Рабочая программа "Студия волшебства"
рабочая программа на тему

Ткаченко Екатерина Сергеевна

Рабочая программа художественно-эстетического направления "Студия волшебства" для 1-4 классов с календарно-тематическим планированием за 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетического направления

«Студия волшебства» 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Студия волшебства» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Технология» (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева) и авторской программы «Изобразительное искусство» (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская). 

Курс  введён в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Программа данного курса представляет систему творческих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Актуальность

Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии и техники в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Решая задачи художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма -  через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия  - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

-  творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

        - ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными направлениями, «Студия Волшебства» выделяет и другие:

  • развитие универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Цель данного курса:  гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

         Основные задачи курса: 

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Ценностные  ориентиры содержания   курса:

  • Ценность  жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности , как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни , на осознании себя  частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии,  её совершенства, сохранение  и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
  • Ценность человека как разумного существа ,стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
  • Ценность добра – направленность человека на развитие  и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь  ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
  • Ценность  истины - это ценность научного познания  как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность  российского общества.
  • Ценность  труда  и творчества как естественного  условия человеческого существования.
  • Ценность  свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества,  членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
  • Ценность  социальной солидарности  как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Ценность гражданственности - осознание человеком  себя как члена общества, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить России.
  • Ценность человечности как части мирового сообщества, для существования и прогресс которого необходимы  мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    «Студия Волшебства» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 4 года. Курс  включает  270  занятий (два  занятия  в  неделю):  

- 1   класс  -  66 занятий;  

- 2   класс  -  68 занятий;

- 3   класс  -  68 занятий;

- 4   класс  -  68 занятий.  

Режим занятий

Занятия проводятся  2 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, ролевая игра, проект;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать проблему;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Содержание курса

1 класс

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I. Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II. Графика.

10

1

9

III. Живопись.

10

1

9

IV. Лепка.

16

1

15

V. Бумагопластика.

20

1

19

VI. Аппликация из подручных материалов.

8

1

7

VII Выставка работ «Наши достижения»

1

1

Итого

66

6

60

2 класс

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I. Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II. Графика.

10

1

9

III. Живопись.

12

1

11

IV. Квиллинг.

6

1

5

V. Декупаж.

8

1

7

VI. Папье-маше.

8

1

7

VII. Бумагопластика.

13

1

12

VIII. Бисероплетение.

9

1

8

Выставка работ «Наши достижения»

1

1

Итого

68

8

60

3 класс

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I. Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II. Графика.

9

1

8

III. Живопись.

14

1

13

IV. Квиллинг.

4

1

3

V. Торцевание.

4

1

3

VI. Рукоделие.

35

1

34

VII Выставка работ «Наши достижения»

1

1

Итого

68

6

62

4 класс

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I. Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II. Графика.

9

1

8

III. Живопись.

14

1

13

IV. Квиллинг.

4

1

3

V. Торцевание.

4

1

3

VI. Рукоделие.

20

1

19

VII. Бисерплетение

10

1

9

VIII. Декупаж.

5

1

4

Выставка работ «Наши достижения»

1

1

Итого

68

8

60

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

"Студия волшебства"

3 класс

№ занятия

Тема

Развиваемые способности

дата

1

Введение. Легко ли быть волшебником. Инструктаж по технике безопасности.

02.09

2

Графика. Чёрно-белая графика русских художников.

05.09

3-4

Волшебный карандаш. С чего начинается рожица. Эмоции.

09.09

12.09

5-6

Графика. Мультяшные человечки.

16.09

19.09

7-8

Графика. Разная одежда – разные человечки.

23.09

26.09

9-10

Графика. Чаепитие.

30.09

03.10

11

Живопись. Виды и техники живописи.

07.10

12

Портрет. «Тайный язык» детского рисунка.  Мама. Гуашь.

10.10

13-14

Декоративный натюрморт. Гуашь.

14.10

17.10

15-16

Городской пейзаж. Акварель.

21.10

24.10

17-18

Рукоделие. Инструктаж по технике безопасности. Учимся пришивать пуговицы с двумя дырочками.

28.10

31.10

План 18

Факт 18

19-20

Учимся пришивать пуговицы с четырьмя дырочками, на ножке.

11.11

14.11

21-22

Шов игла вперед. Подшиваем края платочка.

18.11

21.11

23-24

Сердечки - тильда. Раскрой. Сшиваем изделие.

25.11

28.11

25-26

Сердечки - тильда. Изготовление украшений.

02.12

05.12

27-28

Сердечки – тильда. Наполняем синтепоном, сшиваем потайным швом.

09.12

12.12

29-30

Шьем ёлочки. Раскрой. Украшение.

16.12

19.12

31-32

Шьем ёлочки.

Сшиваем детали. Цементируем.

23.12

26.12

План 14

Факт 14

33

Архитектурная живопись. Старинный замок. Акварель.

13.01

34

Анималистическая живопись. Франц Марк «Синий конь». Акварель.

16.01

35

Анималистическая живопись. Радужная зебра и розовый слон. Гуашь.

20.01

36

Марина. Сцены морского сражения.

23.01

37

Марина.  Корабли в море. Гуашь.

27.01

38

Рукоделие. Инструктаж по технике безопасности. Игрушка из носка. Раскрой деталей.

30.01

39-40

Игрушка из носка. Вшиваем рот. Изготовление носа.

03.02

06.02

41-42

Игрушка из носка. Пришиваем нос. Сшиваем детали ушей.

10.02

13.02

43-44

Игрушка из носка. Пришиваем ушки. Приклеиваем глазки.

17.02

20.02

45-46

Вяжем крючком. Инструктаж по технике безопасности. Цепочка.

24.02

27.02

47-48

Панно из цветных цепочек.

03.03

05.03

49-50

Вяжем крючком. Сумочка для телефона.

07.03

12.04

51-52

Сумочка для телефона. Вяжем полотно.

16.03

19.03

53-54

Сумочка для телефона. Сшиваем детали.

23.03

26.03

План 22

Факт 22

55-56

Сумочка для телефона. Украшаем.

06.04

09.04

57-58

Квиллинг. Инструктаж по технике безопасности. Пчёлка на цветке.

13.04

16.04

59-60

Квиллинг. Добрый барашек.

20.04

23.04

61-62

Техника торцевания. Инструктаж по технике безопасности. Кактус.

27.04

30.04

63-64

Торцевание из гофрированной бумаги. Кактус.

04.05

14.05

65-66

Пещерная живопись. Петроглифы.

18.05

21.05

67-68

Экскурсия в археологический музей.

25.05

28.05

План 14

Факт 14

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

   

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль   в формах
  • творческие работы учащихся;
  • проект;
  • выставка.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

 

Ресурсное обеспечение программы

     Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В двух книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под научной редакцией Д.И. Фельдштейтна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011

  1. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
  2. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты волшебства Царицы Музыки

Познавательное музыкальное занятие...

Игра-путешествие "Труд - это волшебство"

Игра - путешествие с  элементами театрализации "Труд - это волшебство"  -- как итоговое занятие в обьединении, по работе с бумагой (аппликация, оригами, бумагопластика и др.). Для детей млад...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Волшебство оригами»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми 3 класса, обучающимися по программе  «Школа 21 века», и является  механиз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок "В мире красоты и волшебства" для 1-4 классов 2016/2017 учебный год

Школа после урока – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно пр...

Рабочая программа по экспериментированию для детей подготовительной группы "Волшебство своими руками".

Данная программа поможет легче освоить наблюдение и экспериментирование в подготовительной группе....