Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».
план-конспект урока по окружающему миру

Зубрилина Алина Владимировна

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелектуальными нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Республики Мордовия

«Саранская общеобразовательная школа для детей

 с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект открытого урока

по учебному предмету «Развитие речи»

для учащихся 6 «В» класса,

по теме: «Зимующие птицы»

Провела: учитель начальных классов

Зубрилина А. В.

Саранск 2018


Конспект урока по развитию речи.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: знакомство детей с зимующими птицами.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
  • учить образовывать глаголы от звукоподражаний;
  • учить образовывать  сложные прилагательные.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
  • развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;
  • логическое мышление;
  • совершенствовать пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.  

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, звуковое сопровождение, бутылочки, карточки.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Описание погоды

3. Дыхательная  и артикуляционная гимнастка

4. Вводная часть.  (Речевая разминка.)

5. Основная часть

6. Физ. минутка.

7. Работа по учебнику.

8. Пальчиковая гимнастика «Ворона»

9. Закрепление материала.

10. Обобщение материала.

11. Итог урока.

Используемый материал:

1. http://www.mobzvonok.net
2.
http://images.yandex.ru/yandsearch
3. http://www.freegrafica.ru/photoshop/kalendar/26058-zima.html 
4. 
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 и 5-6 лет. Изд-во Сфера, 2008
5. 
Екатерина Железнова Пальчиковые песенки-игры для малышей от 2 до 5 лет, 2008
6. 
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Сфера , 2010


Ход урока

(Слайд 1)

  1. Организационный момент (Слайд 2)

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Скажите, пожалуйста, какой у нас сейчас урок? (Урок развития речи). Правильно! Ребята, а какое сегодня число? Какой месяц? (ответы детей). Молодцы ребята!

  1. Описание погоды. (Слайд 3)

Посмотрите в окно. Какая замечательная погода. Какое время года сейчас? Давайте расскажем о сегодняшней погоде? Молодцы!

3.      Дыхательная  и артикуляционная гимнастка

Часто зимой дует холодный ветер. Давайте изобразим звук ветра.

– «ветер сильно подул» – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра.

Зимой у нас часто идет …(снег)? Давайте мы с вами попробуем язычком поймать снежинки.

«поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5-7 с.;

– «слижем «снежинки»» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;

4. Вводная часть. 

- Дети, сейчас мы с вами отправимся  в зимний лес в гости к Зимушке-Зиме. (Слайд 4)

Речевая разминка

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке холодно зимой.

-  Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красивоземля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. Посмотрите, к нам кто-то навстречу  идет. (Слайд 5)

5. Основная часть (Слайд 6)

–Ребята, вы узнали ее? (Ответы  ребят). Это хозяйка зимнего леса – Зимушка-Зима. Приглашает она вас к себе в гости в зимний лес. Как вы думаете, ребята, Зимушка-Зима скучает в лесу? (Ответы детей) Нет. Посмотрите,  как много у нее друзей –  птиц вокруг, и сейчас мы с ними познакомимся!

Но для начала отгадаем загадку:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым…  (снегирём) (Слайд 7)

Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает

 - Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины.

- Как лиса среди зверей эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома, а зовут ее…(ворона) (Слайд 8)

Ворона кар-кар             – … ворона каркает

Давайте рассмотрим её:

- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

- Какие у неё крылья? (большие)

- А лапки? (сильные, цепкие)

- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива.

Стрекотунья белобока, а зовут ее… (сорока) (Слайд 9)

Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет

(Слайд 10) Ребята, вы поняли в чем отличия вороны от сороки? (Окрас, криком)

- А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы. Давайте отгадаем про них загадки:

-Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Это кто?…(воробей) (Слайд 11)

Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает

-Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?…(синица) (Слайд 12)

Синица  свис-свис       – … синица свистит

(Слайд 13)

Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы? (маленькие)

- Какого цвета оперение у воробья? (серо-коричневое) У синички?  (желто-синее)

- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

- А у синички? (маленький, но остренький)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

– Давайте посмотрим на картинки и отгадаем остальных зимующих птиц! (Слайды 14-16)

Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует

Дятел трр-трр               – … дятел стучит

Сова ух-ух                    – … сова ухает

Ребята к нам летит сова и хочет с нами немного поиграть.

6.  Физминутка (Слайд 17)

 (Музыкальная зарядка: «Совушка сова»)

7. Работа по учебнику. (Слайд 18)

А теперь ребята, давайте выполним задание № 2 на странице 73 (Слайд 19, по щелчку)

-  Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях? (зимующими)

-  Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей? (Птицы летят ближе к людям, чтобы найти корм)

- Что страшнее для птицы: голод или холод? (голод, так как без пищи они замерзнут)

- Какую помощь мы можем оказать птичкам? (сделать кормушки и подкармливать птиц)

- Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны) (Слайд 20)   

 Она  голодная, ищет себе корм. Давайте ей поможем.

Молодцы ребята!

8. Пальчиковая гимнастика ВОРОНА [дорожка 7]

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,

Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь –
Разводим руками,
А червячков уж нет! 
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

9. Закрепление материала. (Работа в тетрадях и с доской)

 Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Найди каждой птице свое место»

          - Дети, Зимушка-Зима приготовила вам загадку. Посмотрите, в этом домике живут птицы. Каждая птица в своем домике. Узнайте, кто, где живет?

Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу. Учитель щелкает «мышкой» на нужном квадрате, Появляется цветное изображение птиц.  (Слайд 21)

– Какая птичка расположена в верхнем левом  углу? (Ворона)

– В верхнем правом углу? (Воробей)
– Какая птица стоит между вороной и воробьем? (Голубь)
– Какая птица стоит в нижнем левом углу? (Дятел)

– В нижнем правом углу?  (Снегирь)
– Какая птица стоит между дятлом и снегирем? (Сова)
– Какая птица стоит над совой?  (Журавль)

– Под вороной? (Синица)

–  Над снегирем? (Сорока)
– Какая птица лишняя? (Журавль) Почему? 
(Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

-  Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.

         

10. Обобщение материала

- Наша прогулка закончилась. Давайте попрощаемся с Зимушкой-Зимой.

 Раз, два, три повернись в школе нашей очутись.

– У кого  мы сегодня побывали в гостях? 
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу? 
– Как их можно назвать одним словом? 
(Зимующие птицы) 
– Как пели птицы? Что они делали? 
(Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.) 
– Как птицам зимой? 
(Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм). 
– Как ворона искала себе корм? Что она делала? 
(Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
– Как мы можем помочь птицам? 
(Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе школы, около дома) 
– Что любят зимующие птицы? 
(Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)

11. Итог занятия

Домашнее задание: с 74 № 1-5

Выставление оценок.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Адаптированная программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающися 4 класса VIII вида

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для обучения учащихся 4 класса 8 вида....

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...

Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»

Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»...

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...