Программа по внеурочной деятельности "Традиции донского казачества"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа предназначена для проведения занятий в 3-4 классах
период обучения: 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 131.55 КБ |
vneurochka.docx | 41.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест «Что мы знаем о своей области, городе, посёлке?»
1.Закончи предложения:
Моя область -____________________________________________
Мой город-______________________________________________
Мой посёлок-____________________________________________
Моя улица-______________________________________________
Мой дом-________________________________________________
Моя квартира - _________________________________________
2. Как ты думаешь, кто какой казак?
А) человек, несущий службу в армии
Б) представитель казачьего общества
В) любой гражданин России
3. Какой город не относится к Ростовской области? Подчеркни.
Новочеркасск, Шахты, Аксай, Краснодар, Ростов-на-Дону, Таганрог.
4.Допиши слово:
Улица + улица + улица =
Город + город + город =
Страна + страна + страна =
5. Подпиши названия предметов.
.
_______________________ ______________________ __________________
6. Какие достопримечательности своего края ты знаешь? Перечисли.
__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Традиции донского казачества»
Составитель: Бандурина А.А
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции донского казачества» является дисциплиной регионального компонента, поэтому в ФГОС нет информации о ее содержании.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре донского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края;
- привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 2-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используются для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 1 раз в неделю с учащимися одного класса.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Отчёт о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
2. Тематический план программы.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Ауди-тор-ные | Вне-ауди-тор-ные | ||||
1 год обучения и 2 год обучения | |||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | |
2. | Традиционная культура донских казаков. | 4 | 2 | 2 | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 2 | 2 | Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. |
4. | Труд и быт казаков на Дону. | 4 | 3 | 1 | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
5. | Декоративно – прикладное искусство. | 4 | 2 | 2 | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. |
6. | Памятники истории донского казачества. | 3 | 1 | 3 | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества. | 3 | 1 | 2 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
8. | Православие и казачество. | 4 | 2 | 2 | Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
9. | Казак – патриот. | 4 | 2 | 2 | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 3 | 3 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. | |
Итого часов | 34 | 16 | 18 |
3. Содержание программы.
1-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины «Традиции Донских казаков» с курсом «Доноведение», «Основы православной культуры».
Раздел 1. Традиционная культура донских казаков. (4 часа)
Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи. (4 часа)
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону. (4 часа)
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (4 часа)
Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области.
Раздел 5. Памятники истории донского казачества. (3 часа)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества. (3 часа)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество. (4 часа)
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских казаков.
Раздел 8. Казак — патриот. (4 часа)
Казак. Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья честь. Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа)
2-й год обучения ( 34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура донских казаков. (4 часа)
Детские игры. Игровые припевки. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха.
Раздел 2. История моей казачьей семьи. (4 часа)
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Отношение к семье на Дону. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Родословная семьи. Генеалогическое древо.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону. (4 часа)
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда донских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (4 часа)
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории донского казачества. (3 часа)
Памятники казакам - защитникам Родины. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Ростовской области. Памятник Атаману Платову, Ермаку в городе Новочеркасске. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества. (3 часа)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход празднования.
Раздел 7. Православие и казачество. (4 часа)
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак — патриот. (4 часа)
Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Доблесть казаков. Донские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа)
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.
Результаты первого уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к культуре донского казачества и творческой деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам донского казачества, особенностям проведения обрядовых праздников донских казаков.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Результаты второго уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- интерес к декоративно- прикладному искусству донских казаков;
- чувство сопричастности к своему народу;
- основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы донского казачества;
- рассказывать о своём казачьем роде;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- реконструировать основные праздничные обряды.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№п\п | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
1. | Традиционная культура донских казаков. |
Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья». | Знание различных фольклорных форм донского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников донских казаков. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы донского казачества. Умение реконструировать основные праздничные обряды |
2. | История моей казачьей семьи. | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Донская семья», творческий проект «Родословная моей семьи». | Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников. Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи. Умение рассказать о своём казачьем роде. | |
3. | Труд и быт казака на Дону. | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «Донская старина», проект «Занятия Донских казаков». | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремёсел, видов декоративно-прикладного искусства Донского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий | |
4. | Декоративно- прикладное искусство | Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно - прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся. | Знание основных ремёсел, видов декоративно-прикладного искусства Донского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам декоративно-прикладного искусства Донского казачества | |
5. | Памятники истории Донского казачества | Видео, слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Донского края», творческий проект «История памятника » (по выбору учащегося) | Знание основных памятных сооружении, связанных с историей и культурой Донского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура Донского казачества». | |
6. | Основные па- мятные даты и знаменательные события из истории донского казачества | Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект. | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями Донского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура Донского казачества». | |
7. | Православие и казачество | Исследовательский проект, православные праздники. | Исследовательский проект, православные праздники. | |
8. | Казак - патриот | Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Викторина «Донские казачьи регалии». | Структура и направления деятельности Донского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура донского казачества». |
6. Методические рекомендации.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности школьников, в связи с чем важное место в процессе проведения занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными людьми.
7. Описание материально-технического обеспечения.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
2. Печатные пособия | ||
1. | Лащилин Б. С. Донские родники: Казачий фольклор (обряды, сказы, былины, песни, частушки, пословицы и загадки), очерки / Борис Лащилин; сост. и предисл. О. А. Тихомировой. Воронеж: Серебряная гора, 2008 | 1 |
2. | Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010. | 1 |
3. | Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995. | 1 |
4. | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.- Ростов-на-Дону, 2009. | 1 |
5. | Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. - 79 с. | 1 |
6. | История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 1997. | 1 |
7. | Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995. | 1 |
8. | Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003. | 1 |
3.Технические средства обучения | ||
1. | Компьютер | 1 |
2. | Интерактивная доска. | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Презентации к занятиям. | |
2. | DVD фильмы. | |
5. Оборудование кабинета | ||
1. | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 13 шт. |
2. | Стол учительский. | 1 |
3. | Шкафы для хранения дидактических материалов. | 3 |
4. | Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Кто такие казаки. Жизнь и быт донского казачества."
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы "Край, в котором я ...
Донское казачество
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14689921","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14689927","...
Внеклассное занятие "Словарь Донского казачества"
Работа со словарями:- Большой толковый словарь Донскогог казачества- Русско-донской словарь...
Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.
Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По истории Донского казачества 7 класс
Рабочая программа по Истории Донского края в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России для 8 класса разработана на основе требований федерального государственного обра...
Быт и нравы донского казачества
Материал о земляках-космонавтах...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...