Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 класса с тяжёлой степенью умственной отсталости на тему "Звук и буква "А"
план-конспект урока (2 класс)
Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_a.docx | 308.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 2 класса с тяжёлой степенью умственной отсталости
Тема: Звук и буква «А».
Цель: познакомить со звуком [а] и буквой А, учить дифференцировать понятия звук и буква.
Задачи:
- уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ. Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков. Учить определять позиции звука [а] в слове. Познакомить обучающихся с графическим написанием букв «А», «а».
- Корригировать и развивать фонематический слух обучающихся, связную речь, мышление, внимание.
- Воспитывать мотивацию к чтению, доброжелательность.
Оборудование: листочки из цветной бумаги, привязанные за ниточку к палочке, картинка с изображением арбуза, счётные палочки, картинки с образцом буквы «А», составленной из 5 счётных палочек, карточки с буквой «А», муляжи фруктов, корзина, касса букв.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Речевая разминка.
СА – СА – СА – под кустом сидит лиса.
АС – АС – АС – пили мы из кружки квас
ША – ША – ША – мама моет малыша.
АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш.
3. Дыхательная гимнастика.
«Подуем на листочки».
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Учитель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку. (Учитель читает загадку, после ответов детей показывает отгадку на картинке).
Он большой, как мяч футбольный.
Если сладкий — все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его .... (Арбуз)
-Молодцы! Какой звук вы слышите первым в слове «арбуз»? (Звук [а]). Правильно, о нём и пойдёт речь на нашем уроке.
III. Объяснение нового материала.
Давайте потянем этот звук в слове «арбуз». (Дети вместе с учителем произносят: «А-а-арбуз»)
- Попробуем спеть этот звук. (Дети поют звук [а] хором, по одному, тихо, громко).
Колыбельку мышь качала,
Мышка тихо напевала: А-а-а.
Мышка губы округляла,
Широко рот открывала: А-а-а!
-Звуки, которые мы можем спеть, называются гласными. Звук [а] – гласный.
- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно. Ему не мешают ни язык, ни зубы, ни губы.
Игра «Распредели в корзинки»
- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. Давайте в корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).
Дети четко произносят названия фруктов и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.
Знакомство с буквой А.
- Ребята, мы познакомились со звуком [а], мы его с вами слушали, мы его пели. А как вы думаете, можно ли увидеть звук [а]? (Нет).
- Да, звуки мы увидеть с вами не можем. Звуки – невидимки! Но звуки научились превращаться в буквы, которые мы с вами можем писать и читать. Хотите узнать, как это произошло? (Да).
Сказка «Как звуки научились превращаться в буквы».
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
-Ребята, платья, которые подарил волшебник звукам – это буквы. И платья у всех звуков разные, чтобы мы их не путали. Какое же платье добрый волшебник подарил звуку [а]? Посмотрите, вот оно (показывает крупно напечатанную букву «А»).
- Рассмотрите букву «А». (Учитель читает стихотворение, одновременно показывая части буквы)
- На что похожа буква А?
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Физкультминутка
– Аист, аист, длинноногий, (машут руками, как крыльями)
Покажи домой дорогу. (Руки складывают в виде крыши над головой)
Аист отвечает:
–Топай правою ногой, (топают поочерёдно правой и левой ногой).
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Шаг на месте: раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Мы присядем, скажем: У-у-у.
Дружно встанем, скажем: А-а-а.
Нам пора и за дела.
Составление буквы «А» из счётных палочек.
- А сейчас составим большую букву «А» из счетных палочек. (Выкладывание буквы «А» из палочек, ориентируясь на образец – нарисованную букву «А» из счётных палочек).
Если обучающиеся допускают ошибку, учитель обращает внимание на образец, помогает словесной инструкцией.
Агафонов Миша и Крестьянинов Саша выкладывают палочки прямо на образец (технология разноуровневого обучения).
Работа с кассой букв
Нахождение буквы «А» в кассах букв. Взаимопроверка.
- Ребята, перед вами – касса букв. Найдите в ней букву А. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте.
IV. Закрепление материала
Презентация «Игра “Четвертый лишний”»
- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвёртый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы должны называть, что на них изображено, выделяя голосом первый звук. На каждой картинке спряталось лишнее слово. Мы должны его найти.
(Дети вместе с учителем называют изображения на каждом слайде, находят лишний предмет).
-Ананас, абрикос, апельсин, лимон (лишнее – лимон, в этом слове нет звука [а]).
Молодцы!
-Акула, антилопа, аист, медведь (лишний – медведь, в этом слове нет звука[а]).
Правильно!
-Автобус, астры, Айболит, солнце (Лишнее слово – солнце, в нём нет звука [а]).
Молодцы!
V. Итог урока.
- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.
- Какой буквой обозначается этот звук? Поднимите карточку с буквой А
- Придумайте слова со звуком [а].
VI. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось делать на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
Конспект урока по предмету "речь и альтернативная коммуникация" в 3 классе по теме "Что такое море. Морские обитатели."
Данный урок является завершающим в проектной деятельности обучающихся четвёртого года обучения с умеренной умственной отсталостью по теме "Водоёмы. Море"....
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация». 2 класс надомного обучения.
Изучение букв и звуков по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" детей с ТМНР...
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. По теме: Звук и буква Лл. Обратные и прямые открытые слоги.
Звук и буква ЛЛ. Обратные и прямые открытые слоги....
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. По теме: Звук и буква Нн.
Звук и буква Нн...
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.
Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....
Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе
Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...