Рабочая программа по рисованию 8 вид. (3 класс)
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по рисованию 8 вид (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_risovaniyu.docx | 495.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по рисованию составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Устава КГКОУ ШИ 9 р.п. Переяславка
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
- Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020 учебный год
- Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва, «Просвещение», 2000 год.
Цель: оказание существенного воздействия на формирование личности обучающихся, их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,создание условий для формирования у обучающихся знаний элементарных основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, декоративного рисования.
Задачи:
- знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.
Коррекционно-развивающие задачи
- содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической,аналитико-рефлексивнойдеятельности, умения сравнивать, обобщать,оценивать;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности;
- развивать воображение и творческое мышление, наблюдательность, пространственную ориентировку;
- развивать умение соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувство такта и эстетичности при оформлении работы;
- развивать активное и целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства, чувство формы, цвета,красоты;
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
В Основных положениях федерального государственного образовательного стандарта для детей с интеллектуальной недостаточностью четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включенызнания в области искусства- практика художественного ремесла и художественного творчества:
- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
- развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Основные содержательные линии программы выстроеныс учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся 3 класса, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей с интеллектуальной недостаточностью необходимые им навыки самостоятельности в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Обучающиеся 3 класса, имея умственные и физические недостатки, нарушение эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Изучение предмета ИЗО обеспечивает работу:
- коррекционно – обучающую;
- коррекционно – развивающую;
- коррекционно – воспитательную;
- воспитание положительных качеств личности;
- развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Межпредметные связи:
- ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
- ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
- ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
- ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерская А.С. под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение. – 2008.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности школьников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Подготовительные занятия.На подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменялнаправление движения, прекращал движение в нужной точке.
Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Декоративное рисование. На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят эстетического вкуса.
Рисование с натуры.Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.
Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве.Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В основном работа идет над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи детей, над коррекцией недостатков произношения.
Личностными результатами изучения курса являются:
- Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
- Развитие аналитико — синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
- Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
- Формирование таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Предметными результатами изучения курса являются:
- Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- Владение начальными формами учебных действий — наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных базовых учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.
Содержание программы учебного предмета
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Примерные задания
Первая четверть
· Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.
· Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).
· Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).
· Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
· Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
· Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
· Рисование шахматного узора в квадрате.
· Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Вторая четверть
· Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
· Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
· Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
· Рисование с натуры будильника круглой формы.
· Рисование с натуры двухцветного мяча.
· Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
· Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).
· Рисование на тему «Нарядная елка».
Третья четверть
· Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.
· Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
· Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
· Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
· Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
· Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
Четвертая четверть
· Рисование узора из растительных форм в полосе.
· Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».
· Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
· Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
· Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
· Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.
· Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Знания и уменияобучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Обучающиеся должны знать:
- цвета;
- строение изображаемого предмета;
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 10 |
2 | Декоративное рисование | 9 |
3 | Рисование на темы | 9 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование по рисованию
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата | Коррекционные задачи | Требования к уровню подготовленности обучающихся | |
план | факт | |||||
Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | Развивать словарный запас по теме, мелкую моторику, творческое настроение. | Уметь рисовать с натуры осенние листья | |||
Рисование с натуры осенних листьев. | ||||||
Рисование узора в полосе из веток с листочками. | 1 | Развивать умение ориентироваться на альбомном листе, мелкую моторику, творческое воображение. | Уметь рисовать в полосе из веток. | |||
Рисование на тему «Парк осенью». Акварель. Беседа по картинам об осени. | 2 | Воспитывать аккуратность. Развивать словарный запас по теме. | Уметь пользоваться акварелью | |||
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. | 1 | Развивать мелкую моторику, воображение. | Уметь изображать на альбомном листе предметы объёмной формы, передавать объем доступными средствами. | |||
Рисование с натуры морских сигнальных флажков | 1 | Развивать глазомер, мелкую моторику. | Уметь правильно передавать пропорции частей предмета прямоугольной формы | |||
Рисование с натуры доски для резания овощей | 1 | Развивать глазомер, мелкую моторику. | Уметь правильно передавать пропорции частей предмета прямоугольной формы | |||
Рисование шахматного узора в квадрате | 1 | Развивать мышление, мелкую моторику. | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части | |||
Иллюстрирование сказок | 1 | Развивать творческое воображение, фантазию | Уметь построить композицию, передать в рисунке свой замысел | |||
Декоративное рисование орнамента в квадрате. | 1 | Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части | |||
Рисование с натуры игрушечного домика. | 1 | |||||
Рисование на тему: «Ёлка зимой» | 1 | Развивать зрительное восприятие, внимание, творческое воображение. | Знать общее понятие о художественных средствах | |||
Рисование с натуры теннисной ракетки. | 1 | |||||
Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели | 1 | Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание | Уметь правильно передавать пропорции предмета | |||
Рисование с натуры двухцветного мяча | 1 | Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимательность | Уметь правильно передавать пропорции предмета | |||
Рисование узора для городецкой игрушки | 1 | Уметь передать в узоре форму узнаваемых цветов(бутон, розан) | ||||
Рисование с натуры будильника | 1 | Развивать фантазию, ориентирование на листе бумаги. Воспитывать аккуратность. | Уметь делить полоску на равные части, использовать природные формы | |||
Беседа по картине. Рисование с натуры цветка. | 1 | Развивать творческое воображение, фантазию | Уметь построить композицию, передать в рисунке свой замысел | |||
Рисование с натуры цветка. | 1 | Развивать умение анализировать объекты изображения. | Уметь сравнивать свой рисунок с объектом изображения. | |||
Рисование с натуры молотка. | 1 | |||||
Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой». | 1 | Развивать творческое воображение, фантазию | Уметь работать гуашевыми красками. | |||
Беседа по картинам художников на тему «Славные защитники Отечества». | 1 | Воспитывать умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц. | Уметь анализировать объекты изображения. | |||
Беседа по картинам «Конец зимы». | 1 | Совершенствовать процессы аналитико-синтетической деятельности. | ||||
Декоративное рисование – открытка к 8 Марта. | 1 | Уметь установить последовательность выполнения рисунка, отражать свои наблюдения в рисунке. | ||||
Рисование орнамента из квадратов. | 1 | Развивать фантазию, ориентирование на листе бумаги. Воспитывать аккуратность. | ||||
Рисование узора из растительных форм в полосе. | 1 | Уметь составлять узор из растительных элементов в полосе. | ||||
Беседа по картинам о весне. | 1 | Совершенствовать умение анализировать объекты изображения. | Уметь анализировать объекты изображения, передавать в рисунке форму, строение, пропорции и цвет предметов. | |||
Рисование с натуры весенней веточки. | 1 | |||||
Рисование на тему «Деревья весной». | 1 | Развивать умение анализировать объекты изображения. | Уметь работать гуашевыми красками. | |||
День космонавтики | ||||||
Декоративное рисование на тему: «Узор в квадрате». | 1 | Развивать фантазию, ориентирование на листе бумаги. Воспитывать аккуратность. | Уметь составлять узор в квадрате, применяя осевые линии. | |||
Радуга. Цветовой круг. | ||||||
Рисование на тему: «Праздник Победы». | 1 | Развивать зрительное восприятие, внимание, творческое воображение. | Уметь находить гармонически сочетающиеся цвета. | |||
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета». Рисование на тему: «Здравствуй, лето!» | 1 | Обучать высказыванию о содержании рассматриваемых произведений. | Уметь находить гармонически сочетающиеся цвета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по рисованию 2 класс ОВЗ
Программа разработана на основе "Программы МО РФ для специальных (коррекционных) ОУ В.В.Воронковой"...
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по рисованию, 1 (доп) класс вариант 8.3
данная рабочая программа по рисованию, 1 дополнительный класс вариант 8.3...
Адаптированная рабочая программа по рисованию для 3 класса (вариант 8.3)
Рабочая программа составлена для ученика 3 класса надомного обучения , имеющего следующие особенности здоровья: искаженное развитие преимущественно аффективно – эмоциональной сферы (II группа по...
Рабочая программа по рисованию для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рисование имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. Актуальностью предмета «рисование» является всестороннее развитие личности обучающегося с умственн...
Рабочая программа по рисованию для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деят...
Рабочая программа по рисованию 4 класс (8вид)
Рабочая программа по рисованию 4 класс (8 вид)...