М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Буйвол Ольга Анатольевна

 

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся. 

 

На каждом этапе урока использованы приемы по развитию критического мышления учащихся – стадии «Вызов», «Осмысление» и «Рефлексия».

Мультимедийные средства использованы для достижения самых разных дидактических целей: от введения нового материала до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков, что стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает их творческую активность.

Данный материал имеет практический интерес для педагогов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prishvin_vyskochka_urok_chteniya.zip1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Буйвол О.А.

Тема: М.М. Пришвин. Выскочка. 3 класс

Цели: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

Ход урока

1. Организационный момент

Методический прием «Корзина понятий»

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

-Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

Составление «Кластера»:

М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства

-Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания:

  1. Пересказ (подробный) очерка «Моя Родина» от лица Природы. (Обговорить критерии для анализа пересказа – подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста.
  2. Для всех учащихся - самостоятельная работа. Задание: заполнить тест. Слайд 3.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и

она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. И тогда, и теперь в находках была моя …

а) работа;

б) охота;

в) забота.

Проверка по образцу на экране. Слайд 4.

Ключ: в, в, а, б, б.

  1. Рассказать наизусть отрывок из произведения (Обговорить критерии.)

Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать М.М. Пришвин?

3. Метод «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом человеке?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 6.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

  1. Методический прием «Предположение».

- Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 7.

Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

  1. Чтение учителем.

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).

Задание до чтения: (Слайд 8)

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

3. О чем говорит заглавие?

Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Методический приём «Дерево предсказаний» - слайд  9

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

  1. Что будет дальше?
  2. Чем закончится текст?
  3. Как могут развиваться события?

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика

- Что произойдет дальше?

Жужжащее чтение текста до конца.

5. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 10.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

-Хотите узнать, как автор озаглавил текст? Открывается заголовок. Слайд 11.

-О чем говорит заглавие?

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Словарь: Слайд 12.

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

-Почему автор назвал сороку Выскочкой?

-Почему она так поступила?

Лексическая работа:

- Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

6. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

-Проверим вашу внимательность.

-Выбрать на слайде (13), какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

Прочитайте описание Вьюшки.

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение “...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок”.)

- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

- Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

-В каких словах выражено отношение автора?

- Что вы узнали о Выскочке?

-Что о сороке думает автор? - А как к ней относится?

- Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и одна. Какой это прием? (противопоставление)

-Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

Прочитайте.

-Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить?

-Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

-Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

-Что они ей сказали?

-Попробуйте передать это настроение при чтении.

-А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?

-Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте описание сороки после этого случая

-Соотнести черты характера с героями.

Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.

-Как вы думаете, какое чувство испытала выскочка в конце рассказа? Почему?

- Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?

7 .-Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15.

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.

-Как понимаете?

Вывод:

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Доказать текстом.

Итог: составление «синквейна». Слайд 16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

Домашнее задание: с.126 – 128 подготовить рассказ о Вьюшке или Выскочке – слайд 17.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Развитие читательских умений.Задачи урока:Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского ...

Технология развития критического мышления учащихся.

         Технология развития критического мышления учащихся....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....