Открытый урок по предмету ИКН (2 клас)
методическая разработка (2 класс)

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_ikn.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Людмила Ивановна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

Название материала: Урок по ИКН по теме «Предметы быта и труда в прошлом»

План –конспект

Предмет: История и культура народов Марий Эл

Класс:

Учитель: Алексеева Людмила Ивановна

Базовый учебник: А.И. Аканаева, З.И. Морозова. История и культура народов Марий Эл

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Тема урока: Предметы быта и труда в прошлом.

Цели: сформировать знания об основных предметах быта и орудия труда в прошлом; освоение новых слов, связанных с культурой, бытом марийского народа в прошлом и в настоящее время.

          Задачи:

          Обучающие: ознакомить, каким трудом жители села занимались в прошлом и каким занимаются в настоящее время; какими орудиями труда пользовались в прошлом и из чего они изготовлялись

Развивающие: развивать навыки правильного произношения слов и правильного построения предложений, умение работать с текстом, источником правильного построения предложений; активизировать познавательную деятельность показом наглядных предметов труда и быта прошлого

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к людям, которые работают на земле; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и приёмы: проблемный, объяснительно- иллюстративный, поисковый, наглядный-выставка изделий, иллюстративный материал.

Формируемые УУД

Личностные: формирование у обучающихся понимания значимости изучения истории и культуру народа мари в прошлом и настоящем

Регулятивные: контроль за выполнением собственных действий; подбор лексических и языковых средств для составления высказываний; оценивание своей работы

Коммуникативные: построение устных высказываний в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать в коллективе и сотрудничать с учителем

Оборудование: магнитная доска, презентация, учебник «История и культура народов Марий Эл», книга Эльмиры Меджитовой «Марий калык искусство», выставка «Предметы быта и орудия труда народа мари» (кадушки, бочка-квашня, жбан, кочедык, веретено, лапти, сито, решето, лоток, лопата для теста, корыто, прялка, грабли, серп, цеп, фонарь, корзина, пшеница, рожь, овёс, ячмень, старинное марийское платье)

Современные технологии: проблемно- диалогическое обучение, технология АМО (активные методы обучения), игровая технология, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, технология оценивания учебных успехов.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на присутствующих гостей и отправим им своё тепло - подуем в ладоши.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.                                                                                                                                                           1) Побуждающий диалог.                                                                                                                            Учитель: Какой народ является коренным в нашей республике?  А вы знаете что – нибудь из прошлого народа мари?                                                                                                                                                                                                                                               Учащиеся: Жили бедно. Работали много, отдыхали только в религиозные праздники.                                       2) Определение первичных знаний.                                                                                                         Учитель: Давайте вспомним как раньше называли марийский народ в документах? (Черемисы)                                                                                                       Учитель: Что это у меня в руках? Лапти -это крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу. Давайте заглянем в прошлое через это окно и лапти перенесут нас в прошлое.

 3. «Открытие нового знания».  Включение обучающихся в «прошлый мир» через выставку орудий труда и быта.                                                                                                                                                                                                            1) Первичная систематизация знаний.                                                                                             Учитель: Вот мы с вами в прошлом. Ребята, посмотрите на эти предметы.  Вы, знаете эти предметы? Как они называются? Где и для чего их применяли?

Древние марийцы занимались земледелием. Орудием обработки почвы у марийцев издавна была соха (марла шога), бороны (тырма) с деревянными зубьями. Демонстрация фото (с.25) На этой фотографии видно, пахали и бороновали используя лошадей. Сев полевой культуры производили вручную, разбрасывая зерно по горсти на каждый шаг из севалки (удымкомдо). Уборку осуществляли обычным серпом (сорла)в снопы. Способы молотьбы снопов были разными, но основным был обмолот цепами (сапондо). Молотьбу осуществляли вручную, ударяя поочерёдно цепами по снопе. Демонстрация ручной молотьбы цепом.                                                                                 Загадка: Снизу, сверху постучу, мохнатую голову растреплю (молотьба цепами).

Основной урожай обычно обмолачивали глубокой осенью или зимой. Летом выполняли другую работу. Обмолоченное зерно веяли, подбрасывая деревянной лопатой на ветру для отделения зерна от мусора.  Позже появились сеялки, жатки и молотилки на конной тяге.  

Учитель: А сейчас какая техника заменила эти орудия труда? Люди какой профессии работают на селе?                                                                                                                                                Дети: Вместо лошадей пашут землю трактором. Сеют зерно сеялкой. Убирают хлеб комбайном.  На поле работают трактористы и комбайнёры.

Учитель: Переработка зерна в муку производилась при помощи ручных жерновов (кидвакш), а также водяными (вудвакш) и ветряными (мардежвакш) мельницами. А где сейчас зерно превращают в муку?                                                                                                                                            Дети: Сейчас зерно в муку превращают на мукомольном заводе.

Учитель: Традиционными полевыми культурами марийцев были: овёс, ячмень, просо, рожь. Посмотрите на колоски пшеницы, ржи, ячменя. Демонстрация зерновой культуры.                                                                                                                  Посевы других полевых культур как пшеница, гречиха, горох были неповсеместны и незначительны. Долгое время полевой культурой была репа.                                                                          На лугу траву косили косой (сава). Собирали сено деревянными граблями (шорвондо) и деревянными вилами (шаньык). А сейчас?  

Дети: Сейчас косят траву косилкой, триммером. Высушенное сено прессуют сразу в поле. С работой справляется один человек. Крестьянам жить стало легче, т.к. тяжёлый физический выполняет техника.                                                                                                                                                                                                                                            

2) Первичная проверка запоминания слов.                                                                              Учитель: Ребята, сколько новых слов вы узнали. А теперь проверим что вы запомнили?  Гости будут загадывать, а вы отгадывать.                                                                                                                                                                    Загадки:                                                                                                                                                                      1. Зубастая, но не кусается (грабли)                                                                                                                            2.У одной старухи три зуба (вилы)                                                                                                                             3. Горбатая старуха по полю ходит (серп)

3) Лексическая работа через загадки.

 Учитель: Теперь я буду загадывать загадки. Излюбленным материалом в народе было дерево. Из дерева рубили жилища и хозяйственные постройки, делали орудия труда, мебель, телеги. Для изготовления домашней утвари использовали липу. Т.к у липы древесина была мягкая, работать было легко. Народ мари сложил очень много пословиц о предметах быта и орудиях труда. Вот послушайте и отгадайте.

1.Баба пляшет – пляшет да падает навзничь (веретено -шудыр)

2.Двуголовая утка туда и сюда плывёт (челнок- шуша)

3.Чёрная свинья расчёсывает девушку- блондинку (чесалка-шондаш)

4. Для дела пригож, а всего полгорст (кочедык- сузло).

5. Сквозь мелкий липняк снег падает (просеивание муки)

6. На вешалку повесишь, в сундук не положишь (прялка- кунчылавондо)

7. Федот-дырявый живот(бочка-печке)

8. Зимой полнеет, летом худеет (корыто- вол)

9. Чёрный конь прыгает в огонь (кочерга- тулвондо)

4. Физкультминутка.  

Учитель:А что за орудие труда кочерга (тулвондо)? Этот предмет для выгребания уголька из печи.  Ручка сделана из дерева, а нижняя часть из железа, имеет форму буквой Г. И это орудие изготовлял кузнец.  У кузнеца была самая почётная и уважаемая профессия в деревне.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Эй, кузнец, молодец!                                                                                                                                                                                                          Захромал мой жеребец.                                                                                                                                                                     Ты подкуй его опять!                                                                                                                                                  Отчего не подковать?                                                                                                                                                     Вот гвоздь, вот подкова                                                                                                                                             Раз, два и готово!!!

5. Закрепление знаний в новой ситуации.                                                                                                   1) Чтение текста с восстановлением слов. Приём «Вставь нужные слова»                   Учитель: Ребята, в руках у меня бумага из прошлого. Некоторые слова стёрлись. Прочитайте, восстановите слова.                                                                                                                                              

Марийские племена жили на луговом(левом) и горном (правом) берегах реки Волги. Основным занятием было земледелие. Марийцы пользовались простыми орудиями труда: сохой, серпом, косой. Для размола зерна строили на реках водяные мельницы.  Крестьяне разводили домашних животных: коров, овец, лошадей.   Также они занимались бортничеством (собиранием дикого мёда), охотой и рыболовством вдоль рек и озёр.

                                   

Учитель: До середины 19 века марийцы занимались бортничеством (собирание мёда диких пчёл). Через какое -то время появилось колодное пчеловодство. Только потом появилось пасечное пчеловодство. Демонстрация фото (стр.22)                                                                                   

2) Классификация слов. Приём «Соотнеси»     

 Учитель: Ребята, все слова, которые вы узнали на уроке, перепутались. Разделите на группы.                                                                                                            1. Домашняя утварь.                                                                                                                                                            2. Орудия труда.                                                                                                                                                       3.Блюда                                                                                                                                                                        

Цеп. Кадушка. Бочка- квашня. Сорла.  Кочедык.  Мелна. Веретено.  Шокте. Кинде. Кузов. Понарь. Челнок. Чесалка. Кудель.  

 3) Работа в паре. Развитие навыков правильного произношения старинных слов.

 Учитель: Сейчас мы с вами поиграем. В этой игре нам помогут лапти.  Передавая лапти, вы должны называть старинные предметы быта и орудия труда, которые вы узнали. Можно и на марийском языке.

6. Первичное закрепление.

1)Сообщение учителя.

 Вы обратили внимание, с нами сегодня ещё одни гости- дед и баба. Они тоже из пошлого, в старинной одежде. Старинный марийский национальный костюм вы можете видеть на выставке.  Я хочу рассказать вам про моих бабушек.  Моя мамина мама Агеева Анисия Николаевна с малых лет работала в поле, пахала, сеяла, добывала смолу на смолокурне. Не боялась никакой работы. Плела корзины, мастерила санки, свирели, свистульки.

Другая бабушка Степанова Мария Степановна прожила 100 лет. Ни разу в жизни ни с кем не ругалась. Была доброй и очень терпеливой. Пахала землю наравне со взрослыми с 14 лет. Всю жизнь работала в поле, на ферме, рубила лес. Во время ВОВ сплавляла брёвна по реке Юшут, стоя в лаптях в ледяной воде. И зимой и летом возила зерно на лошадях на станцию Шелангер. Как она говорила «не копала только окопы…грудной ребёнок был в руках».

Моя мама Нина Ивановна Андриянова  - почётная доярка колхоза им. С.Г.Чавайна. За ударный труд награждена медалью «За преобразование Нечерноземья РСФСР» и медалью «Ветеран Труда». Я, как и вы, горжусь своими родными людьми.  

2) Выступление детей.  Петрова Катя, Плотников Артем, Базунов Константин.                                               

3) Работа над пословицей.                                                                                                                              Учитель: Доброе отношение к земле выражено в таких пословицах:                                                          Птица славится пением, а человек трудом.                                                                                                 Будешь трудиться- будешь кормиться.

4) Подведение к умозаключению.                                                                                                           Учитель: Человек должен каждый день работать, приносить пользу себе и окружающим. Благодаря труду человек добивается успеха в своей жизни.  Труд славит человека.                                                                                                         

7. Включение в систему знаний и повторение.                                                                                           Учитель: Мы сегодня с вами проделали огромную работу. Узнали много нового и интересного из прошлой жизни народа мари. Какие вы все были активными. Молодцы! Ответьте на вопросы по опорным вопросам учителя.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   КЛИШЕ                                                                                                                                                                1. О каком коренном народе шла речь на уроке?                                                                                                                                 2. Где они жили и живут?                                                                                                                                              3. Какое основное занятие у них было?                                                                                                                                    4. На каком языке они говорят?                                                                                                                               5. Был ли народ мари трудолюбивым и терпеливым?                                                                                                              8. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо занимались. Если вам было интересно на уроке, если вам понравилось, почешите старинным орудием труда моей бабушки -  чесалкой  кудель (МУШ)

9. Завершение урока.                                                                                                                                          Учитель: Я думаю, у ваших бабушек и дедушек на чердаке найдутся старинные предметы и орудия труда. Расспросите их, а потом расскажете на уроке. Я закрываю окно в прошлое.

Всем гостям и учащимся класса я советую посмотреть презентацию «Мастера Моркинской стороны». Здесь вы увидите связь прошлого с настоящим. Всем спасибо!!!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...

Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"

Это конспект урока, направленный   на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...

Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе. Тема урока «Кто такие рыбы?»

Предмет: Мир природы и человека Тема урока: «Кто такие рыбы?» Класс: 2 Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы». Задачи:Предметные: сформировать у детей первон...

Конспект открытого урока по предмету математические представления. Тема урока: «Число и цифра 1»

Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1, с графическим обозначением числа 1.Задачи:Образовательные: познакомить с  понятием «Число и цифра 1», сформировать умение записи цифр...

Открытый урок по предмету математические представления в 6б классе по теме "Числа от 1-9. Обозначение цифрой. Соотнесение числа и количества предметов"

Открытый урок по предмету математические представления в 6б классе по теме "Числа от 1-9. Обозначение цифрой. Соотнесение числа и количества предметов"...