Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по социально-бытовой ориентировке.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_dostizheniya_detmi_planiruemyh_rezultatov_osvoeniya_programmy_po_sotsialno.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по социально-бытовой ориентировке.
Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.
Мониторинг по социально бытовой ориентировке осуществляется тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками, описанными в программах по социально-бытовой ориентировке , в литературе, методических пособиях, освещающих проблемы развития зрительного восприятия у младших с нарушением зрения и в материалах, предоставленных кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Приступая к разработке диагностического инструментария по определению уровня социально-бытового обслуживания я исходила из современных научных данных, доказывающих факт наличия в процессе зрительного восприятия достаточно большого числа функций. Поэтому разработанный мною диагностический инструментарий представляет из себя комплексную систему, позволяющую оценить разные стороны зрительного восприятия, разные его функции. В эту систему входят различные дидактические игры, диагностические карты, разработанные тифлопедагогами.
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по СБО и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по СБО обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения коррекционной программы и включает описание цели, форм, периодичности и содержания мониторинга, оценку результатов, которые составляют Паспорт мониторинга.
Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития и достижения планируемых промежуточных и итоговых освоения детьми с нарушениием зрения коррекционной программы по СБО .
Основными объектами исследования являются выявление понятий о первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Диагностика знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Выявление сформированности умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.
Субъект мониторинга – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения зрения.
Формы мониторинга - игровые коррекционно-диагностические занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.
Периодичность и сроки проведения мониторинга:
Стартовый этап: 1-3 неделя сентября
Итоговый этап: 2-3 неделя мая
Оценка функций зрительного восприятия.
Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по трехбалльной шкале.
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
Оценка проходит во время диагностического обследования детей.
Описание системы мониторинга.
Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.
В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам в соответствующие графы таблицы.
Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого».
Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня СБО и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по СБО .
Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель в классе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и делении его на количество детей в классе.
Этот показатель используется для учета результатов по каждому классу по всем классам начальной школы.
В конце учебного года после подсчета итоговых показателей в классе делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.
Полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса :учителей, психологов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей
Мониторинг составлен на основе пособия:
1. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
3. Дружинина, Л.А. Современные подходы к организации образовательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения: лекции по курсу
4. Дети с амблиопией и косоглазием /Под ред. Г.В. Никулиной. СПб., 1999
1 класс | Начало года | Середина года | Конец года |
Одежда и обувь 1 Различение и называние частей одежды, определение лицевой и изнаночной стороны одежды | |||
2 Складывание развешивание одежды | |||
3 Определение материала ,из которого изготовлена одежда и обувь | |||
4 Распределение одежды и обуви по сезонам и назначению | |||
Жилище 5 Функциональное назначение школьных и домашних помещений | |||
6 Предметы мебели и их назначение | |||
7 Использование сохранных анализаторы в социально-бытовой ориентировке | |||
Питание 8 Основные продукты питания: название, чем отличаются | |||
9 Различение группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные | |||
10 Мытье овощей, фруктов, ягод | |||
11 Правила поведения за столом | |||
Транспорт 12 Виды транспорта и их назначение | |||
13 Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров | |||
Предприятия торговли 14 Виды магазинов | |||
15 Правила поведения при покупке товаров. Использование форм речевого этикета покупателя. | |||
Культура поведения 16 Соблюдение правил поведения в общественной организации и в общественных местах | |||
17 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
18 Знание комплексов гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
2 класс
| Начало года | Середина года | Конец года |
Одежда и обувь 1 Складывание развешивание одежды 2 Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная и другие. | |||
3 Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька | |||
Жилище 4 Функциональное назначение школьных и домашних помещений | |||
5 Уход за комнатными растениями | |||
6 Использование сохранных анализаторы в социально-бытовой ориентировке | |||
Питание 7 Основные продукты питания: название, чем отличаются | |||
8 Различение группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные | |||
9 Уход за посудой и столовыми принадлежностями. | |||
10 Правила поведения за столом | |||
Транспорт 11 Узнавание транспорта по результатам наблюдений, по описанию, по характерным звукам. | |||
12 Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер | |||
Предприятия торговли 13 Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. | |||
14 Правила поведения при покупке товаров. Использование форм речевого этикета покупателя. | |||
Культура поведения 15 Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). | |||
16 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
17 Знание комплексов гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления | |||
18 Уход за средствами оптической коррекции. |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
3 класс
Начало года | Середина года | Конец года | |
Личная гигиена
| |||
2 Ориентировка во времени по часам | |||
Одежда и обувь 3.Использование знаний о чистике одежды щеткой в определенной последовательности: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком. | |||
4 Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы | |||
Жилище 5 Способы поддержания чистоты и уборки в помещении | |||
6 Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности. | |||
Питание 7 Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, открывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов | |||
8 . Обработка продуктов с помощью столового ножа: намазывание масла на хлеб. | |||
9 Уход за посудой и столовыми принадлежностями. | |||
10 Правила поведения за столом | |||
Транспорт 11 Представления о наличии маршрута общественного транспорта. | |||
12 Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств. | |||
Предприятия торговли 13 Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. | |||
14 Узнавание вида магазина по витрине, по запаху, по условным обозначениям. Указатели видов магазинов. Режим работы магазинов. | |||
Культура поведения 15 Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). | |||
16 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
17 Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе. | |||
18 Обращение к услугам различных служб и учреждений. |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
4 класс
Начало года | Середина года | Конец года | |
Личная гигиена
| |||
2 Ориентировка во времени по часам | |||
Одежда и обувь 3.Использование знаний о чистике одежды и обуви щеткой в определенной последовательности. 4 Знание техники безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами и умение работать с ними | |||
5 Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы, зашивание одежды по распоровшемуся шву, подшивание подогнутого края одежды | |||
Жилище 6 Использование сохранных анализаторы в социально-бытовой ориентировке | |||
7 Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности. | |||
Питание 8 Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, открывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов | |||
9 . Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля, вырезание испорченных мест. | |||
10 Знание техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи и умение работать с ними. | |||
Транспорт 11. Обращение с проездными билетами: предъявление кондуктору, контролёру, водителю по их требованию, сохранение до конца поездки. | |||
12 Умение словесно составить свой маршрут перемещение от объекта до объекта(станции метро, пересадки на автобус с использованием карты метро и маршрутов общественного транспорта) | |||
Предприятия торговли 13 Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов. | |||
14 Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки.. | |||
Культура поведения 15 Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему). | |||
16 Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми | |||
17 Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе. | |||
18 Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача. |
Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого
Не выполняет - 0
Выполняет с физической подсказкой - 1
Выполняет со словесной подскок - 2
Выполняет самостоятельно - 3
От 0 до 18– низкий уровень
От 18 -24– уровень ближе к среднему
От 30 -42– средний уровень
От 42-48 – уровень выше среднего
От 48-54 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)
Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...
Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...
"Технологии достижения планируемых результатов освоения программ НОО по предметам"
Раскрыты основные принципы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, принципы безотметочного обучения, приёмы оценочной деят...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия
Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить м...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...