Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников
статья по чтению (4 класс) по теме

Ануфриева Светлана Романовна

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведения; предлагается методика работы учителя над данным видом деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_mf.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности

Как можно развивать познавательную активность младших школьников при изучении художественного произведения?

Ключевые слова: интерес; познавательная направленность; мультипликационный фильм; литературная основа; методика работы над художественным произведением; обучение деятельности.

Одним из важных мотивов учения  младших школьников является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Учитель направляет интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, повышает познавательную активность. В данном случае предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

В чем привлекательность мультфильмов для детей? В ярких, необычных героях? В сказочном, фантастическом сюжете? Может это уход от реального мира в мир придуманный. Очень хорошо, если мультфильм несет в себе воспитательную, нравственную, познавательную ценность.

Сколько создано мультфильмов! Рассмотрим, что такое мультфильм вообще. Слово «мультипликация» в переводе с латинского означает «умножение». Человеческий глаз удерживает любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. В кинопроекторе за одну секунду пробегает 24 кадра, и все они сливаются в одно непрерывное изображение. Это экранное произведение, информация которого представлена на пленочном носителе со сменой кадров посредством проекции на экран.

 Повышение познавательной активности зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Создание мультфильма на уроках – это, по сути, проектное обучение. Личностный смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении и развивает его творческий потенциал. Эту возможность можно и надо использовать на уроках. Например, при изучении художественного произведения. Мы использовали эту возможность на уроках литературного краеведения (предмет регионального компонента Базисного учебного плана) при изучении устного народного творчества.  

Сначала надо узнать литературную основу создаваемого мультфильма. Допустим, это сказка северного писателя Ивана Истомина «Черный и Белый». В чем состоит методика работы учителя?

  1. Познакомить с литературным произведением
  2. Дать понять, что создание мультфильма – это настолько интересный и полезный вид работы: он помогает вспомнить художественное произведение, пересказать его, поработать над текстом, над отработкой выразительности речи, интонацией. А еще –  узнать о своем крае через данное произведение.
  3. Определить деятельность участников по созданию мультфильма

Сценаристы. Над сценарием работает сценарист, отвечает за подробное описание действия, на основе которого создается м/ф

Художники. Готовят изобразительный ряд, что войдет в кадр, как оформить место, на котором будет происходить съемка.

Кукловоды. Управляют действиями кукол.

Оператор. Ведет съемку кадров.

Звукорежиссер. Производит озвучивание кадров актерами.

Музыкальный редактор. Подбирает соответствующую музыку к соответствующему месту в кадрах.

Режиссер. Человек, от действий которого зависит весь процесс создания м/ф.

Актеры. Читают роли при озвучивании мультфильма.

Критики. Редактируют работу всех участников.

После знакомства со сказкой, повторения содержания, учащиеся начинают создавать героев мультфильма при помощи пластилина. Изготавливают также предметы декораций. Здесь проводится беседа, в ходе которой дети познают родной край по содержанию произведения. Какие животные живут в нашем крае? Где происходит действие сказки? Растут ли деревья, какие именно? Где живут медведи? Название моря, где встретились медведи. Кто написал сказку? Какова главная мысль сказки? Чему учит?

Чтобы создать пластилиновую фигурку надо точно знать, как выглядит животное, птица. Поэтому возникает необходимость поиска информации. Ученики находят иллюстрации, сведения о животном. Формируем группы, распределяем роли. Готовим место, где будет происходить съемка. Обычно это парта, где размещаем декорации. По данной сказке разместили деревья на одной стороне, а на другой – импровизированные льдины. Съемка производилась цифровым фотоаппаратом с одного места. После каждого кадра фигурки смещались, чтобы имитировалось движение. Снова – фиксация кадра. Кадров получается очень много. Начинаем практическую работу.

- Сценаристы, что возьмем из текста для мультфильма? Предлагайте ваш сценарий.

- Художники, что нам необходимо для съемки этих кадров? Что поместим в кадр? Какие предметы войдут. Лес это или льды?

- Кукловоды, управляете куклами согласно сценарию.

- Оператор, фиксируйте каждый кадр.

- Музыкальный редактор, подберите музыку в компьютере.

- Звукорежиссер, какие звуки, слова, речь, будем озвучивать.

- Критики, редактируйте работу сценаристов и художников, а также всех участников.

Таблица

№ кадра

Изображение

Сценарий

1

Берлога. В ней Черный Медведь сосет (Та  лапу. (Таких кадров несколько)

Текст

2

Берлога тает. (Таких кадров

несколько).

Текст

3

И так далее

 Конечный этап работы – «монтаж» всех кадров в один фильм (видеоклип) на компьютере.

 Познавательная активность  здесь направлена на обследование окружающего мира, того маленького мира из художественного произведения. Она организует внимание учащихся на исследуемых объектах через продуктивную деятельность – создание мультипликационного фильма. Обучать такой деятельности, значит делать учение мотивированным, учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность). Обучение деятельности предполагает на начальных этапах совместную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством учителя. Можно выбрать любое художественное произведение по программе литературного чтения или эпизод произведения. Сам процесс должен быть творческим. Конечно, на одном уроке создать мультипликационный фильм не получится. Но продолжить начатую работу на уроке можно во внеурочной деятельности, на кружке, дома. Результат всей деятельности или творческий продукт – это мультфильм, который можно будет посмотреть всем вместе, показать другим. Знания, умения, навыки, которые получили учащиеся во время деятельности при создании мультипликационного фильма, надолго останутся в их памяти. Главное – заинтересовать ребенка, дать поле для творческой деятельности. А такая форма обязательно заинтересует детей. Ведь интересы младшего школьника характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. А то, что интересно, усваивается радостнее, лучше, глубже.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Групповая работа как средство развития познавательной активности младших школьников.

Групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения...


 

Комментарии

Редко мы можем себе позволить такой вид работы. Все знают, что уроков чтения оставили по программе всего лишь 3 в неделю.А ведь как интересно - это настоящее творчество.Стоит пробовать.Спасибо!