетрадь (2 части), О.А. Холодова «Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика. 1 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.

3.Айзенк Х..и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010 г.

4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно- развивающие упражнения для учащихся 1-4 классов. - М., 2010 г.

5.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей. - М.2011 г.

6. Дьяченко О.М.. Лото «Весёлые человечки» -М; Линка – пресс 2010 г.

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

Мультимедийные пособия: ноутбук

Методическое обеспечение:

Разработка занятий, наглядные пособия, подборка информационной и справочной литературы, кассеты с записями детской музыки и т.д., треугольники, разрезные карточки, книги серии Развивающие игры», простой и цветной карандаши, краски, настольные игры, учебная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...