УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
статья (1 класс)

Возможности мультипликационных фильмов на уроках внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Белоносова А.Н., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс

Красноперова Л.М., преподаватель

Вопросы нравственности и нравственного развития личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка можно рассматривалось с тем, что нравственное развитие может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

В наше время общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и гуманностью. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного развития, ибо развитие — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Психологи и педагоги установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент для развития личности.  Именно поэтому формирование нравственного развития у младшего школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности [37].

Проблема нравственного развития учащихся сегодня является одной из актуальных, так как уровень нравственности общества в целом   значительно снижается. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности, о которых писали в своих произведениях А.П. Гайдар «Чук и Гек», С.А. Баруздин «За обедом», М. Пляцковский «Урок дружбы». Все чаще со страниц газет, журналов, из выступлений телеведущих различных программ мы слышим обвинения, подрастающего поколение в бездуховности, безверии, агрессивностиВсе чаще можно встретить жестокость и насилие не только на улицах, но и в стенах образовательных учреждений.

  Именно поэтому целью педагога является оградить детей от мира жестокости и грубости, познакомить их с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Источниками нравственных представлений могут выступить собственный опыт ребенка, его наблюдения; впечатления других людей, переданных детям устной или письменной речью, работа с мультипликацией на уроках внеклассного чтения.

Внеклассное чтение — это раздел обучения самостоятельному чтению, цель которого - формирование у детей основ читательской самостоятельности, развитие читательских интересов, нравственного воспитания, в том числе при работе с мультипликационными фильмами, снятыми по произведениям отечественных и зарубежных детских писателей.

 Работа с мультипликационными фильмами на уроках внеклассного чтения способствует накоплению нравственных представлений обучающихся. Ребенку необходим большой объем представлений о категориях нравственности как ориентир при выборе способов поведения в возникающих ситуациях.

Анализ учебно-методического комплекса «Школа России», программ дополнительного образования «Мультстудия», «МультиLend», программ внеклассного чтения «Увлекательный мир книги», «Читаем вместе», педагогического опыта методистов, учителей – начальных классов и результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость подборки мультипликационных фильмов, направленной на формирование нравственного развития.

Таким образом, для педагога сегодня важно не только знать основы нравственного воспитания школьников, овладеть формами, средствами, приемами воспитания, изучить наработанный опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации не только в урочной, но и внеурочной деятельности учащихся. Одним из эффективных средств нравственного воспитания с этой точки зрения является мультипликация [28].

Мультипликация (от лат. «размножение») – это комплекс технических приемов для создания эффекта движущихся объектов. Основа мультипликации — статические кадры или рисунки в четкой последовательности. Один кадр сменяет другой и рисунок как будто «оживает» [11].

При организации деятельности, учащихся с мультимедийными материалами необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, содержание мультипликационных фильмов, но и этапы, условия просмотра мультипликационных фильмов.

Этапы просмотра.

Этап 1. Обсуждение перед просмотром фильма.

• Для чего будем смотреть мультфильм? Что нам даст просмотр мультфильма?

• Что будем делать по ходу просмотра фильма?

• Что вы должны понять и запомнить к концу фильма?

Этап 2. Просмотр мультипликационных фильмов.

• Выделяем основные моменты и главную мысль мультфильма. Понимаем смысл мультфильма. В чем заключается польза данного мультфильма.

Этап 3. Обсуждение после фильма.

• Анализ мультфильма. Вопросы по каждому мультипликационному фильму.

Подборка мультипликационных фильмов:

1) ориентирована на учащихся 1-го класса;

2) объединена общей целью (развитие нравственного воспитания);

3) разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста; умений, которые необходимо формировать у младших школьников, для того чтобы развивать нравственное воспитание.

Для качественной реализации просмотра мультипликационных фильмов, направленных на развитие нравственности младших школьников на уроках внеклассного чтения, предполагается использование средств ИКТ: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, принтер, по возможности - цифровой фотоаппарат и интерактивная доска; электронные образовательные ресурсы: обучающие мультимедийные программы.

Таким образом, разработка методического продукта, направленного на развитие нравственности у младших школьников, отвечает всем современным требованиям к организации внеурочной деятельности обучающихся, носит системный, целенаправленный характер.

Список литературы:

  1. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №. 7. - 201с. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/82/76-79.pdf (дата обращения: 23.10.2021)
  2. Корепанова М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников/ М. В. Корепанова, О. В. Куниченко //Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С. 27 - 31. 1. (дата обращения: 23.03.2021)
  3. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников/ Н. В. Лещенко //Интеграция образования. - 2007. - №. 3- С. 4 - 69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 24.10.2021)
  4. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников/А.А. Калюжный. - М., 2008. - 205с. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01008785407(дата обращения: 22.03.2021)

Ссылки на публикацию:


1. https://infourok.ru/user/3889826/blog/uroki-vneklassnogo-chteniya-s-ispolzovaniem-multiplikacionnyh-filmov-kak-sredstvo-nravstvennogo-razvitiya-244309.html 

2. https://multiurok.ru/files/uroki-vneklassnogo-chteniia-s-ispolzovaniem-multip.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Интегрированный урок (внеклассное чтение +ИЗО) в 4 классе с использованием ИКТ.

Интегрированный урок внеклассного чтения и ИЗО знакомит учащихся с историей возникновения русской матрёшки. Закрепляет у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком. Воспитывае...

Психологическое занятие по психокоррекции поведения с использованием мультипликационного фильма «Варежка» (реж. Р. Качанов)

Задачи урока:Образовательные:  Расширение представлений детей об эмоциях грусти, печали, радости, восторга, удовольствия и способах их выражения.Коррекционные:  Развитие эмпатии, умени...

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...