Рабочая программа "Речевая практика" 2 класс вариант 8.3
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 2 класс для обучающихся с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika.docx | 768.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Цель - развитие речевой коммуникации с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Этот предмет играет важную роль в развитии речи младших школьников, учит выполнять простые и составные устные инструкции учителя; совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи, интереса к окружающему; корригируется артикуляция звука и диафрагмальное дыхание, речевое подражание.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивации учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение.
сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом Фёдорова Даниила, обучающегося _ «2» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки, взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Минимальный уровень:
выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту обучающегося; слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Достаточный уровень:
понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы по их содержанию;
понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения, используя соответствующие этикетные слова и выражения;
принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.
Содержание учебного предмета
- Речевая практика.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это ...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего». Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником ...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе ...». Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой ...», «Как хорошо ты ...», «Как красиво!».
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к педагогическому работнику, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне ...», «Можноя ...».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но ...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо ... имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
Очень приятно», «Я очень рад» как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел»). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей).
«Я и мои друзья» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии).
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе).
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающегося с РАС с легкой умственной отсталостью и социальной ситуации его жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Основные виды деятельности | Количество часов |
1 | Добро пожаловать | Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. | 2 |
2 | История о лете | Слушание небольших литературных рассказов. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. | 2 |
3 | Играем в сказку | Чтение сказок Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации | 11 |
4 | Я дома | Обсуждение речевых ситуаций.«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей). «Я и мои друзья» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии). | 3 |
5 | Я за порогом дома | Обсуждение ситуаций«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе). | 2 |
7 | Поздравляем тебя | Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. Составление поздравительной открытки | 2 |
8 | Мои животные | Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации | 5 |
9 | Скоро лето | Слушание небольших литературных рассказов. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. | 3 |
10 | Поклонимся памяти Героев | Слушание небольших литературных рассказов. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. | 2 |
11 | Повторение | Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации | 2 |
Общее количество часов по программе | 34 |
Поурочное планирование
Раздел № урока, тема | Количество часов | ||
всего | Контрольные работы | Практические работы | |
1 Добро пожаловать. | |||
2 Правила для школьника | |||
3 Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал. | |||
4 Три поросенка Знакомство со сказкой «Три поросенка» | |||
5.Расскажи о себе | |||
6Я звоню в экстренные службы | |||
7.С Днем рождения! Мы в гостях на день рождении | |||
8.Дежурство «Ура! Перемена!» План дежурства | |||
9.У меня есть щенок! Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | |||
10 У меня есть щенок! | |||
11 «А у нас в квартире кот! А у вас?» | |||
12.День школьника. | |||
13 «Красная Шапочка» Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | |||
14 Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | |||
15 Я поздравляю тебя! Поздравляем папу | |||
16 Поздравляем маму | |||
17Я записался в кружок! Я иду в кружок. Кто со мной? | |||
18. Я тоже занимаюсь в кружке. Беседа | |||
19 Игра «Живое предложение». Игра «Живое предложение» | |||
20 Вспоминаем любимые сказки
| |||
21.Кот и лиса. Русская народная сказка | |||
22.. Русская народная сказка | |||
23. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка | |||
24. Русская народная сказка | |||
25.Царевна лягушка | |||
26 Игра «Вспоминаем сказки» | |||
27. Моя любимая сказка. | |||
28.Скоро лето. | |||
29 Здравствуй лето! | |||
30 Эксурсия. | |||
31.Поклонимся памяти Героев | |||
32 Экскурсия к памятнику | |||
33 Контрольная работа | |||
34 Итоговый урок. Повторение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно - методическое обеспечение
- Учебник "Речевая практика" 2 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
- Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005
- Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 г.
- Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека. Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
- Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
- Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
- Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
- Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
- Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года, ягоды.
15. Термометр.
16. Набор муляжей овощей и фруктов.
- Электронные образовательные ресурсы
- Интерактивная доска, компьютер, принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)
Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...
адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)
Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....
Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)
Адаптированные рабочие программы 1 класса...
Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)
Адаптированные рабочие программы 1 класса...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Адаптированная рабочая программа 2 класс, вариант 7.1
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона &l...