Рабочая программа по рисованию 8 вид. (3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Ситникова Лариса Викторовна

Рабочая программа по рисованию 8 вид (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_risovaniyu.docx495.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  рисованию составлена на основе:

  • Федерального закона  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Устава КГКОУ ШИ 9 р.п. Переяславка
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
  • Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020 учебный год
  • Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва, «Просвещение», 2000 год.

Цель: оказание существенного воздействия на формирование личности обучающихся, их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,создание условий для формирования у обучающихся знаний элементарных основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, декоративного рисования. 

Задачи:

  • знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.

Коррекционно-развивающие задачи

  • содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической,аналитико-рефлексивнойдеятельности, умения сравнивать, обобщать,оценивать;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности;
  • развивать воображение и творческое мышление, наблюдательность, пространственную ориентировку;
  • развивать умение соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувство такта и эстетичности при оформлении работы;
  • развивать активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства, чувство формы, цвета,красоты;

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

В Основных положениях федерального государственного образовательного стандарта для детей с интеллектуальной недостаточностью четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству  включенызнания в области искусства- практика художественного ремесла и художественного творчества:

  • овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
  • освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
  • развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
  • формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
  • развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Основные содержательные линии программы выстроеныс учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся 3 класса, уровня их знаний  и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей с интеллектуальной недостаточностью необходимые им навыки самостоятельности в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Обучающиеся 3 класса, имея умственные и физические недостатки, нарушение эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

Изучение предмета ИЗО обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;
  • коррекционно – развивающую;
  • коррекционно – воспитательную;
  • воспитание положительных качеств личности;
  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.  

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Межпредметные связи:

  • ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
  • ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
  • ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
  • ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерская А.С. под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение. – 2008.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом  рассчитана на 34 часа в год  (1 час  в неделю).

Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Программа составлена с учетом уровня обученности школьников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Подготовительные занятия.На подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменялнаправление движения, прекращал движение в нужной точке.

Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.

        Декоративное рисование. На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения  о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят  эстетического вкуса.

Рисование с натуры.Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей  и целого, а также конструкцию предметов.

Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять  среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы.Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 3 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

Беседы об изобразительном искусстве.Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 3  классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В основном работа идет над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи  детей, над коррекцией  недостатков произношения.

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
  2. Развитие аналитико — синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
  3. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  4. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
  5. Формирование таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Предметными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
  2. Владение начальными формами учебных действий —  наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
  3. Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных базовых учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.

Содержание программы учебного предмета

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Примерные задания

Первая четверть

·     Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

·     Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

·     Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

·     Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

·     Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

·     Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

·     Рисование шахматного узора в квадрате.

·     Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Вторая четверть

·     Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.

·     Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

·     Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

·     Рисование с натуры будильника круглой формы.

·     Рисование с натуры двухцветного мяча.

·     Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

·     Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

·     Рисование на тему «Нарядная елка».

Третья четверть

·     Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.

·     Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

·     Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

·     Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

·     Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

·     Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).

Четвертая четверть

·     Рисование узора из растительных форм в полосе.

·     Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».

·     Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

·     Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

·     Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

·     Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

·     Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Знания  и уменияобучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

Оценка «3» - выставляется ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

      - правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

      - самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

      - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

      - правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

      - делить лист на глаз на две и четыре равные части;

      - анализировать с помощью учителя строение предмета;

      - изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

      - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

      - в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

      - различать и называть цвета и их оттенки;

      - узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

      - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Обучающиеся должны знать:

-  цвета;

      -  строение изображаемого предмета;

      -  правила построения узора в полосе, квадрате, круге.

Тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Рисование с натуры

10

2

Декоративное рисование

9

3

Рисование на темы

9

4

Беседы об изобразительном искусстве

6

Итого:

34 часа

Календарно-тематическое планирование по рисованию

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во  часов

Дата

Коррекционные задачи

Требования к уровню подготовленности обучающихся

план

факт

Беседа по картине И.Хруцкого

«Цветы и плоды».

1

Развивать словарный запас по теме, мелкую моторику, творческое настроение.

Уметь рисовать с натуры осенние листья

Рисование с натуры осенних листьев.

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1

Развивать умение ориентироваться на альбомном листе, мелкую моторику, творческое воображение.

Уметь рисовать в полосе из веток.

Рисование на тему «Парк осенью». Акварель. Беседа по картинам об осени.

2

Воспитывать аккуратность.

Развивать словарный запас по теме.

Уметь пользоваться акварелью

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета.

1

Развивать мелкую моторику, воображение.

Уметь изображать на альбомном листе предметы объёмной формы, передавать объем доступными средствами.

Рисование с натуры морских сигнальных флажков

1

Развивать глазомер, мелкую моторику.

Уметь правильно передавать пропорции частей предмета прямоугольной формы

Рисование с натуры доски для резания овощей

1

Развивать глазомер, мелкую моторику.

Уметь правильно передавать пропорции частей предмета прямоугольной формы

Рисование шахматного узора в квадрате

1

Развивать мышление, мелкую моторику.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части

Иллюстрирование сказок

1

Развивать творческое воображение, фантазию

Уметь построить композицию, передать в рисунке свой замысел

Декоративное рисование орнамента в квадрате.

1

Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части

Рисование с натуры игрушечного домика.

1

Рисование на тему: «Ёлка зимой»

1

Развивать зрительное восприятие,  внимание, творческое воображение.

Знать  общее понятие о художественных средствах

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели

1

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание

Уметь правильно передавать пропорции предмета

Рисование с натуры двухцветного мяча

1

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимательность

Уметь правильно передавать пропорции предмета

Рисование узора для городецкой игрушки

1

Уметь передать в узоре форму узнаваемых цветов(бутон, розан)

Рисование с натуры будильника

1

Развивать фантазию, ориентирование  на листе бумаги.

Воспитывать аккуратность.

Уметь делить полоску на равные части, использовать природные формы

Беседа по картине.

Рисование с натуры цветка.

1

Развивать творческое воображение, фантазию

Уметь построить композицию, передать в рисунке свой замысел

Рисование с натуры цветка.

1

Развивать умение анализировать объекты изображения.

Уметь сравнивать свой рисунок с объектом изображения.

Рисование с натуры молотка.

1

Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой».

1

Развивать творческое воображение, фантазию

Уметь работать гуашевыми красками.

Беседа по картинам художников на тему «Славные защитники Отечества».

1

Воспитывать умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц.

Уметь анализировать объекты изображения.

Беседа по картинам «Конец зимы».

1

Совершенствовать процессы аналитико-синтетической деятельности.

Декоративное рисование – открытка к 8 Марта.

1

Уметь установить последовательность выполнения рисунка, отражать свои наблюдения в рисунке.

Рисование орнамента из квадратов.

1

Развивать фантазию, ориентирование  на листе бумаги.

Воспитывать аккуратность.

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

Уметь составлять узор из растительных элементов в полосе.

Беседа по картинам о весне. 

1

Совершенствовать умение анализировать объекты изображения.

Уметь анализировать объекты изображения, передавать в  рисунке форму, строение, пропорции и цвет предметов.

Рисование с натуры весенней веточки.

1

Рисование на тему «Деревья весной».

1

Развивать умение анализировать объекты изображения.

Уметь работать гуашевыми красками.

День космонавтики

Декоративное рисование на тему: «Узор в квадрате».

1

Развивать фантазию, ориентирование  на листе бумаги.

Воспитывать аккуратность.

Уметь составлять узор в квадрате, применяя осевые линии.

Радуга. Цветовой круг.

Рисование на тему: «Праздник Победы».

1

Развивать зрительное восприятие,  внимание, творческое воображение.

Уметь находить гармонически сочетающиеся цвета.

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета». Рисование на тему: «Здравствуй, лето!»

1

Обучать высказыванию о содержании рассматриваемых произведений.

Уметь находить гармонически сочетающиеся цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по рисованию 2 класс ОВЗ

Программа разработана на основе "Программы МО РФ для специальных (коррекционных) ОУ В.В.Воронковой"...

Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по рисованию, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа по рисованию, 1 дополнительный  класс вариант 8.3...

Адаптированная рабочая программа по рисованию для 3 класса (вариант 8.3)

Рабочая программа составлена для ученика 3 класса надомного обучения , имеющего следующие особенности здоровья: искаженное развитие преимущественно аффективно – эмоциональной сферы (II группа по...

Рабочая программа по рисованию для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рисование имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. Актуальностью предмета «рисование» является всестороннее развитие личности обучающегося с умственн...

Рабочая программа по рисованию для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Программа составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны  нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деят...

Рабочая программа по рисованию 4 класс (8вид)

Рабочая программа по рисованию 4 класс (8 вид)...