Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Потемкина Людмила Леонидовна

Общая характеристика предмета

Программа представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью»,  «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена).

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений  умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.  

  Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в  раздел «Туалет».

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

В программе определены возможные (ожидаемые) результаты обучения  курса «Человек» по годам обучения.

Цель изучения предмета:  формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

         Курс «Человек» решает задачи:

соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

иметь представление о собственном теле;

относить себя к определенному полу;

выражать свои желания;

уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,

уметь обслуживать себя: принимать пищу и пить, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;

сообщать о своих потребностях и желаниях;

сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

уметь соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;

иметь представления о членах семьи, родственных отношениях в семье.

 

На изучение предмета отводится 3 час в неделю, 102 часа в год.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое  обеспечение (программа, учебники, рабочие тетради)

Программы обучения  учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой (Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.); Санкт-Петербург.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.

Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина рабочая тетрадь «Я – говорю!».   Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми:  «Ребенок и семья», упражнения с пиктограммами. - М.:Дрофа, 2007г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_1_klass.docx50.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом №126 от3.09.21г

                                                                                Рабочая программа по курсу Человек

1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Учитель: Потемкина Л.Л.

                                                                                                                                                                                                                       высшая квалификационная категория

                                                                                                                   п. Пречистое

                                                                                                2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказа Минобрнауки от 26.11.2010 года №1241, от 22.09.2011 №2357).
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). // Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
  3. ООП НОО Пречистенской средней школы (приказ директора школы №216 от 28.12. 2015 года).
  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (приказ директора №75 от 17.04.2017) (вариант 8.2)
  5. Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школы №112а от 31.08.2021 год)

Общая характеристика предмета

Программа представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью»,  «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена).

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений  умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.  

  Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в  раздел «Туалет».

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

В программе определены возможные (ожидаемые) результаты обучения  курса «Человек» по годам обучения.

Цель изучения предмета:  формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

         Курс «Человек» решает задачи: 

соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

иметь представление о собственном теле;

относить себя к определенному полу;

выражать свои желания;

уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,

уметь обслуживать себя: принимать пищу и пить, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;

сообщать о своих потребностях и желаниях;

сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

уметь соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;

иметь представления о членах семьи, родственных отношениях в семье.

На изучение предмета отводится 3 час в неделю, 102 часа в год.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое  обеспечение (программа, учебники, рабочие тетради)

Программы обучения  учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой (Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.); Санкт-Петербург.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г.

Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина рабочая тетрадь «Я – говорю!».   Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми:  «Ребенок и семья», упражнения с пиктограммами. - М.:Дрофа, 2007г.

Возможные (ожидаемые) результаты обучения  курса «Человек»

Личностные учебные действия

Пробуждение речевой активности при  использовании  речевого материала.

Проявлять положительные эмоции при работе с картинками, иллюстрацией, книжками, с педагогом.

Осуществлять предметные и предметно – практические действия вместе с педагогом .

Иметь представления о роли ученика.

Проявление положительных эмоций при выполнении физкультурных минуток.

формирование умения использовать специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли с помощью символов.

слушать учителя.

фиксировать взгляд на изображении.

Познавательные учебные действия

Формирование умения  использовать знако – символические средства, для моделирования прочитанного.

Формирование умения находить среди 2-3 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку.

Формирование умения  ориентироваться в представленных картинках; находить нужную информацию при рассматривание иллюстраций, книг

проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Соотносить слово, обозначающее предмет с предъявленной картинкой;

выделять  элементарные  признаки изучаемых предметов  под руководством учителя.

Узнавать, различать, выделять  изученные предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных.

рассматривать иллюстрации.

Осуществлять поиск  и выделять необходимую информацию в иллюстрациях.   

Узнавать, показывать, имитировать, называть  действия животных, людей  на картинках.

Строить высказывания сопряженно с учителем.

Коммуникативные учебные действия

Формирование умения использовать слова, специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли.

Проявлять положительные эмоции при работе  с педагогом, в игровых ситуациях с одноклассником.

Понимать жестовую, словесную инструкцию учителя.

Выполнять по образцу педагога отдельные операции.
Отвечать на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.

Регулятивные учебные действия

Иметь представления о правилах  поведения на уроке, на перемене.

Осуществлять контроль определенного действия под руководством учителя.

Формирование умения выражать удовольствия – неудовольствия от выполненных действий на уроке.

Выполнять последовательно две отдельные операции по образцу педагога.

Переключать взгляд с одного предмета на другой.

Выполнять  посильное задание от начала до конца.

Предметный результат

Использовать пиктограммы и показывать части тела на себе.

Использовать  доступную мимику для передачи сообщений.

Соотносить пиктограммы с фотографиями, картинками.

Различать на картинках: девочка и мальчик.

Узнавать, различать детей и взрослых .

Называть свое имя, определять свой пол при помощи вербальных и невербальных способов общения.

Узнавать, различать, показывать, называть  предметы демисезонной, зимней, летней  одежды.

Различать одежду и обувь.

Составлять последовательность действий по пиктограммам, сопряжённо с педагогом проговаривать выполняемые действия.

Соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании рук, лица в практических действиях.

Сообщать о желании пить, есть.

Иметь понятие о продуктах питания, режиме питания, приёму пищи.

   Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Представления о  себе»   27  часов

Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знаний в названии частей тела (голова, шея, туловище,  руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Знакомство с названиями частей тела: туловище (спина, живот), руки (ладонь, пальцы). Узнавание, различение частей тела. Назначение частей тела, частей лица. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы. Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика.  Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям. Игры с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки. Упражнения  в обучении выражать эмоции – радость,  грусть.  Введение в речь детей названий эмоциональных состояний: смеется, радуется, грустит, плачет. Использование  доступной мимики для передачи сообщений. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». Различение на картинках: девочки и мальчика. Называние своего имени, определение своего пола при помощи вербальных и невербальных способов общения. Сообщение взрослому сведений о себе.

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  44 часа

Привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: показывать и называть одежду (на себе, на картинке, разложенную на стуле). Узнавание, различение  предметов демисезонной, зимней, летней  одежды: куртка, шапка, шарф, варежки, рубашка, футболка, платье, брюки, шорты,  носки, колготки. Узнавание, различение предметов обуви: сапоги, ботинки, туфли. Узнавание, различение головных уборов шапка,  кепка. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимися простых сюжетов:  «На прогулку». Игры и игровые упражнения по темам: «Моя одежда и обувь осенью, зимой, весной, летом». Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Упражнения на расстегивание, застегивание  липучки, молнии совместно с педагогом.

Формирование умения смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, на картинке, разложенную на стуле). Узнавание, различение  предметов демисезонной, зимней, летней  одежды: куртка, шапка, шарф, варежки, рубашка, футболка, платье, брюки, шорты,  носки, колготки. Узнавание, различение предметов обуви: сапоги, ботинки, туфли. Узнавание, различение головных уборов шапка,  кепка. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимися простых сюжетов:  «На прогулку». Игры и игровые упражнения по темам: «Моя одежда и обувь осенью, зимой, весной, летом». Игры и упражнения на распознавание одежды, обуви, головных уборов. С помощью педагога выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Расстегивание, застегивание  липучки, молнии совместно с педагогом.

Раздел 4. «Гигиена тела»  10 часов

Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов.  Игры-драматизации по содержанию стихов с использованием реальных предметов личной гигиены и предметов-заместителей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук, лица в практических действиях.  Упражнения в открывании и закрывании кранов.  «Проговаривание» последовательности действий по пиктограммам. Обучение детей сопряженному проговариванию собственных действий. Различение вентилей с горячей и холодной водой при помощи кнопок красного и синего цвета. Регулирование напора струи воды с помощью педагога. Вытирание рук полотенцем. Выбор предметов гигиены при чистке зубов. Имитационные упражнения при чистке зубов.

Раздел5. «Прием пищи»13  часов

Закрепление раннее изученных пиктограмм, ввод новых слов  на темы: «Посуда», «Продукты питания». Узнавание продуктов питания, посуды  по их названию или показу на пиктограммах. Сообщение о желании пить, есть.  Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимся простых сюжетов: кукла, любимый персонаж  обедает. Составление последовательности действий по пиктограммам. Мытьё рук перед приемом пищи. Режим  питания (обед).  Питье через соломинку.  Обучение процессу питья из кружки. Еда руками. Еда ложкой. Обучение детей соблюдению элементарных правил поведения за столом, привитие санитарно- гигиенических навыков во время еды.  

Раздел 6. «Семья» 8 часов

Повторение пиктограммам «мама», «папа», «ребенок», знакомство с пиктограммами «бабушка», «дедушка».  Совместное рассматривание фотографий окружения ребёнка, называние и показ. Соотнесение пиктограмм с фотографиями, картинками. Узнавание, различение детей и взрослых.   Беседы о семье обучающегося (мама, папа, бабушка, дедушка).  Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.  Чтение учителем литературных произведений о семье, о детях в семье. Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость,  побуждение детей вступать в общение друг с другом (парное).

Календарно-поурочное планирование

Тема

Дата план.

Дата факт.

ЦОР

Раздел 1. «Представления о  себе»  

1

Показ частей тела на фотографии.

http://allmath.ru/

2

Показ частей тела на себе.

http://window.edu.ru/window

3

Показ частей тела на фотографии и на себе.

http://www.exponenta.ru/

4

Показ частей тела на фотографии и на себе.

http://www.college.ru/modules.php/

5

Рассматривание себя в зеркале.

http://allmath.ru/

6

Части тела: голова, руки, ноги.

http://window.edu.ru/window

7

Часть тела: туловище.

http://www.exponenta.ru/

8

Часть тела: шея.

http://www.college.ru/modules.php/

9

Руки: ладонь, пальцы.

http://allmath.ru/

10

Части лица: глаза, нос, рот, уши.

http://window.edu.ru/window

11

Показ частей тела, лица  на кукле.

http://www.exponenta.ru/

12

Различение частей тела, лица.

http://www.college.ru/modules.php/

13

Различение частей тела, лица.

http://allmath.ru/

14

Назначение частей тела (голова, туловище, руки, ноги).

http://window.edu.ru/window

15

Назначение частей тела (голова, туловище, руки, ноги).

http://www.exponenta.ru/

16

Назначение частей лица (глаза, нос, рот, уши).

http://www.college.ru/modules.php/

17

Назначение частей лица (глаза, нос, рот, уши).

http://allmath.ru/

18

Назначение частей лица (глаза, нос, рот, уши).

http://window.edu.ru/window

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  

19

Одежда осенью.

20

Узнавание предметов демисезонной одежды.

http://allmath.ru/

21

Узнавание предметов демисезонной обуви.

http://window.edu.ru/window

22

Различение предметов демисезонной одежды.

http://www.exponenta.ru/

23

Различение предметов демисезонной одежды.

http://www.college.ru/modules.php/

24

Различение предметов демисезонной обуви.

http://allmath.ru/

25

Узнавание верхней одежды и одежды, которую носят в помещении.

http://window.edu.ru/window

26

Различие верхней одежды и одежды, которую носят в помещении.

http://www.exponenta.ru/

27

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://www.college.ru/modules.php/

28

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://allmath.ru/

29

Идем на прогулку

http://window.edu.ru/window

30

Идем на прогулку

31

Идем на прогулку

Раздел 2

«Гигиена тела»

32

Личная гигиена.

33

Предметы гигиены.

http://allmath.ru/

34

Упражнения в открывании и закрывании кранов.

http://window.edu.ru/window

35

Упражнения в открывании и закрывании кранов.

http://www.exponenta.ru/

36

Холодная и горячая вода.

http://www.college.ru/modules.php/

37

Последовательность процесса умывания рук, лица.

http://allmath.ru/

38

Практическая работа. Мытьё рук.

http://window.edu.ru/window

39

Практическая работа. Мытьё рук.

http://www.exponenta.ru/

40

Чистим зубки

http://www.college.ru/modules.php/

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  

41

Одежда зимой

42

Узнавание предметов зимней одежды.

http://allmath.ru/

43

Узнавание предметов зимней одежды.

http://window.edu.ru/window

44

Узнавание предметов зимней обуви.

http://www.exponenta.ru/

45

Различение предметов зимней одежды.

http://www.college.ru/modules.php/

46

Различение предметов зимней обуви.

http://allmath.ru/

47

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://window.edu.ru/window

48

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://www.exponenta.ru/

49

Идём на прогулку

http://www.college.ru/modules.php/

50

Идём на прогулку

Раздел 4 «Приём пищи»

51

Посуда.

http://allmath.ru/

52

Игры с предметами посуды.

http://window.edu.ru/window

53

Игры с предметами посуды.

http://www.exponenta.ru/

54

Продукты питания.

http://www.college.ru/modules.php/

55

Игры любимого героя.

http://allmath.ru/

56

Игры любимого героя.

http://window.edu.ru/window

57

Режим питания. Обед.

http://www.exponenta.ru/

58

Питьё.

59

Питьё.

http://allmath.ru/

60

Прием  пищи.

http://window.edu.ru/window

61

Прием  пищи.

http://www.exponenta.ru/

62

Правила поведения за столом.

http://www.college.ru/modules.php/

63

Правила поведения за столом.

http://allmath.ru/

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  

64

Одежда весной.

65

Узнавание предметов демисезонной одежды.

http://allmath.ru/

66

Узнавание предметов демисезонной обуви.

http://window.edu.ru/window

67

Различение предметов демисезонной одежды.

http://www.exponenta.ru/

68

Различение предметов демисезонной одежды.

http://www.college.ru/modules.php/

69

Различение предметов демисезонной обуви.

http://allmath.ru/

70

Узнавание верхней одежды и одежды, которую носят в помещении.

http://window.edu.ru/window

71

Различие верхней одежды и одежды, которую носят в помещении.

http://www.exponenta.ru/

72

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://www.college.ru/modules.php/

73

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://allmath.ru/

74

Идём на прогулку.

75

Идём на прогулку.

Раздел 1. «Представления о  себе»  

76

Эмоции – на лице радость.

77

Эмоции – на лице радость.

http://allmath.ru/

78

Эмоции – на лице грусть.

http://window.edu.ru/window

79

Эмоции – на лице грусть.

http://www.exponenta.ru/

80

Девочки и мальчики.

http://www.college.ru/modules.php/

81

Девочки и мальчики.

http://allmath.ru/

82

Расскажи мне о себе.

http://window.edu.ru/window

83

Расскажи мне о себе.

84

Расскажи мне о себе.

Раздел 5 «Моя семья»

85

Моя семья.

86

Моя семья.

http://allmath.ru/

87

Члены семьи.

http://window.edu.ru/window

88

Члены семьи.

http://www.exponenta.ru/

89

Отношения в семье.

http://www.college.ru/modules.php/

90

Отношения в семье.

91

Семья в литературных произведениях.

92

Семья в литературных произведениях.

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  

93

Летняя одежда.

94

Узнавание предметов летней одежды.

http://allmath.ru/

95

Узнавание предметов летней обуви.

http://window.edu.ru/window

96

Различение предметов летней одежды.

http://www.exponenta.ru/

97

Различение предметов летней обуви.

http://www.college.ru/modules.php/

98

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://allmath.ru/

99

Упражнения с «липучкой», «молнией».

http://window.edu.ru/window

100

Идём на прогулку.

http://www.exponenta.ru/

101

Идём на прогулку.

http://www.college.ru/modules.php/

102

Повторение и обощение

http://allmath.ru/

Наименование разделов

Содержание учебного предмета (курса)

ЦОР

1

Раздел 1. «Представления о  себе»  

Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знаний в названии частей тела (голова, шея, туловище,  руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. Знакомство с названиями частей тела: туловище (спина, живот), руки (ладонь, пальцы). Совместный с учителем показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги (с использованием невербальных и вербальных средств общения). Узнавание, различение частей тела. Назначение частей тела, частей лица. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы типа: «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги, у куклы шея – у тебя шея; упражнения с фотографиями и картинкам. Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.). Игры с картинками, изображающими основные эмоции и их главные. Упражнения  в обучении выражать эмоции - радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки; «Покажи, как ты радуешься!»;  грусть: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены; «Покажи мне, как ты грустишь?». Введение в речь детей названий эмоциональных состояний: смеется, радуется, грустит, плачет. Использование пиктограмм и показ на себе. Использование  доступной мимики для передачи сообщений. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают». Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Различение на картинках: девочки и мальчика. Называние своего имени, определение своего пола при помощи вербальных и невербальных способов общения. Сообщение взрослому сведений о себе.

http://allmath.ru/

2

Раздел 2

«Гигиена тела»

Дидактические игры и упражнения на выбор и называние предметов личной гигиены. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов: «Маша умывается. Маша чистит зубки». Игры-драматизации по содержанию стихов с использованием реальных предметов личной гигиены и предметов-заместителей. Повторение последовательности процесса умывания в имитационных упражнениях, беседах, по пиктограммам. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук, лица в практических действиях.  Упражнения в открывании и закрывании кранов.  «Проговаривание» последовательности действий по пиктограммам. Обучение детей сопряженному проговариванию собственных действий (Я возьму мыло, буду мыть руки, вытру руки, закрою крана).  Практические действия и жестово-образные игры, уточняющие алгоритм действий обучающихся при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала открывать кран с холодной водой, затем  медленно с горячей водой). Различение вентилей с горячей и холодной водой при помощи кнопок красного и синего цвета. Регулирование напора струи воды с помощью педагога. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Выбор предметов гигиены при чистке зубов. Имитационные упражнения при чистке зубов.

http://window.edu.ru/window

3

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  

Привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, на картинке, разложенную на стуле).

Узнавание, различение  предметов демисезонной, зимней, летней  одежды: куртка, шапка, шарф, варежки, рубашка, футболка, платье, брюки, шорты,  носки, колготки. Узнавание, различение предметов обуви: сапоги, ботинки, туфли. Узнавание, различение головных уборов шапка,  кепка. Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимися простых сюжетов:  «На прогулку». Игры и игровые упражнения по темам: «Моя одежда и обувь осенью, зимой, весной, летом». Игры и упражнения на распознавание одежды, обуви, головных уборов. С помощью педагога выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Составление последовательности действий по пиктограммам, сопряжённое проговаривание выполняемых действий. Расстегивание, застегивание  липучки, молнии совместно с педагогом.

http://www.exponenta.ru/

4

Раздел 4 «Приём пищи»

Закрепление раннее изученных пиктограмм, ввод новых слов  на темы: «Посуда», «Продукты питания». Узнавание продуктов питания, посуды  по их названию или показу на пиктограммах. Сообщение о желании пить, есть.  Игры и игровые упражнения по теме: «Посуда для меня и для других людей». Обучающие игры с реальными предметами. Проигрывание вместе с обучающимся простых сюжетов: кукла, любимый персонаж  обедает. Настольно –печатные игры и упражнения на распознавание посуды, продуктов питания. Составление последовательности действий по пиктограммам. Мытьё рук перед приемом пищи. Режим  питания (обед).  Питье через соломинку.  Обучение процессу питья из кружки:  захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки на стол. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Обучение детей соблюдению элементарных правил поведения за столом, привитие санитарно- гигиенических навыков во время еды.  

http://www.college.ru/modules.php/

5

Раздел 5

«Моя семья»

Повторение пиктограммам «мама», «папа», «ребенок», знакомство с пиктограммами «бабушка», «дедушка».  Упражнения с пиктограммами.  Члены семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). Совместное рассматривание фотографий окружения ребёнка, называние и показ. Соотнесение пиктограмм с фотографиями, картинками. Узнавание, различение членов семьи. Узнавание, различение детей и взрослых.   Беседы о семье обучающегося (мама, папа, бабушка, дедушка).  Игры «С кем я живу?», «В моей семье». Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.  Чтение учителем литературных произведений о семье, о детях в семье. После чтения литературных произведений беседы с обучающимися по их содержанию с использованием игрушек, картинок и пиктограмм.  Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное).

http://allmath.ru/

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Планируемые результаты

Реализация рабочей программы воспитания

Раздел 1. «Представления о  себе»  

27

Слушают учителя. Фиксируют взгляд на изображении. Переключают взгляд с одного предмета на другой. Отвечают на вопросы,  используя вербальные и невербальные способы общения. Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. Рассматривают фотографии, картинки, иллюстрации, книги. Узнают, различают, выделяют, показывают, называют   изученные предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных. Выполняют  посильное задание от начала до конца. «Проговаривают» последовательность действий по пиктограммам. Различают краны с горячей и холодной водой по цвету кнопок.

Формирование чувства осознания ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для прогресса которого, необходимы знания осознание себя, как члена общества; формирование чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Раздел 2

«Гигиена тела»

10

Слушают учителя. Фиксируют взгляд на изображении. Переключают взгляд с одного предмета на другой. Отвечают на вопросы,  используя вербальные и невербальные способы общения. Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. Рассматривают картинки, иллюстрации, книги. Узнают, различают, выделяют, показывают, называют   виды одежды, обуви, головных уборов, изученные предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных. С помощью педагога выполняют упражнения с «липучкой», «молнией». Выполняют  посильное задание от начала до конца.

Раздел 3. «Обращение с одеждой и обувью»  

44

Узнают, показывают, различают, называют посуду, продукты питания  по картинкам, пиктограммам, реальным предметам. Различают посуду, продукты питания.  Имитируют, показывают, называют  действия, которые производятся с посудой. Подражают действиям педагога. Выполняют действие по инструкции совместно с учителем.  Участвуют в играх, составляют последовательность действий по пиктограммам  под руководством учителя. Моют руки перед приемом пищи. С помощью педагога осуществляют практические действия при питье через соломинку, из кружки, еда руками, ложкой. Сообщают о  желании пить, есть, отвечают на вопросы,  используя вербальные и невербальные способы общения.  

Воспитание интереса к учению, процессу познания. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. 

Формирование семейных ценностей, доброго отношения ко всем членам семьи, взаимопомощи, взаимоуважения. Принятие новой роли - ученик, положительное отношение к школе. 

Умение организовывать самостоятельную работу учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места, безопасность в быту.) Формирование навыков здорового, безопасного ОЖ, соблюдения ПДД.

Раздел 4 «Приём пищи»

Слушают учителя. Фиксируют взгляд на изображении. Переключают взгляд с одного предмета на другой. Отвечают на вопросы,  используя вербальные и невербальные способы общения. Рассматривают фотографии, картинки, иллюстрации, книги. Рассматривают фотографии, показывают людей ближайшего окружения. Узнают, различают, выделяют, показывают, называют   людей ближайшего окружения среди 2-3 предложенных. Выполняют  посильное задание от начала до конца.

Раздел 5

«Моя семья»

8

Слушают учителя. Фиксируют взгляд на изображении. Переключают взгляд с одного предмета на другой. Отвечают на вопросы,  используя вербальные и невербальные способы общения. Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. Рассматривают фотографии, картинки, иллюстрации, книги. Узнают, различают, выделяют, показывают, называют   изученные предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных. Выполняют  посильное задание от начала до конца. «Проговаривают» последовательность действий по пиктограммам. Различают краны с горячей и холодной водой по цвету кнопок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Математические представления 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуа...

Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окруж...

Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...

Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...

Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1.  Развивать речь как средство общения в контексте познани...

Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...